Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Вокализация – как одна из форм работы над полифонией

Вокализация – как одна из форм работы над полифонией

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Федотова Светлана Анатольевна

Преподаватель по классу фортепиано

ДМШ им. Э.Т.А. Гофмана

г. Калининград

Вокализация – как одна из форм работы над полифонией.

Один из основных вопросов музыкального воспитания – развитие внутреннего слуха у детей, причем не пассивного, а активного, дающего возможность не только определять мелодии и созвучия, но и воспроизводить на инструменте музыку. Развитие внутреннего слуха помогает осуществлять контроль над пониманием и разучиванием музыкальных произведений на занятиях по фортепиано. Важным направлением является работа над полифоническими произведениями. Хотя мы выделяем полифонические произведения, но вся фортепианная музыка полифонична. В чем она проявляется. Сама фортепианная фактура состоит из самостоятельных пластов. Полифония возникает из самостоятельных голосов, имеющих свое развитие. Главная трудность – в различных голосах в одно и то же время разные голоса ведут свое развитие. Это образует основу полифонии. Полифонические произведения вводятся с младших классов. Самое трудное – показать цезуру в одном голосе одновременно с серединой развития в другом голосе. Можно поиграть в ансамбле: ученик – левую руку, педагог – правую, и наоборот. И тогда, когда метод координации на слуху, играет сам обеими руками. Сарабанды, менуэты удобны тем, что членение идет квадратами. Внутри музыкальной фразы возникает контраст средствами динамики или артикуляции. А контраст полифонический здесь не встречается.

В программу музыкальной школы входят как пьесы танцевального характера (полонезы, менуэты), таки Баховские прелюдии, маленькие фуги, инвенции двухголосные и трехголосные. Перед изучением прелюдии необходимо знать понятие о слове «прелюдия». Музыка была церковной и перед службой были вступления к хору в виде прелюдий. Затем, те произведения, которые не были танцевальными назывались прелюдиями. Важно вызвать в воображении ученика органный звук, так как прелюдии были написаны для органа. Высшая форма полифонии в музыкальной школе – это трехголосные инвенции, (не обязательно Баха).

Перед изучением инвенции, дать понятие о слове «инвенция» - изобретать, используя имитации. Внимание на то, что в основе мало музыкального материала. Один короткий мотив и его развитие, всевозможные перестановки (например - инвенция До-мажор).Двухголосная и трехголосная полифоническая музыка имеют различия. В двухголосных – партия каждой руки – это какой-то голос. Учить по отдельным рукам, затем соединение по кускам, фразам. Каждая рука играет какое-то построение от начала до конца. В этом сущность двухголосной полифонии. Когда мы вводим третий голос, возникает ситуация, где средний голос то у одной руки, то у другой. В этих условиях возникает принципиальная разница между двух и трехголосием. На первой стадии разучивания трехголосного произведения практически удобнее разучить все произведение целиком. В процессе разбора нечаянно запоминаем вступления среднего голоса в каждой из рук, при этом хорошо усваивается аппликатура. Подмена пальцев так же при разборе.На второй стадии работы – осмысливание голосов. Проучивать отдельно голоса: первый и третий, второй и третий, первый и второй. Выделять отдельно первый, второй и третий голос солирующим. Свободно научиться владеть материалом.

Из опыта работы над полифонией на уроках фортепиано.

В своей практике я часто сталкиваюсь с проблемами в голосоведении. Учащиеся не могут пропеть пальцами мелодию. Поэтому нет выразительности, нет правильной фразировки. Особенно трудно, если ученик пассивный, не умеет пользоваться внутренним слухом. Как правило я применяю метод вокализации. Пробую вместе с учеником пропеть мелодию на любой слог. Затем прошу его спеть самостоятельно. Сразу скажу, что многие ученики стесняются петь, боятся спеть неточно. Поэтому я даю им домашнее задание сочинить какой-нибудь текст о природе или о времени года. Иногда мы вместе пробуем сочинить. Когда ученик увлекается этим процессом, он лучше понимает саму мелодию. Старается выразительнее ее исполнять. Казалось бы,трудная, непонятная музыка превращается в красивую песню, причем, собственного сочинения. Вот некоторые примеры работы над полифоническими пьесами с учащимися на уроках фортепиано:

И.С. Бах «Менуэт» соль-минор.

При разучивании этой пьесы надо обязательно рассказать о самом танце. Акцентировать на то, что это старинный танец, пришедший к нам из далекой эпохи, но, благодаря композиторам того времени, дошедший до нас первозданном виде. Обязательно рассказать, что менуэт – это трехдольный танец, с размеренным движением, поклонами и реверансами. Особое внимание уделить выразительным лигам и их окончаниям. Большую помощь оказывают совместные стихи, которые наполняют содержанием небольшие фразы, делая их более доступными и понятными. Также уделить внимание на мелизмы и их расшифровки. Проигрывать их плавно, вплетая в мелодию, не нарушая общего движения фразы.

СНЕГ.

Кружат снежинки, спускаясь с небес.

Снег засыпает, все превращает в сказочный лес.

Кружат снежинки, спускаясь с небес.

Звезды проснулись, нам улыбнулись, дарят нам свет!

Снежные хлопья падают, все засыпая белым ковром.

В тихом танце закружились снежинки кругом!

Снег все идет. Снег все идет. Все дороги замело.

В тихом танце закружились снежинки кругом!

И.Г.Л. Моцарт «Менуэт» ре-минор.

При знакомстве с этой пьесой, отметить, что написал ее Леопольд Моцарт, отец великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Леопольд Моцарт был первым учителем своему сыну, поэтому писал произведения для разучивания. В наше время эту пьесу ученики играют в первом классе, поэтому у них еще нет представления о стилях и эпохах разных времен. Поэтому важно рассказать о менуэте, как о старинном танце, который танцевали на балах. На балах большое внимание уделялось нарядным платьям и костюмам. Поэтому все движения были плавными, в умеренном темпе, с изящными поклонами. Танцевальный характер подчеркивает трехдольный размер.

ДОЖДЬ.

Сыплет и сыплет мелкий дождь. Серое небо заволокло.

Кап, кап, кап. Капельки летят.

Кап, кап, кап. Капельки стучат. Кап, кап, кап.

Мокрым стало все вокруг до небес.

Мокрые улицы, мокрые все дома. Лужи кругом, брызги летят.

Люди спешат все под зонтом.

Кап, кап, кап. Капельки летят.

Кап, кап, кап. Капельки стучат. Кап, кап, кап. Мокрым стало все вокруг до небес.

Д.Скарлатти «Ляргетто» ре-минор.

Название пьесы Ляргетто происходит от названия темпа – итал., умеренного медленного, с которым связывается представление об определенном характере музыки. Подобно темпу «Ларго» означает размеренное и певучее развертывание музыкальной ткани. Танец «Ляргетто» возник 18 веке. Вначале был как часть сюиты или другого большого произведения. Он имеет трехдольный размер, плавное движение, мягкие остановки, имитирующие поклоны и медленный шаг. Такое настроение нередко ассоциируется со сменой времени года, когда на смену лета, приходит осень. Вот поэтому я, вместе с учеником, сочиняем поэтические строки, в соответствии с музыкальным ритмом и настроением мелодии. Вот что у нас получилось:

ОСЕНЬ.

Дождь к нам стучит в окно, падает листва, листья шелестят на ветру.

Птицы летят на юг, журавли летят, а потом вернутся назад.

Так было всегда, так будет всегда. Осенью птицы улетают.

Там, где цвели цветы, зашуршал ковер из опавших листьев цветных.

Ветры дуют, время мчится, золотом окрасился лес.

Дождь к нам стучит в окно, падает листва, листья шелестят на ветру.

Так было всегда, так будет всегда. И снова к нам вернутся птицы.

Д.Скарлатти «Ария».

Слово «ария» итальянского происхождения и означает – песня. Ария может быть самостоятельным произведением, а также сольным музыкальным номером в опере. Это развернутое, объемное вокальное произведение. Ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет. В полифонической музыке ария может быть, как частью сюиты, так и самостоятельным произведением. «Ария» Скарлатти написана в трехдольном размере, в спокойном, размеренном темпе. В самой мелодии используется скрытая полифония. Короткие музыкальные фразы звучат как напряженные вопросы и неустойчивые ответы. Общая музыкальная палитра выстраивается в предложения и периоды. А гармонические аккорды поддерживают музыкальное развитие в целом. Ария написана в трехчастной форме с репризой, где первая часть и реприза написаны в ре миноре, а средняя часть в параллельном мажоре. Вся мелодия арии насыщена восходящими секундовыми интонациями, которые звучат как лейтмотив и подчеркивают грустный характер.

ВРЕМЯ.

Как кораблик течет время. И замедлить нельзя время. И ускорить нельзя. Время не подвластно нам.

А кораблик плывет к свету, словно солнечный луч в небе. И не встретит в пути никаких он преград.

Постоянно течет время. И замедлить нельзя время. И ускорить нельзя. Время не подвластно нам.

И.С. Бах – Д. Шаум «Бурре» из скрипичной сонаты №2

Бурре – старинный французский оживленный народный танец дровосеков. Родился в середине XVIвека в провинции Овернь. Бурре в переводе с французского – «вязанка мелких дров». Аккомпанементом к бурре была игра на волынке, удары каблуками, выкрики. Вскоре танец распространился по всей Франции в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом в четверть. Бурре часто встречается в сюитах XVIIIвека («Английских» и «Французских» И.С. Баха); изредка появляется в музыке XXвека. В Бурре Баха звучат квартовые и квинтовые интонации, которые имитируют четкий шаг. Каждая сильная доля в мелодии совпадает с аккордом в сопровождении.

ПУТЬ.

Проходит день и ночь настает и звезды светят нам в окно.

Вот месяц вышел из-за туч и освещает путь.

Смотри на небе звездопад. Желание загадывай.

Вот месяц вышел из-за туч и освещает путь.

В процессе разбора полифонического произведения рекомендуется запоминать вступление голоса в каждой из рук, при этом хорошо усваивается аппликатура. Перенос и подмена пальцев так же при разборе. На второй стадии работы – осмысливание голосов. Проучивать отдельно голоса, выделять поочередно каждый из голосов. Свободно научиться владеть материалом. Очень полезно один голос играть, а другой петь, по очереди различая варианты. Но это не всем доступно. Если у ученика плохая координация между слухом и связками, то тогда не стоит петь, нужно прослушивать внутренним слухом. Уделять внимание не только главной теме, но и остальным голосам. Нельзя забывать, что главная тема является частью голоса, есть материал перед темой и после нее. Надо уметь войти в тему и завершить ее.

Вывод: основа работы над полифонией – это умение проводить мелодическое построение от начала до конца, несмотря на перемещения рук или различные фразы развития в других голосах. И одной из форм работы над полифонией является вокализация мелодии с помощью поэтических образов.

Список использованной литературы:

1.Алексеев, А.Д., История фортепианного искусства. М. Музыка, 1988.

2.Бирмак, А., Художественная техника пианиста. М. Музыка 1973.

3.Григорьев, Л., Современные пианисты. М. Современный композитор 1977.

4.Натансон, В., Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М. Музыка, 1976. С.31.

5.Саблина, Т.В., Орнаментика в фортепианной музыке. Новосибирск, 1992.

6.Смирнова, Т.И., Методические рекомендации. М. 1992.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области