Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

Актуальность. Хоккей технически является крайне сложным видом спорта. Вопросами тренировочного процесса в разрезе многолетней и круглогодичной подготовки хоккеистов посвящено достаточное количество работ специалистов [1,3], в то же время вопросы построения и содержания различных видов спортивной подготовки, в том числе технической подготовки, рассматриваются в некоторых исследовательских работах [2,4,5].

Катание на коньках - это один из чрезвычайно сложных технических элементов в хоккее. Данный элемент техники состоит из многочисленных и взаимосвязанных движений со сложной структурой. Каждый маневр хоккеиста является единым целым, состоящим из различных компонентов. Каждый такой компонент следует изучить отдельно, после чего свести все компоненты маневра воедино [6].

Качественное освоение всех технических элементов, особенно техники катания на коньках является фундаментальным во всей системе технической подготовки потому, что от того насколько эффективно будет налажен процесс обучения и эффективно подобранно его содержания с самого начала обучения юного хоккеиста в последующем создаст предпосылки для его становления как профессионала.

Цель исследования: Разработать методику обучения технике катания на коньках хоккеистов 9-10 лет.

Результаты исследования. Для разработки методики, прежде всего, необходимо знать слабые и сильные стороны текущего состояния технической оснащенности обучающегося контингента. Поэтому для мониторинга текущего состояния технической подготовленности (владение техникой катания на коньках) юных хоккеистов было проведено исследование, к которому были привлечены 20 хоккеистов в возрасте 9-10 лет, занимающихся в группе начальной подготовки. Методом случайной выборки юные хоккеисты были распределены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой. Недельный микроцикл тренировочных занятий юных хоккеистов состоял по схеме 4х3, т.е. 4 тренировочных занятия и 3 выходных дней. Контрольная группа занималась по типовой программе для ДЮСШ, а экспериментальная в процессе занятий по типовой программе в разделе техническая подготовка активно применяла разработанную нами методику.

Для определения показателей технической подготовленности (владение техникой катания на коньках) мы использовали следующую батарею тестов: Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с). Челночный бег на коньках 6x9 м (с). Слаломный бег на коньках без шайбы (с). Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (с).

В результате исследования владение техникой катания на коньках юными хоккеистами в начале исследования были получены результаты, которые наглядно представлены в таблице 1.

Результат в тесте «Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед» в контрольной группе 25,96+0,30 сек., в экспериментальной группе 25,99+0,22 сек., значение t-критерия Стьюдента: 0,09, различия статистически не значимы (p=0,926296).

Таблица 1– Исходные показатели техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет контрольной и экспериментальной групп

Статические характеристики

Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с)

Челночный бег на коньках 6 x 9 м (с)

Слаломный бег на коньках без шайбы (с)

Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед (с)

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

М

σ

V

m

25,96

0,91

3,49

0,30

25,99

0,65

2,51

0,22

15,99

0,33

2,04

0,11

15,91

0,38

2,38

0,13

12,05

0,40

3,34

0,13

11,89

0,22

1,85

0,07

13,82

0,39

2,83

0,13

13,95

0,33

2,37

0,10

t-критерий Стьюдента

0,09

0,47

0,22

0,76

Примечание: КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа.

Результат в тесте «Челночный бег на коньках 6 x 9 м» в контрольной группе 15,99+0,11 сек., в экспериментальной группе 15,91+0,13 сек., значение t-критерия Стьюдента: 0,47, различия статистически не значимы (p=0,644485). Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.101, при уровне значимости α = 0,05.

Результат в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы» в контрольной группе 12,05+0,13 сек., в экспериментальной группе 11,89+0,07 сек., значение t-критерия Стьюдента: 0,22, различия статистически не значимы (p=0,824869).

Результат в тесте «Слаломный бег на коньках без шайбы спиной вперед» в контрольной группе 13,82+0,13 сек., в экспериментальной группе 13,95+0,11 сек., значение t-критерия Стьюдента: 0,76, различия статистически не значимы (p=0, 455697).

Более наглядно исходные показатели техники катания на коньках хоккеистов контрольной и экспериментальной групп представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Исходные показатели техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет контрольной и экспериментальной групп

В ходе проведения исследования нами была разработана методика обучения техники катания на коньках хоккеистов 9-10 лет, которая состояла из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части методики нами проводились теоретические занятия, посвященные двум основным вопросам: 1. Технические характеристики лезвия конька. 2. Функции лезвия конька.

Для изучения теоретических вопросов применялись методы слова и демонстрации.

Первый вопрос изучался, с помощью графических изображений, юным хоккеистам объяснялись особенности строения лезвия конька. Лезвие имеет носок, среднюю часть, пятку (рисунок 3), а также желобок, внутреннее ребро и внешнее ребро (рисунок 4). Внутренним считается ребро, которое находится ближе к внутренней стороне стопы, внешнее ребро противоположно внутреннему.

Рисунок 3 – Части лезвия хоккейного конька

Рисунок 4 – Строение лезвия хоккейного конька

После изучения первого вопроса юные хоккеисты переходят к изучению второго. Изучение второго вопроса проходило с помощью видеороликов и анимации. Юным хоккеистам наглядно объяснялось, что средняя часть и носок необходимы при отталкивании, а ребра при торможении, маневрировании и сменах направлений движения. При движении лицом вперед без отрыва ног ото льда необходимо пользоваться средней частью и пяткой, а при движении спиной вперед средней частью и носком. Улитки, виражи и скрестные шаги требуют одновременной работы внешнего ребра и внутреннего ребра, как при движении лицом, так и спиной вперед.

В практическую часть методики были включены два комплекса упражнений. Комплексы состоят из упражнений направленных на совершенствование техники катания на коньках. Основным направлением выполнения упражнений хоккеистами 9-10 лет являлось обучению рациональному распределению усилий при передвижении по льду.

Комплекс упражнений №1. Комплекс предназначен для обучения техническим приемам катания на коньках. Применяется первые 3 месяца, проводится в основной части учебно-тренировочного занятия.

Данный комплекс включает в себя упражнения, выполняемые в среднем темпе. Каждое упражнение выполняется повторным методом, поточно в парах по одному прохождению от лицевой до лицевой линии хоккейной площадки ~ 54 метра. Возврат осуществляется по другой стороне хоккейной площадки. Все без исключения упражнения начинаются и выполняются в основной стойке хоккеиста. Основная стойка хоккеиста характеризуется следующим: туловище наклонено вперед, голова поднята, живот втянут, ноги согнуты в коленных суставах под углом 100-120°, в голеностопных и тазобедренных суставах 70° и 120° соответственно. Ноги располагаются на ширине плеч, клюшка находится в одной руке.

Ниже представлен перечень использованных упражнений: Фонарик. Двойной фонарик. «С»-отталкивания. «С»-отталкивания с заведением ноги за ногу. «Змейка» на двух ногах. Прокат на внутреннем ребре. Прокат на внешнем ребре. Переступания с ноги на ногу (короткие). Переступания с ноги на ногу (длинные). Тройки: переходы с внутреннего ребра конька на внешнего. Тройки: переходы с внешнего ребра конька на внутреннего.

После того как юные хоккеисты правильно выполняли данные технические приемы им предлагалось выполнения некоторых из этих упражнений в усложненной форме.

Комплекс упражнений №2. Комплекс предназначен для совершенствования технических приемов катания на коньках. Он направлен, прежде всего, на формирование навыка маневрировать на высокой скорости и менять направление движения «на носовом платке».

Комплекс применяется 6 месяцев, проводится в основной части учебно-тренировочного занятия.

Данный комплекс включает в себя следующие упражнения: «змейка» на двух ногах; «змейка» на одной ноге; прокат на внутреннем ребре конька; прокат на внешнем ребре конька; переступания с ноги на ногу (длинные).

Упражнения выполнялись на ограниченном пространстве с использованием стоек. Стойки представляют собой конусы высотой 50 см, они поперечно кладутся на лед торцом на расстоянии 80 см друг от друга.

Каждое упражнение выполняется повторным методом, поточно по одному человеку по 2 прохождения от синей до синей линии хоккейной площадки ~ 15 метров. Возврат осуществляется вдоль борта хоккейной площадки. Все без исключения упражнения начинаются и выполняются в основной стойке хоккеиста. Основная стойка хоккеиста характеризуется следующим: туловище наклонено вперед, голова поднята, живот втянут, ноги согнуты в коленных суставах под углом 100-120°, в голеностопных и тазобедренных суставах 70° и 120° соответственно. Ноги располагаются на ширине плеч, клюшка находится в одной руке.

Применение стоек в качестве вспомогательного инвентаря «загоняет в рамки» хоккеиста. Правильное выполнение упражнений требует от него высокий уровень развития координационных способностей. При выполнении упражнения нельзя останавливаться, касаться стоек, сбивать их. Выполнение упражнений данного комплекса формирует у хоккеиста рациональную технику катания, приводит к увеличению скорости передвижения, и уменьшает пространства для выполнения технического действия. Все эти технические элементы являются основными для игровой деятельности хоккеиста, владение ими в необходимой мере позволяют игроку быть мобильным в атаке и подвижным в обороне.

При выполнении данного комплекса упражнений необходимо уделять внимание выполнению отталкивания и взрывных усилий ногами, а так же качеству работы на внешнем ребре и внутреннем ребре конька при передвижении по льду.

Вывод. По итогам проведённого исследования нами выявлено, что технической подготовке (особенно технике катания на коньках) в тренировочном процессе юных хоккеистов уделяется недостаточно внимания, о чем свидетельствуют показатели их технической подготовленности. Для решения данной проблемы или ее локализации нами была разработана методика обучения техники катания на коньках. Данная методика состоит из двух частей: теоретическая и практическая. В теоретической части юные хоккеисты получали необходимые знания, а в практической профессионально значимые умения и навыки. В конечном итоге такой подход в обучении юных хоккеистов позволит добиться положительной динамики показателей их технической подготовленности, а так же улучшения качества игровой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алабин, В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, A.В. Алабин, В. П. Бизин. – Харьков: Основа, 1993. – 244 с.

2. Kamalov, A.K. Обучение техники катания на коньках юных хоккеистов на начальном этапе подготовки / A.K. Kamalov, I.E. Konovalov, V.I. Volchkova // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 340-341.

3. Камалов, А.К. Реализация методических рекомендаций для формирования умений выполнять тактические действия юными хоккеистами / А.К. Камалов, И.Е. Коновалов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 258-259.

4. Сайфутдинов, А.Д. Проблемы воспитания быстроты у юных хоккеистов / А.Д. Сайфутдинов, И.Е. Коновалов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. - С. 306-307.

5. Сайфутдинов, А.Д. Изучение значения скоростной подготовки в хоккее / А.Д. Сайфутдинов, И.Е. Коновалов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (5). - С.324-325.

6. Стамм, Л. Основы скоростно-силового катания в хоккее: монограмма / Л. Стамм. - М.: Гостехиздат, 2018. - 280 c.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области