Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок окружающего мира "Куда текут реки"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Куда текут реки

Тип: Изучение нового материала

Задачи: расширить и уточнить представления о реках и морях, о движении воды

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

прослеживать по схеме путь воды из реки в море; различать речную и морскую воду;

Изготавливать «морскую» воду с помощью морской соли

Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, карта, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние окружающего мира

Ресурсы урока

Плешаков А.А. учебник, мультимедийная установка, экран, презентация «Куда текут руки?», лоточки с песком,  палочки, вода в стаканах, морская соль, салфетки, камешки, физическая  карта (контурная)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Чему мы учимся на уроках окружающего мира? Сегодня нам предстоит открыть ещё несколько тайн природы.

К нам снова пришёл Муравьишка. Он принёс с собой загадку. Прочитайте её.

Муравьишка решил отправиться в путешествие по реке. Верите ли вы, что он сможет попасть в Каспийское море? На этот вопрос мы попробуем ответить

Мотивирует учащихся к учебной деятельности

Отвечают на вопросы

Читают загадку: Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (река)

Высказывают предположения

Мы уже говорили с вами о воде. Вспомните, откуда вода приходит в наш дом. Откуда под землёй появляется вода? Откуда она берется в реке? Куда девается использованная вода? Куда течёт вода из реки?

Ребята, вы догадались, чему будет посвящен наш урок?

Какие задачи мы будем решать на уроке?

Устанавливают взаимосвязь изученного материала с новой темой, высказывают предположения, обосновывают свой ответ.

Формулируют тему урока, участвуют в постановке учебных задач урока

3.Организация познавательной деятельности

1. Практическая работа.

- У вас на парте лотки с землей. Что мы замечаем после дождя на земле? Где появляются лужи? Сделайте на поверхности  ямочку. Заполните ямки водой. Пронаблюдайте за водой в своих лужах. Как воду в луже привести в движение? Что получается? Что происходит с маленькими ручейками? Откуда появляется река?

2. Просмотр видеоролика «Как образуются реки»

Расскажите, что вы узнали из видеоролика? Как образуются реки?

 - Я предлагаю вам вместе с Муравьишкой отправиться в путешествие. Скажите, пожалуйста, можем ли мы, сидя в классе, посмотреть, куда текут реки?

2. Организует работу с картой.

- Рассмотрите карту России. Каким цветом изображены реки? Какие крупные реки вы видите? Куда текут реки? Какая река протекает около нашего города? Можно ли её найти н6а карте? Почему? Хотите узнать, куда она течёт?

3. Организует работу в группе.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: откуда берёт начало Мокша? Куда впадает?

Физкультминутка:

Предлагаю вам поиграть в игру. Она называется «Ручеек». Встаньте парами, взявшись за руки, друг за другом. Последняя пара проходит   под вашими поднятыми руками вперед и встает первыми. Следом проходит вторая пара, за ними  другая и так проходят все пары. Получается, «ручеек» движется.

4.Организует парную работу по физической карте «Восточно-европейская равнина»

6. Организует сравнение реки и моря

Отгадайте ещё одну загадку Муравьишки: Кругом вода, а с питьем – беда. 

Рассмотрите фотографии. Чем похожи река и море, чем они отличаются?

Какое отличие реки от моря мы не видим на фотографии?

Скажите, а можем ли мы, не выходя из дома, искупаться в морской воде?

7. Организует практическую работу «Изготовление морской воды».

Просмотр видеофрагмента «Водопады»

Наблюдают, делают вывод. Вода бежит сверху вниз. Из луж она бежит, образуя ручейки, ручейки объединяются и получается большой ручей.

Где-то из под земли бьет родник. Вот он – то и является местом рождения большой реки. А в него затем впадают ручьи, маленькие речушки. Так и образуется река.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Ищут реки на карте, читают их названия.

Дети читают тексты, обсуждают в группе новую информацию, выделят главное, отвечают.

Находят Мокшу, прослеживают её путь от истока до впадения в Оку, наблюдают дальнейшее течение рек Оки и Волги.

Рассматривают фотографии. Сравнивают реку и море

С помощью морской соли делают раствор «морской» воды.

- Какая задача была поставлена в начале урока? Как мы находили ответ на вопрос? Что ещё мы узнали? В какой воде мы нуждаемся больше – в пресной или солёной? Что произойдёт, если исчезнут все реки? Что мы можем сделать для сохранения пресной воды?

2. Рефлексия

Понравился ли вам урок? Что нового узнали? Давайте расскажем, что мы узнали о реке и море.

Оцените свою работу с помощью капелек.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

Составляют с помощью учителя кластер.

Анализируют свою работу, оценивают её.

Карточки для работы в группе.

Исток Мокши находится на безлесном месте близ деревушки Елизаветино, немного выше городка Мокшан. Прямо из бугра бьет родник и образуется ручей.

На берегах мокши построено много городов и деревень. Издавна река была кормилицей: давала и пищу, и работу, и доход. Когда-то по ней сплавляли лес. Кроме плотов шли по реке баржи: везли в Нижний Новгород и мед, и хлеб, которого край давал немало. Сейчас Мокша обмелела, и около Темникова есть места, где реку можно перейти вброд.

Через несколько десятков километров Мокша впадает в величественную Оку и продолжает путь дальше, вперёд, неся свои воды в Каспийское море.

__________________________________________________

Так же Мокша протекает в Пензенской, Нижегородской и Рязанской областях, после чего впадает в реку Ока, являясь её правым притоком.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области