Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему "Число. Числительное"

1. Отработать умения по теме «Имя числительное» отработать умения выполнять действия с числами. 2. Развитие умений грамотного употребления числительных в заданной речевой ситуации. Развитие мотивации к учению, внимания, логического мышления.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: Число. Имя числительное

Тип урока: Отработка и совершенствование знаний, умений и навыков.

Цель:

1.Отработать умения по теме «Имя числительное»; отработать умения выполнять действия с числами.

2.Развитие умений грамотного употребления числительных в заданной речевой ситуации. Развитие мотивации к учению, внимания, логического мышления.

1. Мотивация учебной деятельности

РЯ– Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», – утверждает один из них. «А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики», – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете?

М.Е.:

Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?

О.О.:

Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких – то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

М.Е.:

Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

О.О.:

Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.

РЯ:

Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор

2. Формулирование темы урока, постановка цели

На презентации

СА Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,

А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)

СА О каком событии данное стихотворение?

МВ Для того, чтобы узнать еще одну знаменитую дату, мы должны будем с вами устно выполнить действия с десятичными дробями: на презентации

3,8

1

1,5

.

10,5

4

4,2

5

15,94

0

4,13

9

А) 6,48 -2,35

Б) 0,5 + 1

В) 7,04 + 8,9

Г) 2,1 * 2

д) 4 – 2,5

е) 1,5 + 2,3

ж) 3,03 + 1,1

з) 10,5 * 1

и) 8,4 : 2

МВ 9 мая -праздник победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. В этом году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

СА Какая часть речи нам помогла узнать много интересного из этой рубрики? (имя числительное). Имя числительное - лингвистическая категория, а как это называется в математике? (число) О чем пойдет речь на уроке? (о числительном и числе)

-Сформулируем тему урока.

Тема урока: «Число. Имя числительное».

МВ Чем необычен сегодня наш урок?(таких у вас ещё не было: и русский язык, и математика одновременно).

МВ Какие цели будем преследовать? (Число – категория математическая; имя числительное – лингвистическая, языковая => на уроке будет прослеживаться связь математики и русского языка). Повторить все, что мы знаем о числительном, повторить выполнения действий с числами, проследить связь математики и русского языка, узнать, какая наука важнее для вас: русский язык или математика?

СА Что такое числительное?(Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете).На какие вопросы отвечают имена числительные?( Имена числительные отвечают на вопросы сколько? Какой?)На какие разряды делятся числительные?( Имена числительные делятся на количественные и порядковые)

СА Продолжите предложения: распечатать на карточке Количественные числительные изменяются по…. падежам и могут быть ….разными членами предложения, а порядковые изменяются по… падежам числам и в единственном числе по… родам и обычно бывают… определениями. Количественные числительные делятся на разряды…: целые, дробные, собирательные. Целые числительные обозначают…., дробные обозначают…, собирательные обозначают…

Склонение целых числительных – 5-30 в Р., Д., Пр. окончание –и. 40,90,100 – две формы, Р., Д., Т., Пр. – окончание а. У сложных числительных от 50-80, 500-900, 200, 300, 400 склоняются обе части.

Дробные числительные – первая часть как целое числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе.

( вопросы, их выведем на экран и сделаем распечатки)

СА, МВ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: составить 10 вопросов, на которые однозначно можно сказать да или нет. На ДА – встают и хлопают, на НЕТ – садятся и топают.

Делим на 2 группы. (1 группа – целые числительные, 2 группа – дробные) Даем текст. Выполнить задания по данному тексту. Каждый пишет в своей распечатке.

Задания.

1. Выписать целые/дробные числительные

2. Решить задачу с целыми/дробными числительными

3. Просклонять числительное, полученное при решении задачи. (таблицу им предоставить с )

Падеж

Числительное

И. п.

Р. п.

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Силы Брянского фронта возглавлял генерал-полковник Андрей Ерёменко. Фронт закрывал 330 км на брянско-калужском и орловско-тульском направлениях. 50-я армия командарма М. П. Петрова прикрывала дорогу на Киров и Брянск, 3-я армия генерал-майора Я. Г. Крейзера - закрывала трубчевское направление, 13-я армия генерал-майора А. М. Городнянского – севское, а оперативная группа генерал-майора А. Н. Ермакова – курское направление. Всего в Брянском фронте было 25 стрелковых, 4 кавдивизии, 16 артполков, 1 танковая дивизия, 4 танковые бригады. Надо заметить, что дивизии были укомплектованы личным составом не полностью, так в 50-й армии численность стрелковой дивизии была примерно 8,5 тыс. человек, в 3-й и 13-й армиях по 7,5 тыс., в кавдивизиях было по 1,5-2 тыс. человек. Подобная же ситуация была в частях Западного и Резервного фронтов. У Брянского фронта было 245 танков (включая 22 – КВ и 83- Т-34).
Общая численность сил всех трёх фронтов насчитывала 1,2 млн. человек, 10,5 тыс. орудий и миномётов, примерно 1 тыс. танков. ВВС трёх фронтов насчитывали 548 боевых самолётов (265 истребителей, 210 бомбардировщиков, 36 штурмовиков, 37 разведчиков). После начала битвы, ВВС были усилены 368 тремястами шестьюдесятью восьмью бомбардировщиками дальней авиации и 432 четырьмястами тридцатью двумя самолётами истребительной авиации ПВО Москвы. Таким образом, советские ВВС не уступали в силе немецкой авиации.

Проверить работу групп. Пока капитан будет оформлять у доски ответ. С остальными решаем ребусы. (выписанные числительные читают, задачу оформить на доске, и склонение тоже на доске. За каждое задание отчитывается один человек из группы.)

СА Какие количественные числительные не встретились в данном тексте? (собирательные). Как они склоняются?( собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе (например, новые)

СА Самостоятельная работа - Каждый составьте, свое предложение с собирательным числительным, запишите его в раздаточный материал и просклоняйте свое числительное.

МВ ИТОГ УРОКА по стихотворению. (составить вопросы для вывода) Набрать стихотворение в двух экземплярах. С числами и словами.

- Чему был посвящен наш урок?(числу, числительному)

- Какие две известные даты мы должны помнить?(начало войны 22 июня 1941 и окончание 9 мая 1945)

- Что мы повторяли на уроке? Чем занимались?

- Удалось ли проследить нам связь математики и русского языка? (да,нет)

-А давайте попробуем прочитать данное стихотворение с числами

У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног,
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100
Вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви
Не 100птал никто!
У про100й 100рожки
100ит по100ять,
И у той 100ножки
Опыт перенять.

-Просто ли прочитать стихотворение? (нет)

-Почему? (потому что вместо слов использованы числа)

-Нужны ли нам знания русского языка? (да, зная числительные, нам будет легко прочитать стихотворение)

-Давайте попробуем прочитать

У простого сторожа-

Непросторный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног,

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто.

Стонет: столько обуви

Не стоптал никто!

У простой сторожки

Стоит постоять,

И у той стоножки

Опыт перенять.

-Вы провели исследование текста стихотворения, как вы думаете связаны ли математика и русский язык? (да)

-На каком уровне? (орфоэпическом)

СА - Я в течение урока наблюдала за произношением вами числительных и убедилась в том, что знания этой темы вы успешно применяете не только на уроках русского языка, но и на уроках математики.

Заполните лист самооценки и сдайте листы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области