Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Практическое освоение танцевальных элементов и комбинации в характере русского народного танца».

Цель изучение элементов русского танца, умение выполнять индивидуальные задания, а также танцы массового характера. Задачи Получить теоретические сведения о видах русского народного танца расширить уровень образованности в области русского танца сформировать начальные навыки танцевального мастерства по русскому танцу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Методическая разработка занятия по хореографии

«Разнообразие русского народного танца»

Фамилия Имя Отчество: Монге Саглай Шулууевна

Должность: педагог дополнительного образования

Анадырь 2022г.

Место проведения: Государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Предмет (направленность): хореография

Возраст детей: 13 – 14 лет

Уровень образования: дополнительное образование детей

Тип занятия: изучение и первичное закрепления новых теоретических знаний и практических умений по русскому народному танцу.

Предварительная работа: просмотр видеоматериала по русскому танцу.

Оборудование и дидактические материалы: телевизор, USB флешка с видеоматериалом по русскому народному танцу, USB флешка с музыкальным материалом.

Используемая литература и учебные пособия:

Климов А. Основы русской народной хореографии. - М., 1981, с.9-159.

Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975,с. 6-35.

Устинова Т. Беречь красоту русского танца. – М., 1959, с. 4-10.

Шахматова Л. Сценические этюды. Учебное пособие. - М., 1966, с. 5-9.

Тема занятия: «Практическое освоение танцевальных элементов и комбинации в характере русского народного танца».

Структура занятия:

вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма приветствия, разминка) – 15мин;

основная часть: упражнения на середине зала (изучение нового материала, танцевальных элементов русского народного танца) – 1ч.10 мин;

заключительная часть: подведение итога, поклон в характере русского народного танца – 5мин.

ВВЕДЕНИЕ

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений учащихся, их творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Под хореографической подготовкой следует понимать определенную систему упражнений, направленных на воспитание двигательной культуры детей. Хореографическая подготовка включает в себя помимо элементов движения в характере русского народного танца и общеразвивающие упражнения классического танца, историко-бытового танца.

Рассматривая хореографию как средство творческого развития учащихся, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям.

Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (по показу педагога, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами русского народного танца, хоровода). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения.

Занятие по хореографии должны проводиться с музыкальным сопровождением. Использование музыки содействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает точность и выразительность, индивидуальную манеру исполнения упражнений. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии занимающихся, концентрирует их внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых физических упражнений.

Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются:

наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

объяснение методики исполнения движения;

демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

качественный показ;

словесное (образное) объяснение;

сравнение;

контраст;

повторение.

Творческое развитие учащихся, предусматривается в содержании составленной мной образовательной программы дополнительного образования детей по хореографии ансамбля танца «Калейдоскоп». Программа составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей центра развития творчества детей и юношества «Лефортово» - «Хореографическая студия «Эдельвейс» (автор - С.М. Сапожникова), утвержденной Департаментом образования г. Москвы и рекомендованной для педагогов-хореографов дополнительного образования.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

(структура занятия)

Педагог: монге Саглай Шулууевна

Тема: «Практическое освоение танцевальных элементов и комбинации в характере русского народного танца».

Тип занятия: изучение и первичное закрепления новых теоретических знаний и практических умений по русскому народному танцу.

Цель: изучение элементов русского танца, умение выполнять индивидуальные задания, а также танцы массового характера.

Задачи:

образовательные:

получить теоретические сведения о видах русского народного танца;

расширить уровень образованности в области русского танца;

сформировать начальные навыки танцевального мастерства по русскому танцу;

овладеть основными приёмами исполнения движений в характере русского народного танца.

развивающие:

продолжать развивать музыкальные способности, память и мышление;

развитие и укрепление суставно-связочного аппарата и выработка эластичности мышц, развитие силы и ловкости;

продолжать развивать координацию;

овладение танцевальной техникой в характере русского народного танца;

усовершенствовать выразительность и технику исполнения.

воспитательные:

воспитывать эстетику восприятия музыкального сопровождения, чувство ритма и такта;

воспитывать дисциплиннированность, умение работать в группе;

воспитывать культуру поведения, взаимодействия между учащимися и отношения «педагога».

Методы обучения являются:

наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

объяснение методики исполнения движения в характере русского народного танца;

демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).

Место проведения: хореографический класс,

Время : 2 (академических) часа

Основные этапы занятия

1 этап: организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Вводная часть:

приглашение детей в зал и расстановка их по местам;

сообщение цели и задач урока, беседа о разнообразии русского танца;

приветствие, поклон в характере русского танца (муз.р. 4/4).

Слова педагога:

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы.

Сегодня я вас познакомлю с основными видами русского народного танца: «Пляска» и «Хоровод».

Русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, - хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

Ребята, сейчас вы просмотрите небольшой фрагмент танца, постарайтесь ответить на вопросы:

1 .По каким признакам мы можем определить национальную принадлежность танца?

2. Что мы можем узнать о народе, увидев национальный танец? Просмотр танца.

Итак, признаки, по которым мы можем узнать «родину» танца: (называют обучающийся)

костюм (прикрепить картинку с костюмом);

музыка (включить музыку);

движения, жесты и пластика.

А что мы можем узнать о народе, посмотрев танец?

О климате, о роде занятий, о взаимоотношениях между людьми, о характере народа и еще о многом другом: добрые, трудолюбивые, красивые, веселые, смелые и т.п)

Любое движение должно происходить как и м п у л ь с — р а с с л а б л е н и е. Объяснить это сложно. Лучше один раз показать.

2 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Проследить за опрятностью формы, чистотой тела. Настрой рабочего самочувствия (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью занятия)

Содержание этапа:

Выполнение заданий по кругу:

марш по кругу, шаг бытовой и танцевальный, размер 2/4;

шаги на полупальцах и пятках, ходьба (простой шаг в разном темпе и характере, простой; танцевальный шаг с вытянутым носком стопы), бег (мелкий, легкий), ходьба и бег в сочетании;

упражнения для головы (наклоны головы вперед, в стороны и по точкам; полукруговые движения);

упражнения для плеч (поднимание и опускание, круговые движения);

упражнения для рук, кистей и пальцев;упражнения для корпуса (активные наклоны в стороны, вперед могут че редоваться, исполняясь в разных ритмических рисунках и на разные длительности);

притопы (удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой, притоп, поочередные удары равномерно и с паузой);

перескоки с ноги на ногу;

шаг с проскоком и шаг с подскоком;

прыжки (в различных ритмических рисунках, темпах; на месте с продвижением вперед, назад, в сторону с одновременными движениями головы и рук; разная амплитуда прыжка у мальчиков и девочек);

бег и прыжки в сочетании по принципу контраста (в динамических оттенках – тихо – громко, в ритмических рисунках).(2/4);

построение по линиям.

3 этап: основной

Содержание этапа: практическое освоение музыкально-ритмических движений (позиции рук, ног, ходы и танцевальные элементы русского народного танца):

1. Руки

Позиции рук: исходная позиция, 1-я, 2-я, 3-я позиции.

Положения рук: «подбоченясь», скрещены на груди, с платочком, варианты комбинированных положений.

Расположение танцующих и положения рук в парных танцах: рядом по ходу движения, ладонь в ладонь, согнутые в локтях, «свечка», парное вращение, «под крендель», «воротца», тройное,

Расположение танцующих и положения рук в массовых танцах: варианты «ладонь в ладонь», «корзиночка», «звездочка»,

2. Корпус, плечи, голова.

Положения в одиночных плясках, хороводах, в парных и массовых танцах, при исполнении «круток», парных и одиночных вращений.

Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала по русскому народному танцу (положения рук, ног и корпуса), выявление ошибок в исполнении и их коррекция.

Закрепление знаний и способов действий

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Комбинирование положений рук и положений в паре, которые выполняются самостоятельно детьми.

3. Ходы и движения на месте.

Ходы и проходки: простой бытовой шаг, переменный ход на всю ступню, с шагом на каблук, с проскальзывающим ударом по 1 позиции, «припадание».

Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала по русскому народному танцу ( основные ходы по кругу), выявление ошибок в исполнении и их коррекция.

Закрепление знаний и способов действий

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Комбинирование основных ходов по кругу с движениями на месте, которые выполняются самостоятельно детьми.

4. Дроби и дробные ходы.

Дробный ход, переменный дробный ход, дробный боковой ход, с каблука.

Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала по русскому народному танцу (основные дробные ходы, притопы, «ключ»), выявление ошибок в исполнении и их коррекция.

Закрепление знаний и способов действий

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Комбинирование основных дробных ходов с притопами и «ключом», которые выполняются самостоятельно детьми.

Движения на месте.

«Веревочка», «веревочка» с переступанием, «ковырялочка», «гармошка», «моталочка», «молоточки».

Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала по русскому народному танцу (танцевальные элементы на середине зала), выявление ошибок в исполнении и их коррекция.

Закрепление знаний и способов действий

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Комбинирование движениями на месте («Веревочка», «двойная веревочка», «веревочка» с переступанием, «ковырялочка», «гармошка», «моталочка», «молоточки»), которые выполняются самостоятельно детьми.

Под музыкальное сопровождение практическое освоение комбинации в характере русского танца «Полянка» (муз.р. 2/4)

Вступление:

руки открываются в стороны и собираются на пояс.

1-4 - носок-пятка-носок - и т.д. - вперед с правой ноги.

5-8 - повторение с левой ноги.

1-4 - "ковырялочка" с одним притопом с правой ноги.

5-8 - повторение с левой ноги.

1-4 - четыре шага вперед с правой ноги (руки открываются в стороны).

5-8 - четыре шага назад с левой ноги (руки собираются на поясе).

1-4 - четыре шага вперед.

5-8 - четыре шага назад.

1-4 - "ковырялочка с тройным притопом - с правой ноги.

5-8 - "ковырялочка" с тройным притопом с левой ноги.

1-8 - повторение комбинации с правой и левой ноги.

1-8 - переменный шаг вправо, вокруг себя, руки открываются и собираются.

1-8 - поворот влево.

1 - притоп правой ногой (девочка), взмах платочком над головой.

2 - пауза.

1 - скользящий удар по колену правой ноги (мальчик).

2 - пауза.

Движения повторяются 4 раза с правой руки и ноги, затем

4 раза с левой.

1-4 - поворот вокруг себя через правое плеча (девочка).

1-4 - присядка (мальчик).

Движения повторяются 4 раза.

Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала по русскому народному танцу (комбинации в характере русского танца «Полянка»), выявление методических ошибок в исполнении и их коррекция.

Закрепление знаний и способов действий

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий, комбинация в характере русского танца «Полянка», которую выполняют самостоятельно детьми.

4 этап: рефлективный

Задача: Подведение итога, мобилизация детей на самооценку. Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы (выставление оценок).

Слова педагога:

От региональной культуры – к многонациональной культуре человечества – таков путь, по нашему мнению, воспитания человека-гражданина. Русский Север имеет для этого уникальные образовательно-воспитательные возможности.

И закончить мне бы хотелось словами нашего гениального земляка М.В. Ломоносова, большого знатока и любителя народной музыки, который заметил, что “… сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают”.

5 этап: информационный

Информация о домашнем задании (изучение танцевальных связок, комбинации «Полянка» на развитие различных групп мышц, а также положения корпуса, рук), определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Поклон в характере русского танца, музыкальный размер 2/4

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области