Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование ИКТ в образовательном процессе при организации работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их писхофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц п.28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование ИКТ в образовательном процессе при организации работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Аннотация. В статье определены основные цели и задачи организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривается алгоритм работы в школе дистанционного образования, обращается внимание на необходимость учета особенностей таких детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дифференцированный подход, индивидуализация обучения, информационно-образовательная среда, ИКТ.

В настоящее время в нашей стране увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих образование с помощью современных компьютерных технологий. Такие дети имеют равные со всеми права на обучение, развитие и воспитание - это прописано в Конституции Российской Федерации и Законе «Об образовании в Российской Федерации». Образование для детей с ОВЗ является одним из главных условий их успешной социализации, их полноценного участия в общественной жизни, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, из-за проблем со здоровьем у них нет возможности полноценно освоить образовательные программы вне специальных условий обучения. Это говорит о том, что дети с ОВЗ смогут овладеть иностранным языком в соответствии со своим уровнем развития.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ необходимо разработать систему комплексной помощи, адаптировать образовательную программу, провести коррекцию недостатков в физическом или психическом и речевом развитии обучающихся и помочь им социально адаптироваться. Осваивая адаптированную образовательную программу, учащиеся с ОВЗ достигнут определенные личностные, метапредметные и предметные результаты.

Главной целью системы образования сегодня является – интеллектуальное и нравственное развитие личности каждого ребенка, формирование у него творческого мышления и умения работать с любой информацией. Для детей с ОВЗ – компьютер служит мощным средством повышения эффективности обучения, т.к. с помощью компьютера дети с ОВЗ могут получать знания с наименьшими физическими усилиями и под руководством учителя и самостоятельно.

Идея использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ – возможность учитывать интересы, потребности каждого ребенка, выработать индивидуальную образовательную траекторию, ориентировать на эффективное сочетание различных форм обучения. Образовательная среда должна быть нацелена на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями адаптировался в жизни [1].

Дифференцированный подход к обучению – является наиболее эффективным в работе с детьми с ОВЗ. Этот метод обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности личности ребенка его возможности и способности.

Преимуществом системы дистанционного обучения является индивидуализация обучения.

Основная задача педагога – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. При построении образовательного процесса на основе дистанционного обучения детей с ОВЗ необходимо создать разнообразную, информационно насыщенную среду. Такой образовательный процесс способен расширить образовательную среду для детей –инвалидов, оказать помощь ребенку в социализации и личностном развитии [3].

Предмет «английский язык» в школе способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Электронные учебники, различные Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, дают возможность ребенку путешествовать по миру, расширять кругозор, формируют мировоззрение, ребенок чувствует себя частью мировой цивилизации, формирует своё «Я». При помощи компьютерных технологий ребенку с ОВЗ открыто окно для общения с другими людьми в своей стране и других странах.

Изучение иностранного языка предполагает осуществление познания и общения. Общение на дистанционном уроке упрощается, здесь ребенок проявляет больше самостоятельности он непринужден, одним словом он работает самостоятельно. А чем больше ребенок проявляет самостоятельности в обучении тем более эффективно будет усвоен учебный материал.

Необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ для повышения уровня их познавательной активности рекомендуется применять средства способствующие активизации учебной деятельности [2].

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, помогают педагогу доступно изложить материал ученику, а также помогают детям с ОВЗ развивать их коммуникативные способности и информационную грамотность. Дети –инвалиды накапливают фактические знания.

С помощью наглядности на дистанционном уроке повышается уровень его усвоения, так как на таком уроке у учащихся работают все каналы восприятия – зрительный, слуховой и эмоциональный. С этой целью учителя английского языка широко используют обучающие компьютерные программы по изучению английского языка, особенно в начальной школе. Компьютерные обучающие программы находятся в свободном доступе сети Интернет, в этих программах очень грамотно продумана система тренировочных упражнений при изучении лексики, грамматики, при чтении и аудировании текстов. В обучающих компьютерных программах предложены методы, которые облегчают работу учащихся с ОВЗ. Например, работа с картинками, подбор заголовков, подбор подходящих предложений снимает напряжение, способствует развитию познавательного процесса, а в итоге будет достигнута коммуникативная компетентность в предмете. Также педагог может использовать разработки заданий других педагогов, обмениваться ими и составлять свои собственные.

В сети Интернет существует множество сайтов, которые помогают ученику усваивать лексический материал определенного урока, развивать умения аудирования, совершенствовать навыки произношения и правописания, а также на сайтах предусмотрена система тестов, где можно проверить усвоенный материал. После выполнения теста выставляется оценка, которая позволяет ученику объективно оценить свою работу[1].

Мультимедийные презентации, видео презентации – современные информационно-коммуникативные технологии эффективны на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Сочетание динамики, звука и изображения долго удерживает внимание ребенка, облегчает запоминание информации, сокращает время обучения. С помощью презентаций, учебный материал представляется в виде определенной системы образов, опоры. Все это в совокупности облегчает усвоение и запоминание изучаемого материала детьми с ОВЗ.

Правильное и разумное использование наглядности развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся.

Таким образом, ИКТ дают ребенку большое количество четко отобранных, готовых, организованных знаний, развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.

Электронные учебники – получают все большее распространение в современных общеобразовательных школах и работа с использованием электронного учебника у ребенка с ОВЗ идет быстрее, чем с учебником на печатной основе.

Использование ИКТ при организации работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка представляется новым в образовательном процессе, где в центре этого процесса личность обучающегося, его индивидуальность. Такое обучение предполагает учет личностных и психофизических особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка. Такие методы и приемы стимулируют активность учащихся с ОВЗ и помогает педагогу развивать познавательную деятельность, а также повысить мотивацию к изучению языка.

Библиографический список:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области