Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Soft skills - что это Какие базовые «гибкие» навыки нужно развивать у ребенка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей

Soft skills  - что это?

Какие базовые «гибкие» навыки

нужно развивать у ребенка?

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение мыслить нестандартно, общаться, грамотно распределять время и другие навыки.

Сегодня расскажем о каждом soft skills и объясним, как их развивать. Стоит отметить, что базовые навыки развиваются в течение всей жизни, но заложить их основу можно уже в раннем детстве.

Мы, взрослые, понимаем важность жизненных навыков, но в суете повседневных проблем развитие этих навыков уходит на второй план. Однако не стоит забывать, что мы, в первую очередь, родители для ребёнка, а не школьные учителя. Именно мы должны обращать внимание на личностные качества ребенка, а не на средний балл, который не поможет найти друзей или построить гармоничные отношения.

Умение концентрироваться и внимательность

Это базовый навык, на котором строятся все остальные.

Для развития этого навыка можно использовать самые разные упражнения, например, проводить минуты тишины (ребенку предлагают на минуту сосредоточиться на определенном предмете), искать в комнате предметы определенного цвета (формы), искать в тексте слова, которые начинаются на определенную букву и т.д.

Критическое мышление

Умение мыслить критически — еще один незаменимый навык, который помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать все на веру. Объясните ребенку, что мыслить критически означает подвергать сомнению, проверять информацию и задавать вопросы. Пусть ребенок с раннего возраста тренируется задавать вопросы, обсуждать разные позиции и искать консенсус. На первых порах эти умения можно оттачивать внутри семьи — с близкими.

Логика

Умение логически мыслить и анализировать — важное качество, которое нужно развивать с самого раннего возраста. Именно развитая логика, способность работать с информацией и выявлять закономерности — то, что будут ценить работодатели в будущем.

Важно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте сформировать в ребенке эти качества. Что для этого можно сделать? Развить логику, играть в шахматы и с кубиком Рубика, разгадывать головоломки и судоку, учиться прогнозировать (например, чем закончится книга) и решать логические задачки. Детей постарше, которые уже хорошо читают и умеют считать, можно познакомить с азами программирования.

Для малышей от 4 лет подойдут простые логические задачки, которые учат:

Пространственное мышление и воображение

Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. У малышей пространственное мышление развивается с помощью танцев и двигательной активности. Сначала у ребят формируется крупная моторика и позднее — мелкая.

Неспособность ориентироваться в пространстве — проблема многих детей. Как тренировать? Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.). Занимайтесь физкультурой и подвижными играми на улице и дома, например, с мячом.

Коммуникативные навыки и работа в команде

С общения начинается абсолютно все. Оно необходимо во всех сферах нашей жизни: от учебы до личной жизни. Именно поэтому развивать коммуникативные навыки очень важно с раннего возраста. Мы должны научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае необходимости. Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.

Кроме того, очень важно научить ребенка принимать чужую точку зрения и аргументировать свою, работать в команде и находить общий язык с разными людьми. Этому тоже можно научиться через дружбу.

Эмоциональный интеллект

Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь без депрессии, апатии и неврозов. По мнению психолога Джона Готтмана эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.

Говорим о чувствах

Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.

Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.

Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, — гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.

Рекомендации учителя-дефектолога для педагогов

Soft skills  - что это?

Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через реализацию инновационных педагогических практик

Г. Нерюнгри, 2022г.

Тема развития «мягких навыков» или soft-skills становится все более актуальной. С каждым годом увеличивается объем информации, необходимой человеку для того, чтобы быть успешным. В быстром темпе жизни недостаточно лишь только конкретных («жестких») навыков, которые приобретаются детьми в школе. Современная жизнь предъявляет требования развития другой группы навыков – «мягких» навыков.

Давайте разграничим мягкие и жесткие навыки.

Hardskills ("твердые" навыки) - это профессиональные навыки и умения, необходимые для того, чтобы эта деятельность могла нормально осуществляться (таксист должен уметь водить, копирайтер хорошо писать, а лектор общаться с аудиторией). Техническая сторона деятельности человека. Именно их зачастую выставляют работодатели в описании к вакансиям на ту или иную работу.

Softskills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Согласно результатам совместного исследования, ученых из Гарварда, Стэнфорда, softskills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков. Руководство большинства компаний стремится к тому, чтобы нанимать, удерживать и продвигать работников с высоким уровнем развития «мягких» навыков.

Говоря о наших детях следует учитывать именно то, что "мягкие" навыки — это то, что начинает впитывать ребенок с первых дней своей жизни, смотря на своих родителей. К сожалению, сегодня мы стараемся сосредоточиться на развитии академических навыков у детей. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с яблоками, чем уметь общаться, мыслить творчески или работать в команде.

Что же говорят образовательные стандарты о гибких навыках?

ФГОС ДО требуют развивать ребёнка в детском саду сразу в 5 образовательных областях. Если внимательно посмотреть на навыки, которые нужно развивать в каждой сфере, то среди них окажутся и жёсткие, и гибкие.

Целевые ориентиры, которые направлены на развитие мягких навыков:

С какого возраста и как развивать гибкие навыки у дошкольников?

На самом деле гибкие навыки развиваются с рождения сами собой. В каждом возрасте развиваются свои, как жёсткие, так и мягкие навыки. Причина проста: в каждом возрасте, до подросткового, отделы мозга развиваются несинхронно. Сначала лидирует один, затем другой. Например, тоддлера (детей раннего возраста) бессмысленно учить эмпатии, к этому не готовы ни мозг, ни психика. Но невербальные сигналы он учится считывать на мах.

У дошкольников эмпатия развивается легче. Причём для этого достаточно ролевой игры. Некоторые педагоги считают, что даже в игре ребёнка необходимо учить эмпатии, например, показывать, как успокаивать мишку. Но согласно теории научения, если родитель или педагог сочувственно относятся к ребёнку, он потом отрабатывает тот же навык в игре, сначала с игрушками, затем со сверстниками, а позже переносит его в реальную жизнь, поэтому как правило, ребёнок просто следует примеру авторитетных взрослых. Причём для развития гибких навыков пример важнее объяснения.

Родители и педагоги задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы.

Очень важно насытить жизнь дошкольника интересными впечатлениями положительными эмоциями. Чем разнообразнее будет жизнь ребёнка, тем больше он узнает и большему научится.

Ребёнок перенимает не только опыт взрослого, но также опыт других детей, которым точно есть что предложить ему в плане новых игр и способов общения. Следует максимально вовлекать дошкольника во все доступные виды деятельности.

Личность ребенка развивается в деятельности, поэтому необходимо дать ему свободу выбора. При выборе (деятельности, материалов, партнера) ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается

Простым словом «или». Например, выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?

Огромную роль играет поддержка детской инициативы. Детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Загоняя ребенка в рамки вечного «нельзя», он теряет стремление к активности, так погибают в детском характере лидерские качества. Не допустите этого.

Какие softskills развивать у детей?

Важно помнить, что softskills это не отдельные или разрозненные навыки, они представляют единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач.

- Как и у взрослых, у детей самые важные навыки - коммуникативные. Ребенок должен научиться общаться, представляться, знакомиться, договариваться, принимать разные точки зрения и аргументировать свою, уметь вести диалог.

- Лидерские качества. Сегодня в обществе как никогда востребованы лидеры, а хорошие топ-менеджеры ценятся на вес золота. Поэтому важно начать воспитание лидерских качеств в ребенке с дошкольного возраста и дать ему возможность почувствовать себя в этой роли.

Работа в малых группах. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию.

- Критическое мышление. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

- Логическое мышление. Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения. Решение занимательных логических задач - проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников.

Викторина «Кино на столе»

Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать. Х/ф «Карнавальная ночь»

У тебя мировая мама! Она всё приготовит и уйдёт к приятельнице. «Ирония судьбы»:

Не, не принцесса – королевна! Х/Ф «Морозко»

Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Х/ф «Карнавальная ночь»

У меня друг, тоже учёный, 3 класса образования. Х/ф «Джентльмены удачи»:

Женщине нужно дать почувствовать себя Святой Агнессой с корзинкой всяких милосердий. Х/ф «Операция С Новым Годом»:

Женщина такая, какой её хотят видеть. Хотите ведьму - будет вам ведьма! Х/ф «Чародеи»:

Бабу-Ягу со стороны брать не будем: воспитаем в своем коллективе. Х/ф «Карнавальная ночь»

Праздник без женщин, все равно, что часть без знамени. Х/ф «Операция С Новым Годом»:

У меня там ценный веник! «Ирония судьбы»:

Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу – задом! Х/Ф «Морозко»

Главное, чтобы костюмчик сидел! Х/ф «Чародеи»

Мы разучились делать большие хорошие глупости. Мы перестали лазить в окно к любимым женщинам. «Ирония судьбы»:

Вот тебе, киска, сметаны миска! Ну, и ты молодец заслужил холодец! Х/Ф «Морозко»

Ты зачем бежал? Все бежали и я побежал. Х/ф «Джентльмены удачи»:

Доктор, пива не надо, операция серьезная. Х/ф «Операция С Новым Годом»:

Это тебе не мелочь по карманам тырить. Х/ф «Джентльмены удачи»:

Нашлись добрые люди... Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели... «Ирония судьбы»:

У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь... «Ирония судьбы»:

У нашей дуры ни ума, ни фигуры! Вся в папеньку! Х/Ф «Морозко»

На правду нельзя обижаться, даже если она горькая. «Ирония судьбы»:

Нам что мясо, что рыба – за все спасибо. Х/Ф «Морозко»

За тобою бегала, Дед Мороз, пролила немало я горьких слёз!

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области