Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дифференцированное обучение на занятиях с дошкольниками

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дифференцированное обучение на занятиях с дошкольниками.


Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей.

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей. 

Дифференцированные формы и методы обучения:

Проверка, взаимопроверка знаний (фронтальная беседа, устный опрос, устный счет);

Методы мотивации изучения нового (словесные, наглядные);

Формы обучения6фронтальная, индивидуальная,групповая.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств. 
Как педагогу сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в группе, учитывая его особенности? Каждый педагог может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных занятиях, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.
Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.
Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.
А для нас, педагогов, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век

Как проходят наши занятия?

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей я решаю, придерживаясь принципов дифференцированного обучения:

Дифференцированное обучение - это система образования, обеспечивающая развитие личности каждого ребёнка с учётом его возможностей, интересов, склонностей и способностей.

Учитывая уровень достижений детей, я определяю содержание работы с ними на занятиях, подбираю отличающиеся степенью трудности задания, способствующие поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего образовательного мероприятия.

Задания с усложнением предлагаю детям высокого уровня , а детям с более низким уровнем развития, напротив, предлагаю упрощенный материал, при этом - цели, формы и методы обучения остаются одинаковыми.

Результативности поставленных на занятии задач я добиваюсь использованием дифференцированного подхода - ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка.

А по данному разделу следует заметить, что различные виды дифференцированного подхода к детям могут быть использованы на всех этапах и во всех формах и видах занятий.

Например, на занятии по развитию речи, тема. " Доскажи словечко" я сформировала группы детей на основе организационной формы обучения, сформированных в зависимости от целей занятия и индивидуальных особенностей, усвоения учебного материала. Хотелось бы подчеркнуть, что при использовании всех видов дифференцированного подхода, наибольшую сложность представляет дифференциация обучения по форме оказания педагогической поддержки и помощи детям. Мой опыт работы, доброжелательность, наблюдательность, тактичность, позволяет мне верно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в определённый момент.

Для различных изменений пространства у меня в кабинете легко перемещаемая мебель. Надо не бояться переставлять предметы в кабинете в зависимости от поставленных задач на конкретном занятии.

Образовательную среду условно можно расклассифицировать на используемую педагогом – демонстрационную и используемую обучающимися – раздаточную. Это деление весьма условно, каждый объект используется в разных областях и в различных видах учебной деятельности. Существует много вариантов замечательного сделанного раздаточного материала, но я с успехом использую различные подсобные материалы: горох, жёлуди, шишки и т.д.

Как педагогу сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в группе, учитывая его особенности? Я, в своих группах, разделила детей (условно) на две группы по работоспособности : первая – высокая, вторая – средняя. Присвоила каждой группе цвет. Важно отметить, что состав групп меняется на различных занятиях, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание. Например, как я организую занятия по математике при дифференцированном подходе в обучении. Строятся занятия на основе проблемно-диалогической технологии. Основная особенность таких занятий, это когда дети «открывают» сами математические понятия; я лишь направляю деятельность обучающихся; дети и педагог подводят итог совместно. Вся работа продумана так, что можно применить дифференцированный подход на любом этапе занятия.

Объём заданий на занятиях

Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических понятий, поэтому они и не утомляют детей, тем более, как правило, они проводятся в игровой форме. Что важно, выполнение всех заданий из учебника, не являются обязательным для каждого ребёнка. Объём заданий в учебнике позволяет учитывать разноуровневую подготовку обучающихся. Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает занятия математики привлекательными для детей.

«Уровневая дифференциация при решении простых задач».

Многим педагогам, и мне в том числе, знакомы трудности, которые связаны с организацией на занятии фронтальной или самостоятельной работы над текстовой задачей одни обучающиеся способны видеть разные способы решения;

Как же организовать на занятии работу над задачей, чтобы она соответствовала возможностям обучающихся? Первое, я выбрала формирование мобильных групп, деление на группы осуществляю на основе достижения уровня подготовки обучающихся. Второе, применяю различный наглядный материал, который готовится заранее в трёх вариантах.

Особенность их такова, предлагается три варианта заданий различной степени сложности:

1. Трудный.

2.Менее сложный.

3.Лёгкий.

Наглядный материал подобран к задаче. Сначала работа ведётся с педагогом, где отрабатывается навык работы с задачей, позже самостоятельно.

Организация такой работы на занятии важна. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а наглядный материал с предъявленными заданиями снимает трудности, связанные с оформлением, дети чувствуют себя уверенней, а педагог во время этой работы имеет возможность оказать индивидуальную помощь отдельным учащимся.

Вывод: такая работа над текстовой задачей на занятии с помощью наглядного материала позволяет организовать разноуровневую работу на занятии, и органично вписаться в ход занятия, удобна в организации.

Результат моей деятельности

Опыт работы убедительно доказывает, что использование технологии дифференцированного подхода к детям позволяет получить высокий уровень результатов развития детей, соответствующий рамкам Госстандарта.

По математике: повышается самостоятельность обучающихся и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им уровне сложности;

Легко усваивается счет в пределах 10;

повысилась ответственность ребят при подготовке к занятиям; обязательным условием успешного обучения стала работа с букварем; повышается сплочённость коллектива;

По обучению грамоте дети умеют:

Делить на слоги слова любой слоговой структуры, составлять

из слогов слова;

• ставить ударение в слове;

• производить анализ слов из 6-7 звуков;

• находить место определенного звука в слове;

• четко дифференцировать гласные от согласных звуков.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области