Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-11 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-11 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростных качеств, потому что высокий уровень развития данных способностей во многом способствует достижению высоких спортивных результатов.

Грамотная организация педагогического процесса с учетом возрастных особенностей учащихся дает большие возможности для развития их физических качеств. Положительное влияние на воспитание и развитие физических способностей детей имеет целенаправленное воздействие. При этом необходимо учитывать закономерности возрастного развития различных способностей. Педагогическое воздействие не должно вызывать значительные изменения одних способностей вместо других, рост которых на данном этапе возрастного развития более выражен. Гармоничное педагогическое воздействие на развитие физических качеств детей сводит к минимуму возможность задержки развития тех или иных качеств.

Для легкоатлетов 10-11 лет благоприятное развитие физических качеств будет происходить посредством внедрения подвижных игр в тренировочный процесс (Эльконин Д.Б., 2007).

Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.

Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод приобретает характер универсального метода физического воспитания. Об этом в своих исследованиях говорили Н.Г.Озолин (2000), И.Вацула (2001), Л.В.Былеева (2004), И.М.Коротков (2000). Игровую деятельность они рассматривали как одно из средств целенаправленного воспитания ребенка, так как характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений.

Несмотря на наличие большого количества методических разработок по использованию подвижных игр в тренировочном процессе юных спортсменов-легкоатлетов, на практике имеются противоречия и недостаточная разработанность использования подвижных игр в тренировочном процессе с учетом развития физических качеств. Чаще всего подвижные игры используются как средство общей подготовки или реабилитации юных легкоатлетов в учебно-тренировочных занятиях.

Объект исследования – физическая подготовка легкоатлетов 10-11 лет.

Предмет исследования – комплексы подвижных игр, направленных на воспитание быстроты у легкоатлетов 10-11 лет.

Цель исследования – разработать комплексы подвижных игр, направленных на воспитание быстроты у легкоатлетов 10-11 лет и обосновать их эффективность.

Гипотеза исследования – предполагалось, что воспитание быстроты легкоатлетов 10-11 лет будет эффективнее, если:

Задачи исследования:

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ БЫСТРОТЫ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-11 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Быстрота – это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты. В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и умственных операций, а также в сочетании с другими качествами.

К элементарным формам проявления быстроты относятся:

Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена [30].

Быстрота однократного движения определяется в значительной мере соотношением быстрых и медленных двигательных единиц (ДЕ) в мышце, выполняющих данное движение. Это соотношение у разных людей различно. Чем больше быстрых ДЕ, тем выше скоростные свойства мышцы.

Быстрота смены циклов движений (частота движений) связана с подвижностью нервных процессов и является одним из компонентов в циклических видах спорта, определяющих скорость передвижения.

Быстрота двигательной реакции – латентное время реагирования. Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал. Все остальные типа реакции – сложные.

Поэтому воспитание быстроты движений тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием в технике.

Факторы, определяющие проявление быстроты:

Задачи развития скоростных способностей:

Таким образом, в основе быстроты как физического качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми.

Это обосновывает необходимость знаний о возрастных периодах, в которых может происходить активное развитие скоростных качеств. Накоплена значительная база исследовательских работ, направленных на изучение особенностей развития физических качеств и двигательных возможностей детей в различных возрастах. Анализ данных лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР показал, что:

Множество специальных исследований свидетельствуют, что целенаправленное воздействие на развитие одного из физических качеств оказывает влияние и на развитие других. Характер и величина зависят от двух величин:

10-11 лет приходится на период младшего школьного возраста. В этот период происходит плавное изменение структур и функций организма. Однако, несмотря на замедление темпов роста, длина тела у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет увеличивается интенсивнее, чем масса тела, а также заметно увеличивается длина ног. То есть, происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в длине и массе тела, в пропорциях частей тела не отмечается [24].

Скелет детей этого возраста содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Однако в процессе занятий спортом необходимо учитывать особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещения костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к плоскостопию.

В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Однако относительные величины силы мышц (на 1 кг массы) близки к показателям взрослых, и поэтому можно широко использовать упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением собственного веса тела в наклонном и вертикальном положениях.

Таким образом, в настоящее время выявлены возрастные особенности развития физических качеств у детей 9-11 лет:

Подвижные игры для детей 10 — 12 лет становятся более сложными. Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат еще довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей еще невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, емкость легких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста.

Развивающийся организм испытывает все большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание еще недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют укреплению дыхательного аппарата.

В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры для 10— 12-летних по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников. Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости.

К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пение, подражание образам используются в их играх редко.

В настоящее время проблема подвижных игр как средства всестороннего воспитания и развития ребенка продолжает быть предметом внимания ученых и практиков.

Подвижные игры специалисты (М.Я. Виленский, 2001, М. Н. Жуков, 2002) делят на элементарные и сложные. Элементарные, по их мнению, в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Б.А. Ашмарин (1998) в своих работах отмечает, что неоценимое достоинство игр состоит еще и в том, что их можно использовать в любых условиях и на любых этапах тренировок. С помощью подвижных игр можно с успехом решать все виды специальной подготовки: физической, технической, тактической и психологической.

В игре, как правило, считают специалисты (М.Н. Жуков, 2002), физические качества развиваются комплексно. Но при необходимости могут совершенствоваться и избирательно.

В занятиях с учащимися младшего и подросткового возраста целесообразно воспитывать быстроту с помощью специально подобранных подвижных и спортивных игр, упражнений, развивающих способность к выполнению быстрых движений, различных эстафет. Игровое содержание занятий позволяет постоянно поддерживать интерес детей к тренировкам, а наблюдение за юными спортсменами во время игр дают много информации тренеру об их двигательной одаренности и психологических особенностях. А также спортсмен в процессе игр способен регулировать свою двигательную активность, не допуская крайнего утомления, которое в начальном периоде спортивной подготовки может принести непоправимый вред.

Применение игрового материала в тренировке развивает быстроту реакции, волевые качества, память, внимание, самообладание. Высокая координация движений и быстрота реакции представляют собой особую ценность для легкоатлета, они способствуют успешному овладению техникой видов легкой атлетики.

Движения, выполняемые в процессе игры, развивают двигательные способности ребенка, улучшают функциональные способности его организма. Особое назначение занятий в этом возрасте – укрепление здоровья. Игры не должны противопоставляться другим средствам тренировки легкоатлетов, они гармонично дополняют их, способствуют более полному решению задач подготовки [24].

Таким образом, игровой метод в физическом воспитании характеризуют следующие особенности:

Заключение

Из всего вышесказанного, опираясь на мнение авторов научно-методической литературы по теме исследования, можно сделать несколько выводов:


ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

При проведении исследования применялись следующие методы:

Анализ научно-методической литературы.

В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по воспитанию быстроты у юных легкоатлетов с применением подвижных игр в тренировочном процессе. Рассматривались вопросы о морфологических особенностях легкоатлетов 10-11 лет, а также анализировались наиболее эффективные игры, направленные на развитие быстроты в этом возрастном периоде.

Педагогическое наблюдение проводилось непосредственно на этапе проведения педагогического эксперимента, что позволило контролировать физическое состояние юных легкоатлетов.

С помощью пульсометрии мы производили контроль за ходом эксперимента. Исследование частоты сердечных сокращений происходило непосредственно во время проведения игр. Пульс подсчитывался за 10 секунд.

Педагогическое тестирование позволило определить и оценить начальный уровень быстроты двух групп (экспериментальной и контрольной), а также оценить эффективность разработанных комплексов подвижных игр.

Для записи результатов использовались различные методы и приемы, как с использованием технических средств, так и без них. Тестирование проводилось в течение одной тренировки.

Для определения уровня развития быстроты юных легкоатлетов были использованы следующие тесты в начале и в конце исследования:

В каждом забеге участвует не менее двух человек.

По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Затем подаются команды «Внимание!» (прекращаются все движения на старте) и «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью.

Необходимо следить, чтобы испытуемые не снижали темп бега перед финишем. В беге на 30 м разрешалось 1-2 попытки. В протокол вносился лучший результат.

Время выполнения упражнения дистанции фиксировалось секундомером с точностью до 0,01 с

В каждом забеге участвует не менее двух человек.

По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Затем подаются команды «Внимание!» (прекращаются все движения на старте) и «Марш!». Испытуемый бежит 10 м с предельно высокой скоростью.

В беге на 10 м разрешалось 1-2 попытки. В протокол вносился лучший результат.

Время выполнения упражнения дистанции фиксировалось секундомером с точностью до 0,01 с

Педагогический эксперимент заключался в разработке и внедрении в тренировочный процесс комплексов подвижных игр, направленных на воспитание быстроты легкоатлетов 10-11 лет, а также специфических организационно-педагогических условий, которые повышали эффективность их применения.

Метод математической статистики.

Математическая обработка материалов исследования включала вычисление средних арифметических, стандартных отклонений. Статистическая обработка полученных данных проводилась в программе Microsoft Excel, с помощью t–критерия Стьюдента.

Среднее арифметическое значение отражает наиболее характерные свойства изучаемых явлений. Оно определялось путем деления суммы отдельных показателей на их количество.

Стандартное отклонение вычислялось по формуле:

σ = ;

Ошибка средней рассчитывалась по формуле:

;

Критерий Стьюдента определялся по формуле:

Полученное tр сравнивалось с tкр табличным.

Если tр≥tкр (P≤0,05), то различия считались достоверными, то есть выборки статистически существенно отличались друг от друга.

Если tр<tкр (P>0,05), то различия считались не достоверными, то есть выборки не отличаются статистически существенно друг от друга по изучаемому показателю.

При этом в спортивной практике достаточным считается 5% уровень значимости, а определение коэффициента вариации (v) позволило установить, что во всех тестах группы по своему составу однородны.

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось на базе «СШОР» Атлетика г. Казани. В исследовании принимали участие 20 легкоатлетов в возрасте 10-11 лет. Проводилось педагогическое тестирование и первичная оценка уровня быстроты.

На первом этапе исследования (сентябрь-октябрь 2020 г.) проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента и ставилась цель работы.

На втором этапе исследования (ноябрь 2020 г.) проводилось тестирование, выявляющее показатели быстроты в начале эксперимента. Из числа участников эксперимента были сформированы две группы по 10 человек – контрольная и экспериментальная.Контрольная группа занималась по рабочей программе «СШОР» Атлетика 3 раза в неделю. Проведение разработанных комплексов подвижных игр у экспериментальной группы занимало 15-20 минут в начале каждого тренировочного занятия (3 раза в неделю).

На третьем этапе (ноябрь-декабрь 2020 г.) были разработаны комплексы подвижных игр по воспитанию быстроты у легкоатлетов 10-11 лет и организационно-педагогические условия, которые повышают эффективность этих комплексов. После чего было их внедрение в тренировочный процесс легкоатлетов 10-11 лет.

Применяемые игры требовали точности выполнения различных заданий, связанных с реакцией на изменение внешней ситуации и быстроты движений, в связи, с чем осуществлялось воспитание всех компонентов быстроты. Нагрузка осуществлялась на зрительный, двигательный и слуховой анализатор.

На четвертом этапе (январь-май 2021 г.) обосновывалась эффективность разработанных комплексов подвижных игр и организационно-педагогических условий, путем проведения сравнительного анализа полученных показателей в конце эксперимента. Производилась обработка данных и оформление выпускной квалификационной работы.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Содержание и организация комплексов подвижных игр для воспитания быстроты у легкоатлетов 10-11 лет

Для воспитания быстроты у юных бегунов нами использовались игры, предложенные Королевой И.А. (2014), Жуковым М.Н. (2002), требующие проявления максимальной частоты движений, быстроты двигательной реакции, быстроты одиночного и целостного движения.

Содержание подвижных игр для воспитания быстроты легкоатлетов 10-11 лет

Инвентарь: фишки для обозначения линий

Ход игры: Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70—100 см одна от другой. Это коридор — ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями (с одной стороны — уже, а с другой — шире). Двое водящих — «волки» — становятся во рву, остальные играющие — «козлята» — размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой ее стороне линией обозначается пастбище.

По сигналу руководителя «козлята» бегут из дома в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки.

После 3—4 перебежек (по договоренности) выбираются новые «волки» и игра повторяется.

Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.

Инвентарь: фишки

Ход игры: Учащиеся делятся на две равные команды и располагаются двумя параллельными колоннами перед линией старта. Перед командами расставлены фишки на расстоянии 1 м. По сигналу первые номера в течении 3-5 сек стремительно бегут вперёд, пока не последует команда «Стой!». Отмечает количество фишек, которые бегун успел пробежать за это время. Суммируются количество фишек каждого участника команд.

Правила игры: 1. Бег начинать по команде руководителя.

Инвентарь: набивные мячи 1 кг

Ход игры: На одной стороне площадки чертится линия старта. Играющие делятся на несколько небольших групп, каждый получает набивной мяч.

Группа становится перед стартовой линией. Исходной положение игроков в приседе, таз находится на параллели с полом, мяч у груди. По команде руководителя играющие как можно быстрее из исходного положения, разгибают ноги, одновременно бросая набивной мяч вперед.

Очко получает игрок, которой быстрее других в группе бросит набивной мяч. Игра повторяется 3-4 раза. Победителем становится участник, набравший большее количество очков за игру.

4. «Рывки за мячом».

Инвентарь: волейбольный мяч 1 шт, фишки для обозначения строя команд.

Правила игры: 1. Движение начинать по сигналу руководителя. 2. Не разрешается меняться местами в шеренгах. 3. Отбирать мяч у игрока, овладевшего мячом быстрее, не разрешается.

5. «Прыгуны и пятнашки».

Инвентарь: конусы для обозначения линий.

Ход игры: Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая — пятнашками. На площадке делается разметка. В 1 м от лицевой границы площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3 м — вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед этой линией (в 10—12 м от нее) чертят полосу шириной 1,5 — 2 м. Перед стартовой линией для бегунов расставлены фишки на расстоянии 60 см, через которые бегуны будут бежать.

По команде учителя «На старт!» четыре игрока из команды прыгунов занимают места за второй линией. За ними тут же за ближайшую к стене линию встают в затылок четверо из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны и пятнашки принимают положение высокого старта, а по команде «Марш!» все выбегают вперед. Задача прыгунов — быстрее достичь полосы и перепрыгнуть через нее. Задача пятнашек — успеть осалить прыгунов, прежде чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успеют осалить до прыжка, его команда получает очко. Пятнашка, который коснется прыгуна рукой до начала прыжка, также получает одно очко. После команды меняются ролями и местами на линиях старта.

В итоге побеждает команда, набравшая больше победных очков.

Инвентарь: конусы для обозначения «домов», фишки для обозначения линий.

Ход игры: Участники игры делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за конусами. Посредине проводится еще одна линия. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу. 

Руководитель говорит: «Приготовиться!» — а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то игроки из команды «Ночь» бегут в свой дом, а игроки из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Игра повторяется 4—6 раз. Выигрывает та команда, которая поймала больше игроков.

Правила: 1. Руководитель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое число раз.

Инвентарь: фишки для обозначения стартовых линий.

Ход игры: Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми линиями на противоположных сторонах лицом к середине. По указанию руководителя игроки одной команды принимают положение низкого (или высокого) старта, а игроки второй команды, взявшись за руки, идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3 шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются за линию своего дома. Игроки другой команды преследуют их, стараясь осалить. После подсчета осаленных игра повторяется, но наступление ведет другая команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных и объявляются лучшие бегуны.

Правила: 1. Действовать без сигнала запрещается. 2. Каждый игрок может салить любых игроков противоположной команды, но только до линии «дома». 

Инвентарь: конусы для разметки круга.

Ход игры: Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2—3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего.

Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.

Правила: 1. Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. 2. Пересекать линию круга не разрешается. 3.Пятнать можно только во время бега.

Инвентарь: конусы для обозначения линии финиша

Ход игры: Игроки в составе двух равных (по численности) команд встают за линией старта в колонне по одному и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. На расстоянии 1 м от команд проводят линию финиша. Учитель громко называет какой-либо номер, и игроки под этим номером делают выпад вперед, наступая на линию финиша. Исходное положение игроков может быть различным (Например, положение при команде «Внимание»).

Побеждает игрок, набравший большее количество очков.

Правила: 1. Команда, чей игрок первым наступит на линию финиша, получает 1 выигрышное очко.

10. «Встречный бег».

Инвентарь: фишки для обозначения линий, конусы для обозначения финиша

Ход игры: В игре участвуют две команды, строятся в колонну по одному на противоположных сторонах спортивного зала (у лицевой линии). Перед каждой командой расставлены фишки на расстоянии 1 м. Расстояние между командами 18 м. Линия финиша расположена в 9 м от каждой команды. По сигналу свистка первые номера команд одновременно начинают бег по отметкам в направлении к финишной линии. Бегун, прибегающий первым, приносит своей команде 1 балл. После подсчета баллов, полученных каждой командой определяется команда победительница.

Правила игры: 1. Бежать только по отметкам (фишкам). 2. Начинать движение по команде руководителя.

11. «Старт с выбыванием».

Инвентарь: фишки для обозначения линий

Ход игры: Группа становится в шеренге на стартовую линию. По сигналу занимающиеся стартуют и пробегает 30 м с максимальной скоростью. Два игрока, финишировавшие последними, выбывают из игры. Игра ведется до выявления победителя.

Правила игры: 1. Движение начинать по сигналу руководителя. 2. Не разрешается во время бега создавать помехи другим участникам.

12. «Поймай шнур».

Инвентарь: шнур (скакалка).

Ход игры: На землю кладут шнур длиной 2 м. С обеих сторон шнура лицом к его концам встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков).

Игроки выполняют движения по указанию руководителя (руки вперед, в стороны, вверх, на пояс и т.д.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Самый быстрый в паре получает очко.

Игра повторяется 3-4 раза. Игроки меняются парами. Объявляется самый внимательный игрок, получивший больше очков. Игру можно проводить командами.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Не разрешается наступать на шнур ногами. 3. Выполнение упражнений по указанию руководителя обязательно.

С помощью научно-методической литературы мы подобрали содержание игр для воспитания быстроты легкоатлетов 10-11 лет, на основе чего мы разработали организацию данных игр в период 1 месяца (с 9 ноября по 4 декабря 2020 года). (Таблица 1).

Таблица 1 - План-график проведения комплексов подвижных игр для воспитания быстроты легкоатлетов 10-11 лет

№ н-ли

Дни н-ли

Комплексы подвижных игр

1

2

3

4

1

ПН

х

СР

х

ПТ

х

2

ПН

х

СР

х

ПТ

х

3

ПН

х

СР

х

ПТ

х

4

ПН

х

СР

х

ПТ

х

Нами были составлены комплексы подвижных игр для воспитания быстроты у легкоатлетов 10-11 лет. (Таблица 2).

Таблица 2 – Содержание комплексов подвижных игр для воспитания быстроты у легкоатлетов 10-11 лет

Содержание комплекса

Направленность

1

«Волки во рву»

Воспитание быстроты целостного движения

«Старт с выбыванием»

«Третий лишний»

2

«Кто быстрее бросит»

.

Воспитание быстроты одиночного движения

«Рывки за мячом»

«Вызов номеров»

3

«Прыгуны и пятнашки»

Воспитание частоты (темпа) движений

«Кто быстрее»

«Встречный бег»

4

«День-ночь»

Воспитание быстроты реакции

«Наступление»

«Поймай шнур»

Для повышения эффективности воспитания быстроты легкоатлетов 10-11 лет комплексами подвижных игр мы разработали специфические организационно-педагогические условия:

3.2. Обоснование эффективности содержания и организации комплексов подвижных игр, направленных на воспитание быстроты у легкоатлетов 10-11 лет

Для проверки эффективности разработанных нами комплексов подвижных игр для воспитания быстроты у легкоатлетов 10-11 лет было проведено педагогическое тестирование в начале и в конце эксперимента.

В начале педагогического эксперимента средние показатели быстроты у легкоатлетов 10-11 лет экспериментальной и контрольной группы не имели статистически достоверных различий, то есть уровень подготовленности был одинаков (P>0,05) (Таблица 3). В приложении представлены результаты тестирования в начале исследования экспериментальной и контрольной группы (Приложение 1, 3).

Таблица 3 – Результаты тестирования быстроты легкоатлетов 10-11 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной группы (КГ) в начале эксперимента

Тест

«ЭГ»

X ср ± m

«КГ»

Y ср ± m

tгр.

Достоверность

Бег на 30 м, с

5,34 ± 0,11

5,21 ± 0,12

0,65

2,31

Р>0,05

Бег на 10 м, с

2,81 ± 0,18

2,77 ± 0,17

1,38

Р>0,05

Бег на месте за 10 с, кол-во

18±0,66

19±0,84

0,93

Р>0,05

Условные обозначения:

X ср – средняя арифметическая экспериментальной группы;

Y ср – средняя арифметическая контрольной группы;

m – показатель репрезентативности, ошибка средней арифметической;

tр – значение критерия Стьюдента, полученное в результате математико-статистической обработки данных исследования;

tгр – граничное значение критерия Стьюдента, найденное по таблице выборки;

P > 0,05 – различие статистически не достоверно;

P < 0,05 – различие статистически достоверно.

Сравнивая результаты показателей в тестах, мы получили следующие результаты: в тесте «Бег на 30 м» показатель контрольной группы 5,21 с, а экспериментальной 5,34 с; в тесте «Бег на 10 м показатель контрольной группы 2,77 с, а экспериментальной 2,81 с; в тесте «Бег на месте за 10 с» показатель контрольной группы 19 раз, а экспериментальной 18 раз.

Таким образом, до педагогического эксперимента, можно отметить, что результаты в контрольной и экспериментальной группах не имели статистически значимого различия, то есть имели одинаковый уровень быстроты.

Для определения достоверности влияния нагрузки на результаты всех тестируемых упражнений мы использовали сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп (Таблицы 4-6).

Таблица 4 – Сравнительный анализ результатов тестирования экспериментальной группы до и после эксперимента

Бег на 30 м, с

Бег на 10 м, с

Бег на месте в максимальном темпе, кол-во

В начале эксперимента

5,34 ± 0,11

2,81 ± 0,18

18±0,66

В конце эксперимента

4,97 ± 0,16

2,54 ± 0,05

20,7±0,70

6,46

5,46

10,37

tгр.

2,26

Р

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Таким образом, после проведения эксперимента показатели быстроты экспериментальной группы достоверно улучшились.

Показатели же контрольной группы в конце эксперимента достоверно улучшились не во всех тестах (Бег на 10 м), что говорит о недостаточном воспитании быстроты реакции и частоты движений. (Таблица 5).

Таблица 5 – Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной группы

Бег на 30 м, с

Бег на 10 м, с

Бег на месте в максимальном темпе, кол-во

В начале эксперимента

5,21 ± 0,12

2,77 ± 0,17

19±0,84

В конце эксперимента

5,17 ± 0,12

2,75 ± 0,02

19,1±0,80

2,90

1,65

3,86

tгр.

2,26

Р

>0,05

<0,05

>0,05

Итоговое тестирование в конце педагогического эксперимента показало то, что результаты в экспериментальной группе лучше во всех предложенных нами тестах по сравнению с показателями контрольной группой, что указывает на положительную динамику воспитания быстроты у легкоатлетов экспериментальной группы в отличие от контрольной. (Таблица 6).

Таблица 6 – Результаты тестирования быстроты легкоатлетов 10-11 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) в конце эксперимента

Тест

«ЭГ»

X ср ± m

«КГ»

Y ср ± m

tгр.

Достоверность

Бег на 30 м, с

4,97 ± 0,16

5,17 ± 0,12

2,40

2,31

P < 0,05

Бег на 10 м, с

2,54 ± 0,05

2,75 ± 0,02

3,83

P < 0,05

Бег на месте в максимальном темпе, кол-во

20,7±0,70

19,1±0,80

2,43

P < 0,05

Статистический вывод. Поскольку tр у экспериментальной группы во всех упражнениях больше, чем критическое tгр. = 2,26 (tр > tгр), то различие между выборками статистически достоверно (P <0,05). В контрольной группе различие между выборками статистически достоверно во всех тестах, кроме «Бег на 10 м», что говорит о том, что различия не существенны, не достоверны и изменений не произошло.

Педагогический вывод. Сравнительный анализ результатов тестирования в начале эксперимента показал, что в предложенных нами тестах у экспериментальной и контрольной групп обнаружен одинаковый уровень быстроты. Спустя месяц по окончании эксперимента при повторном тестировании было установлено, что средние значения в тестах в группах увеличились, и у экспериментальный группы в отличие от контрольной имеются существенные различия средних показателей. Однако в беге на 10 м средние значения контрольной группы уменьшились, что говорит о недостаточной развитости быстроты.

Это указывает на то, что содержание и организация комплексов подвижных игр, а также разработанные организационно-педагогические условия для воспитания быстроты у легкоатлетов 10-11 лет являются эффективными.

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Результаты экспериментальной группы до проведения педагогического эксперимента

Бег на 30 м (с)

Бег на 10 м (с)

Бег на месте в максимальном темпе

1

5,36

2,82

18

2

4,87

2,9

19

3

5,75

2,75

16

4

4,91

2,8

16

5

5,26

2,78

19

6

4,65

2,68

20

7

5,19

2,85

22

8

5,85

2,91

18

9

5,55

2,81

15

10

5,97

2,76

17

Приложение 2

Результаты экспериментальной группы после проведения педагогического эксперимента

Бег на 30 м (с)

Бег на 10 м (с)

Бег на месте в максимальном темпе

1

5,24

2,75

21

2

4,56

2,8

22

3

5,32

2,63

20

4

4,54

2,59

18

5

5

2,6

21

6

4,16

2,35

23

7

5

2,4

25

8

5,58

2,39

19

9

5,51

2,49

18

10

5,65

2,37

20

Приложение 3

Результаты контрольной группы до проведения педагогического эксперимента

Бег на 30 м (с)

Бег на 10 м (с)

Бег на месте в максимальном темпе

1

4,93

2,75

20

2

4,65

2,8

22

3

5,16

2,82

20

4

5,29

2,72

17

5

5,37

2,7

16

6

4,83

2,73

24

7

5,1

2,81

16

8

5,15

2,66

17

9

5,54

2,86

18

10

6,1

2,8

20

Приложение 4

Результаты контрольной группы после проведения педагогического эксперимента

Бег на 30 м (с)

Бег на 10 м (с)

Бег на месте в максимальном темпе

1

4,9

2,72

19

2

4,64

2,72

21

3

5,12

2,8

19

4

5,25

2,69

15

5

5,25

2,68

15

6

4,8

2,7

22

7

5

2,81

15

8

5,15

2,69

17

9

5,48

2,87

18

10

5,85

2,81

20

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области