Визитная карточка открытого урока
Майорова Раиса Николаевна учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» города Заинска Республика Татарстан Предмет: русский язык.
Класс: 4 класс (общеобразовательный)
Программа : «Система Л. В. Занкова»
Тема урока: «Грамматические признаки глаголов прошедшего времени.»
Предмет: русский язык
Тип урока: систематизации и обобщения знаний
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Класс: 4 А класс
Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания учащихся о глаголах прошедшего времени и написании безударных окончаний глаголов мужского, женского и среднего рода.
Задачи:
Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания -а, -о и нулевое окончание;
Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
Уметь определять безударные окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода.
Личностные УУД:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Уметь определять понятия и формулировать цель на уроке с помощью учителя; строить логическое рассуждение и делать выводы;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.
Познавательные:
уметь работать с информацией;
использовать знако-символические средства при выделении суффикса и окончания;
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Методы обучения:
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Фомы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Способы реализации поставленной цели урока:
1) Учебный диалог.
2) Самостоятельная работа учащихся , выполнение разноуровневых заданий.
3) Работа фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
1. Компьютер с презентацией для урока,
2. Школьная доска,
3. Нечаева Н. В., Яковлева С. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС 2013год.
4. Раздаточный материал для детей, напечатанный учителем.
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь для записей, ручки, карандаши, линейка.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности (1- 2 минуты) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | - Послушайте, какая тишина. Это в школе начались уроки Мы не будем с вами тратить время зря А приступим дружно все к работе. - Присаживайтесь. Ребята, я надеюсь, что сегодня урок для вас будет очень полезным, а самое главное вы пополните багаж своих знаний. - Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо! -Перед вами лежат листы «Мои достижений», оцените свою готовность к уроку, поднимите руку - Кто поставил себе оценку «3» - Кто поставил себе оценку «4» - Кто поставил себе оценку «5» - Молодцы! | Настраивание детей на работу. Создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности рабочего места. Определяют эмоциональный настрой используя цветные полоски. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию умений, - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | 1 - Откройте тетради, запишите дату и вид работы с соблюдением орфографических правил. Девизом нашего урока будет пословица, «Мудрым никто не родился, а научился». - Прочитайте и запишите пословицу в тетрадь. - Объяснить смысл пословицы. 2 Словарная работа - Отгадайте слово и запишите его в столбик. (Работа с загадками) 1.Он и летом, и зимой - 2.Лежит на спине — Лестница 3. Если кашель или грипп, Аптеку 4. Лист бумаги по утрам Газета По синему морю Облако Рядом с дворником шагаю, Проверка по эталону слайд -Оцените свою работу в листах «Мои достижения» -Кто допустил 1-2 ошибки, поднимите руку -Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руки -Хорошо. - Образуйте слово из первых букв, -Назовите слово 2.Стадия вызова. -Проведем приём «Верные и неверные утверждения» -Перед вами на столах есть утверждения -Поработаем в паре. Обсудите и укажите «верные» знаком «плюс» и «неверные» знаком «минус» -На эту работу 1 минута. - Какие утверждения верные, а какие утверждения «неверные» и почему? 1.Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. 2.Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? 3.Глагол в предложении бывает сказуемым. 4.Глагол будущего времени изменяется по родам. -Оцените работу друг друга в паре на листах «Мои достижения» - Поднимите руки те, работу которых оценили на «5» -Предположите, какова тема нашего урока - Какие цели поставим перед собой. - Давайте, составим план работы План работы на уроке Приём «Корзина» идей. - Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе прошедшего времени, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберём в корзине идей, всё, что вы знаете по данной теме. (Учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны.) - Давайте проверим, всё ли правильно сказали. | Оформление работы в тетрадях. Дети пишут в тетрадях число Двадцать пятое января., Классная работа. Мудрым никто не родился. Мудрость приходит с годами. Человек же не рождается всезнающим, всеумеющим. Постепенно с годами накапливает свой жизненный опыт. Дети отгадывают слова и записывают их в столбик. Ставят ударение. Подчеркивают безударную гласную. «Глагол» Определяют учебно-познавательный мотив. Учащиеся называют все идеи Работа в парах Научиться выделять и использовать в речи глаголы прошедшего времени План работы на уроке Образовывать глаголы прошедшего времени Изменять по числам Нам предстоит обобщить знания , 1- как образуются глаголы прошедшего времени: 2- какая гласная пишется перед суффиксом –л- ; 3- как изменяются глаголы прошедшего времени; | Предметные УУД: Уметь объяснять простейшие алгоритмы при работе с заданием. Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные: Уметь определять понятия и формулировать цель на уроке с помощью учителя; строить логическое рассуждение и делать выводы; Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | -Вернемся к нашей пословице. - Выполните разбор глаголов родился, научился как часть речи - Обратимся к учебнику на стр.149 - Ответьте на вопросы: 1. Как образуется форма прошедшего времени глагола? 2. Как изменяются глаголы в форме прошедшего времени? - Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? - Почему возникли затруднения? -Составьте формулу образования формы прошедшего времени из набора карточек: инфинитив, - ть + л = форма прошедшего времени глагола Физкультминутка. А теперь, ребята, встали, Дружно руки вверх подняли. В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Родился – глагол, н.ф.-родить, сов.в.,прош.вр., ед.ч., м.р., сказуемое. Научился – глагол, н.ф.-научить, сов. в., рош. вр., ед., ч., м.р., сказуемое. Выполняя задание, работают в группах, опираясь на знания полученные ранее. Указывают на кластере 1. Самостоятельная часть … 3. Отвечает на вопросы: … 4.Изменяется… Вывешивают на доске Работают в парах Перечитывают пословицу, записывают грамматические признаки глаголов Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД : Уметь определять понятия и формулировать цель на уроке с помощью учителя; строить логическое рассуждение и делать выводы; Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные УУД: Уметь объяснять простейшие алгоритмы при работе с заданием. |
IV. Реализация построенной стратегии по разрешению затруднения. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма правописания окончаний глаголов прошедшего времени; - зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени, сформировать умение использовать его на практике; | 1.Приём «Кластер» Составление кластера(работа в группах) - Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер-это пучок, созвездие, гроздья) Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим | Предметные УУД: Уметь определять безударные окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода. Регулятивные УУД : Уметь определять понятия и формулировать цель на уроке с помощью учителя; строить логическое рассуждение и делать выводы; Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
V. Закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выяснить, как изменяются глаголы в форме прошедшего времени. Найди в предложениях глаголы в форме прошедшего времени, выдели их окончания, определи число и род (если это возможно). 1.Я с ним провел почти полдня. 2.Девочка провела интересную игру с малышами. 3.Яркое солнышко провело своим лучиком по хмурой стене. 4.Мы весело провели выходные в Казани. Сделай вывод, как изменяются глаголы в форме прошедшего времени. - В какой позиции гласные в окончании | Распределили роли в группе: капитан, секретарь, хранитель времени, оформитель. Правила работы в группе Работать дружно Уважать мнение каждого Говорить тихо, спокойно Не обижать и не обижаться Не согласен – предлагай | Регулятивные УУД: Уметь определять понятия и формулировать цель на уроке с помощью учителя; строить логическое рассуждение и делать выводы; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: уметь работать с информацией; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | 1 уровень Поставь данные глаголы в форму прошедшего времени. Выделите формообразующий суффикс Дружить - __________________ варить - ________________, молчать - __________________ помогать - _________________ 2 уровень Заполнить таблицу «Грамматические признаки глаголов прошедшего времени» | Предметные УУД: Уметь определять безударные окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода. Познавательные УУД: уметь работать с информацией; использовать знако-символические средства при выделении суффикса и окончания; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Что мы теперь знаем о глаголе? - Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке? - Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили). - В каком времени использовали глаголы? - Что узнали о прошедшем времени? - Как по окончанию определить грамматический признак глагола? - От каких слов зависит число и род глаголов прошедшего времени? (существительного или местоимения) - Что показалось трудным на уроке? - Какое задание понравилось особенно? - Хотелось бы вам что-то ещё узнать о глаголах? - Тогда на следующем уроке мы продолжим исследование . Д.з. обязательный уровень; Упр.291 , по желанию - придумать 5 предложений на тему «Зима», употребляя глаголы в прошедшем времени. | Личностные УУД: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |