Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья “Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности”

Поделиться опытом преподавания курса "Финансовая грамотность".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

“Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности”

«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».

Роберт и Ким Кийосаки 

Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы.  Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно научной, читательской и т.д. в результате освоения функциональной грамотностью учащиеся овладевают следующими компетенциями: критическим мышлением, креативностью, коммуникацией и кооперацией. (4К-компетентность).

Внедрение в обучение элементов финансовой грамотности обусловлено документом: Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

 Перед нами определения финансовой и функциональной грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 и международного исследования РISA. 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Способность человека вступать в отношения с внешней средой и

максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Способность человека принимать разумные, целесообразные решения,

связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

В Стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:

•     следить за состоянием личных финансов;

•     планировать свои доходы и расходы;

•     формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;

•     иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;

•     рационально выбирать финансовые услуги;

•     жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

•     знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;

•     быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;

•     знать о рисках на рынке финансовых услуг;

•     знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

•     вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые человек использует на  протяжении всей своей жизни.  Человек должен ориентироваться в финмире и знать определенный термины, но акцент делается на способность  применять эти знания для принятия эффективных решений.  Без математических навыков принятие таких решений невозможно. Нужны вычислительные навыки и знание процентов.

Структура задания в рамках международного исследования PISA.

Структуру задания можно представить в следующей схеме.

1.Содержание  представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в тематические области: 

•        Личный и семейный бюджет

•        Сбережения, инвестиции, страхование 

•        Потребности и расходы 

•        Кредиты, займы

•        Доходы и налоги 

2.Компетентностная область проверяет владение учебными навыками, связанными с финансовой грамотностью:

•         выявление финансовой информации; (осуществляется при работе с источниками финансовой информации (к ним, в частности, относятся описания различных жизненных ситуаций, обращающихся к определённым финансовым задачам человека)

•         анализ информации в финансовом контексте; (осуществляется также на основе предъявляемых текстов (включая тексты, введённые в иллюстрации, представленные в формате таблиц, рекламных призывов и др.) и включает сравнение, противопоставление, синтез и экстраполяцию (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом).)

•         оценка финансовых проблем; (построении финансовых обоснований, объяснений, оценочных суждений, обобщений, основанных на знании и понимании.)

•         применение финансовых знаний. (эффективных действиях в финансовых ситуациях с помощью использования имеющихся финансовых знаний и понимания моделей поведения, целесообразных для решения определённых задач в определённых условиях.)

3.Контексты представляют собой группы ситуаций, к которым обращаются задания из области финансовой грамотности. В исследовании PISA представлены четыре контекста: 

•         образовательный и профессиональный (образование и работа); 

•         домашний и семейный (дом и семья); 

•         личностный (личные траты, досуг и отдых); 

•         общественный (сообщество и гражданин сообщества). 

4.Уровень сложности задания: 

•         Низкий уровень сложности.

•         Средний уровень сложности.

•         Высокий уровень сложности

5.Форма ответа и объект оценки  

Каждому заданию соответствует свой критерий оценки, который подбирается в соответствии с содержанием и компетентностью задания.

Если мы хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок — это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области