“Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности”
«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».
Роберт и Ким Кийосаки
Развитие технологий, глобализация, демографические проблемы активно меняют общество. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы. Приоритетной целью в системе общего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно научной, читательской и т.д. в результате освоения функциональной грамотностью учащиеся овладевают следующими компетенциями: критическим мышлением, креативностью, коммуникацией и кооперацией. (4К-компетентность).
Внедрение в обучение элементов финансовой грамотности обусловлено документом: Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Перед нами определения финансовой и функциональной грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 и международного исследования РISA.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ | ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ |
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. | Способность человека принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. |
В Стратегии прописано, какие качества присущи финансово грамотному гражданину. Человек должен как минимум:
• следить за состоянием личных финансов;
• планировать свои доходы и расходы;
• формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
• иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
• рационально выбирать финансовые услуги;
• жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
• знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
• быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
• знать о рисках на рынке финансовых услуг;
• знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
• вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые человек использует на протяжении всей своей жизни. Человек должен ориентироваться в финмире и знать определенный термины, но акцент делается на способность применять эти знания для принятия эффективных решений. Без математических навыков принятие таких решений невозможно. Нужны вычислительные навыки и знание процентов.
Структура задания в рамках международного исследования PISA.
Структуру задания можно представить в следующей схеме.
1.Содержание представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в тематические области:
• Личный и семейный бюджет
• Сбережения, инвестиции, страхование
• Потребности и расходы
• Кредиты, займы
• Доходы и налоги
2.Компетентностная область проверяет владение учебными навыками, связанными с финансовой грамотностью:
• выявление финансовой информации; (осуществляется при работе с источниками финансовой информации (к ним, в частности, относятся описания различных жизненных ситуаций, обращающихся к определённым финансовым задачам человека)
• анализ информации в финансовом контексте; (осуществляется также на основе предъявляемых текстов (включая тексты, введённые в иллюстрации, представленные в формате таблиц, рекламных призывов и др.) и включает сравнение, противопоставление, синтез и экстраполяцию (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом).)
• оценка финансовых проблем; (построении финансовых обоснований, объяснений, оценочных суждений, обобщений, основанных на знании и понимании.)
• применение финансовых знаний. (эффективных действиях в финансовых ситуациях с помощью использования имеющихся финансовых знаний и понимания моделей поведения, целесообразных для решения определённых задач в определённых условиях.)
3.Контексты представляют собой группы ситуаций, к которым обращаются задания из области финансовой грамотности. В исследовании PISA представлены четыре контекста:
• образовательный и профессиональный (образование и работа);
• домашний и семейный (дом и семья);
• личностный (личные траты, досуг и отдых);
• общественный (сообщество и гражданин сообщества).
4.Уровень сложности задания:
• Низкий уровень сложности.
• Средний уровень сложности.
• Высокий уровень сложности
5.Форма ответа и объект оценки
Каждому заданию соответствует свой критерий оценки, который подбирается в соответствии с содержанием и компетентностью задания.
Если мы хотим помочь учащимся развивать эти важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок — это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде.