Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение производной к исследованию функции

конспект открытого урока

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дисциплина: Математика

Преподаватель: Фомченко Ольга Леонидовна

Дата проведения: 27.04.2022 г.

Группа: 1-14

Тема урока: Применение производной к исследованию функции.

Тип урока: практическая работа

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

I. Обучающие:

- усвоение студентами основных понятий изученных ранее тем;

- применение правила нахождения производных при исследовании функций;

- осуществление студентами самостоятельного применения знаний.

II. Развивающие:

- развитие познавательного интереса к дисциплине;

- развитие внимания, логического мышления.

III. Воспитывающая:

- формирование навыков по применению знаний, полученных на уроке в

жизни;

- воспитание положительного отношения к знаниям.

Задачи урока:

Межпредметные связи: физика, механика, химия (изучение скорости изменения процессов) и т.д.

Методы обучения: продуктивные (эвристическая беседа), объяснительно – иллюстративный, логический (анализ, абстрагирование).

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуально – обособленная.

Приёмы повышения внимания и интереса студентов к изучаемой теме:

наводящие вопросы, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

задания на индивидуальное речевое проговаривание правил, определений;

предъявление студентам переформулированных вопросов, заданий, облегчающих понимание их смысла;

намёк – подсказка, содержащий готовую информацию;

задания на определение степени достоверности;

мультимедийное сопровождение.

Самостоятельная работа студентов на уроке: запись основных понятий; ответы на поставленные вопросы; выполнение практической работы.

Оснащение урока: учебники Колмогорова А.Н. "Алгебра и начала анализа", 10-11 класс, раздаточный материал, мультимедийное сопровождение.

Макроструктура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Мотивация (2 мин)

3. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин)

4. Изучение нового материала (54 мин)

5. Восприятие и осмысление нового материала (8 мин)

6. Первичное закрепление, самостоятельная работа (10 мин)

7. Домашнее задание (2 мин)

8. Рефлексия (2 мин)

Ход урока:

Проводится математический диктант на знание определения производной функции в точке, геометрического и физического смысла производной, правил вычисления производных (после выполнения математического диктанта, студенты тут же проверяют правильность ответов и оценивают себя):

1. Дать определение производной функции в точке (Производная функции в точке – предел отношения приращения функции в данной точке к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю).
2. В чем состоит геометрический смысл производной (Геометрический смысл производной: производная от функции в точке равна тангенсу угла между осью OX и касательной к графику функции в данной точке).

3. Раскрыть физический смысл производной (Физический смысл производной: производная пути по времени равна скорости прямолинейного движения).

4. Решить два примера, нахождение производной:

5 правильных ответов – «5»,

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

2 правильных ответа – «2»

4. Изучение нового материала

Понятие производной – одно из важнейших в математике. С помощью производной учитывая её механический смысл и геометрический смысл, можно решать самые разнообразные задачи, относящиеся к любой области человеческой деятельности. В частности, с помощью производных стало возможным подробное исследование функций, что позволило очень точно строить их графики, находить их наибольшие и наименьшие значения и т. д.

Одной из основных задач, возникающих при исследовании функции, является нахождение промежутков возрастания и убывания. Такой анализ легко сделать с помощью производной.

Но прежде чем приступить к исследованию функций вспомним, какие функции называются возрастающими (убывающими).

Функция f(x) называется возрастающей на некотором интервале, если в точках этого интервала большему значению аргумента соответствует большее значение функции, и убывающей, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

И так, давайте сейчас сформулируем следующие утверждения:

Достаточный признак возрастания функции: Если f '(х) > 0 в каждой точке интервала I, то функция f возрастает на I.

Достаточный признак убывания функции: Если f '(х) < 0 в каждой точке интервала I, то функция f убывает на I.

Сформулируем теперь правило нахождения интервалов возрастания и убывания функции f(x).

Рассмотрим теперь нахождение промежутков возрастания/убывания на конкретном примере функции.

Пример №1. Найти промежутки возрастания/убывания функции

y=2x³-3x²-36x+5.

x²-x-6=0

Д=1-4*(-6)*1=1+24=25

x1=-2, x2=3

Пример №2. Найти промежутки возрастания/убывания функции y=x³-3x².

x²-2x=0

x(x-2)=0

x1=0 и x2=2

Но помимо нахождения промежутков возрастания и убывания функции с помощью производной можно ещё определить точки экстремума (точки максимума/минимума).

Сначала вспомним необходимые определения и понятия.

Опр. 1. Точку x0 называют точкой минимума функции f(x), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x) ≥ f(x0).

Опр. 2. Точку x0 называют точкой максимума функции f(x), если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x) ≤ f(x0).

Сформулируем соответствующее утверждение, его называют теоремой Ферма:

Необходимое условие экстремума. Если точка х0 является точкой экстремума функции f и в этой точке существует производная f ', то она равна нулю: f '( х0 ) = 0.

Из теоремы Ферма следует, что при нахождении точек экстремумов функции требуется в первую очередь найти ее критические точки. При этом часто помогают такие достаточные условия существования экстремума в точке.

Признак максимума функции. Если функция f непрерывна в точке х0, а

f '(х) > 0 на интервале (а;х0) и f '(х) < 0 на интервале (х0; b), то точка х0 является точкой максимума функции f.

Признак минимума функции. Если функция f непрерывна в точке х0, а

f '(х) < 0 на интервале (а;х0) и f '(х) > 0 на интервале (х0; b), то точка х0 является точкой минимума функции f.

Удобно пользоваться упрощенной формулировкой:

Если производная меняет знак с «+» на «-», то точка будет являться точкой максимума, если с «-» на «+», то точка будет точкой минимума.

Рассмотрим теперь на примерах исследование функции на возрастание/убывание и экстремумы.

Пример №3. Найти экстремумы функции y=-2x³-3x²+12x-4.

x²+x-2=0

D=1-4*1*(-2)=1+8=9

x1=-2 и x2=1

5. Восприятие и осмысление нового материала

Рис.1

1. На рисунке 1 изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x) на отрезке [−6; 9].

2. Найти промежутки возрастания и убывания и точки экстремума функции

y = - 3

ответы:

1) 1

2) возрастает на ( U, убывает на

- 1 – точка максимума, 1 – точка минимума.

- насколько баллов из пяти оцениваешь свою работу сегодня?

- что оказалось наиболее трудным для понимания?

- какие моменты необходимо усилить, доработать в дальнейшем?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области