Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«РАЗРАБОТАНО» Педагогическим советом | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУ ДО Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий _______________Койвунен А.В. Приказ № от 20___ года |
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом ГБУ ДО Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Протокол №1 от 30.08.2019 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КиноТеатрTV»
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Кадочникова Н.П.
Санкт-Петербург
2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «КиноТеатрTV» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Данная программа имеетсоциально-педагогическую направленность.
Программа направлена на развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к актерскому искусству.
Новизна программызаключается в том, что образовательный процесс строится на комплексном обучении таким трем видам искусства как театр, кино и телевидение.
Обучение по программе «КиноТеатрTV» происходит по методике Народного Артиста, трижды лауреата государственной премии, героя соц. труда Павла Петровича Кадочникова.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует формированию и развитию творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Педагогическая целесообразность программы
Данная дополнительная общеобразовательная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к.значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Отличительная особенностьданной дополнительной общеобразовательной программы от одноименной программы 2016 года заключаются в изменении кадрового обеспечения и сроков реализации программы, что, соответственно, влечет за собой перераспределение и изменение тем программы. Отличие также заключается в особенностях реализации образовательного процесса и подходе к обучению учащихся. Данная программа является также разноуровневой и предусматривает обучение детей в соответствии с их возрастом и уровнем подготовки по соответствующим модулям.
Уровень освоения программы – базовый. В процессе реализации программы предполагается подготовка учащихся для участия в конкурсах и фестивалях внутриучрежденческого, районного, городского уровня, а также предполагается презентация успехов учащихся на открытых мероприятиях, мастер-классах.
Адресат программы - дети, подростки, юношество возрастом от 6 до 18 лет, проявляющих интерес и способности к актерскому мастерству.
Свойства психологии детей младшего школьного возраста таковы, что ярко выраженной особенностью их является безграничная фантазия и гибкость мышления. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения детьми окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.
Самооценка младшего школьника и подростка складывается благодаря развитию самосознания и установлению обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Адекватная самооценка формируется у них в том случае, если родители, педагоги, друзья относятся к ним с уважением, заинтересованностью, вниманием. Поэтому в программе предусмотрено участие детей и подростков в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и каждого из них. Чем чаще учащиеся участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать своё мнение и суждение, слушать других.
Также важно участие каждого учащегося в открытых творческих мероприятиях, фестивалях. Это повышает самооценку и увеличивает интерес к выбранному виду деятельности. И если учащийся проявляет свои способности на недостаточно высоком уровне, чтобы представить их на республиканских и городских конкурсных мероприятиях, необходимо дать ему возможность проявить себя внутри объединения.
Цель программы
Гармоничное развитие личности обучающихся средствами эстетического образования по средствам развития их художественно – творческих умений и нравственного воспитания.
Задачи программы
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Программу реализуют два педагога дополнительного образования.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе могут работать педагоги дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо:
Особенности организации образовательного процесса
Программа является разноуровневой и состоит из двух модулей на каждом году обучения, соответствующих разному возрасту и уровню подготовленности учащихся. Модули одного года обучения идентичны по темам, но разные по количеству часов, затрачиваемых для изучения каждой темы. Модули для возрастной группы 13-18 лет предусматривают более углубленное изучение тем учебного плана.
Выбор модуля зависит от возраста поступивших для обучения детей. При наборе групп младшего и среднего школьного возраста обучение может производиться по разным модулям.
При организации образовательного процесса педагог учитывает специфику конкретной
учебной группы (успеваемость, творческая активность, предпочтения детей).
Объем и сроки освоения программы
Данная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения и реализуется за 360 академических часов обучения. Часы распределяются по годам обучения следующим образом:
1 год обучения
Модуль (возраст учащихся 6 – 12 лет) – 144 часов (2 раза в неделю по 2 часа)
Модуль (возраст учащихся 13 – 18 лет) – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения
Модуль (возраст учащихся 6 – 12 лет) – 144 часов (2 раза в неделю по 2 часа)
Модуль (возраст учащихся 13 – 18 лет) – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа)
Формы организации занятий: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные.
Данная программа может быть реализована как в очной форме, так и, при необходимости, в дистанционной с применением бесплатных информационных сервисов и ресурсов, образовательных on-line платформ и технологий.
Формы занятий: этюд, концерт, мастер-класс, праздник, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, фестиваль.
Планируемые результаты программы
Предметные
К концу обучения по программе учащиеся научатся
Метапредметные
К концу обучения по программе у учащихся будут развиты/сформированы
Личностные
К концу обучения по программе у учащихся будут сформированы
Первый год обучения
На первом году обучения предусматривается не столько приобретение профессиональных навыков обучающимися, сколько развитие их игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. В этот раздел программы входят упражнения на внимание, на развитие навыков мышечной памяти, на предощущение и зарождение чувств, на развитие внутренней свободы, на работу в коллективе, чувство партнера, умение ощущать тебя в сценическом пространстве, на координацию движения и развитие пластики. В раздел входят занятия по актерскому мастерству, ритмопластике и технике речи. Раздел «Ритмопластика» или «Сценическое движение» включают в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки, снятие зажимов, умение ориентироваться на сценической площадке. Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго года обучения.
Учебный план модуля (возраст учащихся 6-12 лет)
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разделами. | 2 | 2 | анкетирование | |
2 | Актерское мастерство в пластике | Творческая работа | |||
2.1 | Развитие внимания | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
2.2 | Основы сценического движения 1 ступень | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
2.3 | Актерское воображение | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
2.4 | Работа с партнером | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
2.5 | Работа над ролью | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
2.6 | Пластика 1 ступень | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
3 | Актерское мастерство в Сценической речи | Творческая работа | |||
3.1 | Работа с дыханием | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
3.2 | Скороговорки | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
3.3 | Работа над текстом | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
3.4 | Работа с партнером | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
3.5 | Культура общения | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
Итоговое занятие | 4 | 4 | |||
Итого | 144 | 24 | 120 |
Учебный план модуля (возраст учащихся 13-18)
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разделами. | 3 | 3 | анкетирование | |
2 | Актерское мастерство в ритмопластике | Творческая работа | |||
2.1 | Развитие внимания | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
2.2 | Лучеиспускание и лучевосприятие (по Станиславскому) | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
2.3 | Актерское воображение | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
2.4 | Работа с партнером | 21 | 4 | 19 | Творческая работа |
2.5 | Работа над ролью | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
2.6 | Ритмопластика | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
3 | Актерское мастерство в Сценической речи | Творческая работа | |||
3.1 | Работа с дыханием | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
3.2 | Работа над текстом | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
3.3 | Психомышление | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
3.4 | Работа с партнером | 21 | 4 | 19 | Творческая работа |
3.5 | Культура общения | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
Итоговое занятие | 3 | 0 | 3 | ||
Итого | 216 | 29 | 187 |
Второй год обучения
На втором году обучения обучающиеся знакомятся с основами режиссуры театра и кино. Раздел «основы режиссуры театра» включает в себя написание экспликации спектакля, «застольный период» (читка пьесы, распределение по ролям, выявление сквозного действия, режиссерский анализ пьесы), работу с актерами, художниками-постановщиками, композитором, режиссером по свету, звуку. Соединение всех этих частей в единую композицию, связанную так же с киносюжетами, включенными в спектакль.
Раздел «Основы режиссуры кино» включает в себя такие пункты как написание литературного сценария, кастинг в кино, подготовительный период, собственно съемки (освоение площадки, страх площадки, работа с актером, работа с оператором, для чего нужны дубли), монтажно-тонировочный период, озвучание.
Учебный план модуля (возраст учащихся 6-12 лет)
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Вводная беседа | 2 | 2 | анкетирование | |
2. | Основы режиссуры театра | ||||
2.1 | Введение в профессию | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
2.2 | Основные средства режиссуры | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
2.3 | Вспомогательные средства режиссуры | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
2.4 | Режиссерский замысел | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
2.5 | Репетиционный период | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
2.6 | Генеральный прогон | 16 | 2 | 14 | Творческая работа |
3 | Основы режиссуры кино | ||||
3.1 | Введение в профессию | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
3.2 | Режиссерский замысел | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
3.3 | Средства режиссуры | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
3.4 | Съемочный процесс | 14 | 2 | 12 | Творческая работа |
Итоговое занятие | 4 | 0 | 4 | ||
Итого: | 144 | 22 | 122 |
Учебный план модуля (возраст учащихся 13 -18 лет)
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Вводная беседа | 3 | 3 | анкетирование | |
2. | Основы режиссуры театра | ||||
2.1 | Введение в профессию | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
2.2 | Основные средства режиссуры | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
2.3 | Вспомогательные средства режиссуры | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
2.4 | Режиссерский замысел | 18 | 2 | 16 | Творческая работа |
2.5 | Репетиционный период | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
2.6 | Генеральный прогон | 27 | 2 | 25 | Творческая работа |
3 | Основы режиссуры кино | ||||
3.1 | Введение в профессию | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
3.2 | Режиссерский замысел | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
3.3 | Средства режиссуры | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
3.4 | Съемочный процесс | 21 | 2 | 19 | Творческая работа |
Итоговое занятие | 3 | 0 | 3 | ||
Итого: | 216 | 23 | 193 |
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год модуль 6-12 лет | 9 сентября | 29 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
1 год модуль 13-18 | 9 сентября | 29 мая | 36 | 216 | 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 |
2 год модуль 6-12 лет | 2 сентября | 29 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год модуль 13-18 лет | 2 сентября | 29 мая | 36 | 216 | 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 |
Оценочные и методические материалы
В процессе реализации программы предусматриваются следующие виды контроля:
входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
В процессе реализации программы предусматриваются следующие виды контроля:
Входящий – собеседование, прослушивание, анкетирование.
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащихся в процессе занятий.
Промежуточный - осуществляется посредством оценки выполнения творческих работ учащихся после прохождения тем программы.
Итоговый – выступление в спектаклях, инсценировках и т.д.
Знания, получаемые учащимися на занятиях, оцениваются также на открытых занятиях, конкурсах. Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы за каждый год обучения фиксируются в документе, утвержденном на педагогическом совете учреждения в соответствии с Положением о мониторинге качества дополнительного образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Методическое обеспечение программы
По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.
Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
В программе используются следующие методы и формы:
По источнику передачи и восприятию информации:
По дидактическим задачам:
По характеру деятельности:
В программе используются следующие педагогические:
Приемы:.
Принципы:
Организационные формы:
Форма педагогической деятельности —учебное занятие.
Форма групповой работы —групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
Список литературы