Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Здоровье детей и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде"

Цель обратить внимание педагогов на здоровье детей. Задачи -познакомить с нормативно-правовым обеспечением -познакомить с класификацией здоровьесберегательных технологий -познакомить с методами и приемами здоровьесбережения на уроках.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Здоровье детей и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде»

 1.Нормативно-правовое обеспечение здоровьесбережения в образовательной 

организации.

Согласно внедрения программ третьего поколения ФГОС   сохранение и укрепление здоровья обучающихся является главной задачей школы, после обучения. В плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и  психологической среды школа способствует формированию у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Здоровьесбережением называют также систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленную на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Функционирование любого образовательного учреждения, любой его структуры невозможно  без соблюдения нормативной правовой базы в области здоровьесбережения:

1.      Конвенция ООН о правах ребенка.

2.      Всеобщая Декларация Прав человека.

3.      Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков (приняты Всемирной организацией здравоохранения в 2003 году).

4.      Конвенция о правах инвалидов.

5. Конституция Российской Федерации.

6.      Федеральный закон № 124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7.      Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

8.      Федеральный закон РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения».

9.      Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан 

Российской Федерации».

10

11.  Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

12.  Федеральный закон № 139-ФЗ от 28.07.2012 г. «О внесении изменений в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

13.  

14.  Федеральный закон Российской Федерации № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

15.  Федеральный закон № 384-ФЗ от 03.12.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

16.  Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

17.  Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего  общего образования.

21.  Санитарно-эпидемиологические    правила     и     нормативы    СанПиН    2.4.2.2821-10.

2. Цель и принципы здоровьесбережения. Классификация здоровьесберегающих 

технологий.

Здоровье– это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние  полного  физического,  психического и социального благополучия. Способствует его сохранению и  под держанию здоровый образ жизни, которым называют способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.  Физические упражнения,  закаливание, массаж и правильное питание – элементы здорового образа жизни, которому мешают такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.  Обязательным условием здорового образа жизни является правильно составленный режим дня учащегося.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности детей(в сфере образования, здравоохранения, в  правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

ФГОС расшифровывают здоровьесберегающие технологии как  комплекс  взаимосвязанных  между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие обучающегося с учетом сохранения его здоровья.

Одна из основных целей здоровьесбережения – формирование культуры здорового образа  жизни и здоровьесберегающего поведения.

В сфере здравоохранения применение здоровьесберегающих технологий направлено на  профилактику различных неинфекционных и  инфекционных заболеваний, риск возникновения которых связан с образом жизни людей.

Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательной организации:

1)      разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

2)      разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

3)      формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

4)      реализация индивидуальных оздоровительных программ;

5)      овладение     методиками     и     методами     современных     здоровьесберегающих     и здоровьеформирующих технологий, умений использования их в практической деятельности;

6)      познание индивидуальных особенностей организма;

7)      приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

8)      создание информационного поля по проблеме здоровьесбережения;

9)      создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения – формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих технологий к конкретным сферам общественной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий включают принципы:

·         «Не навреди!»;

·         сознательности и активности;

·         непрерывности здоровьесберегающего процесса;

·         систематичности и последовательности;

·         доступности и индивидуальности;

·         всестороннего и гармонического развития личности;

·         системного чередования нагрузок и отдыха;

·         постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

·         возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Здоровьесберегающие технологии могут быть представлены в следующей последовательности:

1.      Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

2.      Предполагающие пассивную позицию субъекта: физиопроцедуры, фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

3.      Предполагающие активную субъектную позицию обучающегося: различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как комплексные (интегрированные), так и частные (узкоспециализированные). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурнооздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий  выделяют: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательные технологии.

Медико-гигиенические технологии. К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих  гигиенических  условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет учрежденияорганизует проведение прививок обучающимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению несовершеннолетних и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья обучающихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Физкультурноздоровительные технологии.  Направлены на физическое развитие: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе кружков, на оздоровительных мероприятиях, развлечениях и праздниках.

Экологические здоровьесберегающие технологии. Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В образовательной организации это может быть и обустройство территории, и зеленые растения в классах и рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность педагогов по этим вопросам обеспечивается курсом «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает руководитель.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

1)      организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

2)      психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога на уроке, занятии, воздействием, которое он оказывает все время на обучающихся. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов воспитательно- образовательного процесса;

3)      учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также просвещение родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, все чаще используемые в воспитательном процессе образовательной организации:

·         социально адаптирующие и личностно развивающие технологии обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья  детей, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только обучающихся, но и их родителей, а также педагогов;

·         лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико- педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

3. Здоровьесберегающие технологии в работе с обучающимися школьного возраста.

Урок является главным полем реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приемов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Учебно-воспитательный процесс на уроке должен выстраиваться через:

1)      соблюдение    санитарно-гигиенических   норм    и    требований,   регламентированных СанПиНами;

2)      осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника;

3)      учет индивидуальных особенностей обучающегося в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т.д.

Здоровьесберегающий урок должен воспитывать и стимулировать у обучающихся желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывать у них позитивную самооценку и соответствовать следующему:

·         соблюдение оптимальной плотности урока,

·         индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени,

·         чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.,

·         включение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек и т.д.

Личностно-ориентированный подход в здоровьесберегающих технологиях предлагает использовать следующие приемы и методы:

1.      Динамические игры и паузы. Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Динамические игры и паузы хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

2.      Кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда обучающимся предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса. Например, «Зеркальное рисование»: положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

3.      Упражнения для глаз. Основной объем информации школьники получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Веселые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

«Письмо носом» снижает напряжение в области глаз: закройте глаза, используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе, глаза при этом мягко прикрыты.

4.      Мимические упражнения. На карточках нарисованы смайлики с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Обучающиеся их копируют. А также можно предложить карточки с изображением разных эмоций на лицах.

5.      Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

6.      Дыхательно-голосовые игры и упражнения. Дыхательные упражнения используются на  уроках с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют  профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у обучающихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомление и дают возможность избежать  переутомления.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Список литературы

Материал переработала учитель музыки Дрокинской СОШ: Прохорова Ольга Петровна

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области