Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Активизация познавательного интереса студентов на занятиях по естествознанию

Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике преподавания естествознания. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности преподавателя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих студентов путем ее самоорганизации, самоконтроля и развития творческого начала в ней.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Жабинцева Ирина Николаевна,

преподаватель естествознания ГАПОУ НСО «НОККиИ»

Активизация познавательного интереса студентов

на занятиях по естествознанию

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции»

В. Сухомлинский

Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике преподавания естествознания. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности преподавателя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих студентов путем ее самоорганизации, самоконтроля и развития творческого начала в ней.

В образовательном процессе выделяют три уровня развития познавательных интересов учащихся:

Первый элементарный уровень развития познавательных интересов проявляется в наличии у обучающихся интереса к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно – фактологическая деятельность, а творческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен младшим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоционального отношения к содержанию знаний и процессу учения.

Второй уровень развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный компонент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков состоит в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию естественнонаучных процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер.

Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов – волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно формировать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков [2].

Все это необходимо учесть при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса.

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения.

Известны три вида стимулов интереса учащихся к занятию: через содержание естественнонаучных знаний; через отношения преподаватель – студент и ученик-ученик; через деятельность учащихся на занятии, во внеурочной работе [3].

Интерес к занятию вызывается наличием новизны в учебном материале. Нередко тема занятия уже знакома из прошлого лекционного материала, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы занятия, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к предмету могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью преподаватель используют произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме занятия, которые создают определенный эмоциональный настрой у студентов.

Для поддержания и укрепления интереса к естествознанию особое значение имеет организация учебной деятельности. Она должна быть разнообразной по формам и видам учебной работы: поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Разнообразие видов учебной работы достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм деятельности.

Способствует интересу и стиль отношений между преподавателем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу, когда педагог проявляет убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого, поддерживает у каждого веру в свои силы. Немалую роль играют и отношения в учебном коллективе, дисциплина во время занятия.

С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках естествознания используются различные приемы. С помощью методических приемов увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность.

В методике естествознания методические приемы рассматриваются как отдельные действия преподавателя или учащегося, входящие в состав методов.

Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации [1].

Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений - это графические приемы. Они обогащают слово преподавателя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.

Демонстрационные приемы сопровождаются опытами, отдельными слайдами, что иллюстрируют речь преподавателя, способствуют образному восприятию объекта или процесса.

Логические приемы требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, овладение ими свидетельствует о формировании интеллектуальных умений учащихся.

Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

Приемы создания проблемной ситуации разнообразны и требуют отдельного разговора.

Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его естественнонаучной, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Для активизации обучения на занятиях по естествознанию используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию естественнонаучных понятий.

Главная ценность культуры сегодня – читающий человек. Открывая учебное пособие, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Опыт свидетельствует, что плохо читающие учащиеся обречены на неуспеваемость, так как в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память, умственная работоспособность и владение научно-естественной терминологией.

При организации работы с учебником преподаватель активно формирует умения:

Для этого педагог использует следующие компоненты учебника:

Выбор приема активизации познавательной деятельности не должен быть произвольным. Он должен быть связан с целью, которую ставит перед собой педагог, как для курса в целом, так и для каждого занятия в отдельности. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной прием активизации познавательной деятельности, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие аспекты. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии. Они «задают» группу приемов, наиболее подходящих для достижения немеченых задач. Далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [5].

В заключении можно сказать, что грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естествознания позволяет формировать высокие метапредметные результаты, с помощью которых повышается общая эффективность освоения образовательной программы по естествознанию на фоне высокой мотивационной потребности обучающихся и их интереса к учебному предмету.

Список литературы

1. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов [Текст]: / Л. П. Баданина — М.: Флинта, 2012–240 с.

2. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. Монография [Текст]: / В. А. Беликов — М.: Академия Естествознания, 2010–340 с.

3. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. С. 16–17.

4. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст]: / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова — М.: Академия, 2007–224 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов / И. А. Зимняя — М.: Логос, 2004. — 384 с.

6. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие, 3 издание [Текст]: / П. И. Пидкасистый — М.: Юрайт, 2012–511 с.

7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 9 марта 2004 г. № 1312 — М.:– 32с. Якиманская И. С. Педагогическая психология (основные проблемы) / И. С. Якиманская, издательство Академия, СПб, 2004 г. — 320 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования среднее (полное) общее образование — М.: 2010–70 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области