Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Эффективные формы и инновационные технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы с умственно отсталыми детьми.

Цель обеспечить каждому воспитаннику гармоничное развитие сохранять, укреплять и повышать уровень здоровья, приобщать к физической культуре и здоровому образу жизни. Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта являются • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире • коррекция эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности • коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики • воспитание потребности в здоровом образе жизни выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эффективные формы и инновационные технологии при организации физкультурно-оздоровительной работы с умственно отсталыми детьми.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

У детей с нарушением интеллекта страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Типичными нарушениями физического развития детей данной категории являются диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение опорно-двигательного аппарата, сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т. д., низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям. Снижение тонуса коры головного мозга затрудняет выполнение движений детьми, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах, напряженность, угловатость.

Детям с нарушением интеллекта присуща быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Имеются нарушения в развитии физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т. д.

В связи с тем, что у детей с умственной отсталостью наблюдаются столь многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение их к здоровому образу жизни является одной из значимых и приоритетных в нашем учреждении. Особое внимание должно уделяться физкультурно-оздоровительной работе.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми должна быть нацелена нами на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику гармоничное развитие; сохранять, укреплять и повышать уровень здоровья, приобщать к физической культуре и здоровому образу жизни.

Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта являются:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности;

• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

• коррекция эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности;

• коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;

• воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Физкультурно-оздоровительная работа представляет собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий.

Формы, методы, приемы и технологии работы с детьми должны быть самые разнообразные. Все мероприятия должны быть выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в нескольких направлениях:

1) формирование здорового образа жизни. По данному направлению должна вестись следующая работа: (занятия по здоровому образу жизни, физкультурные занятия, бодрящая гимнастика (Гимнастика после сна), физкультурные праздники (досуги, развлечения, игровой самомассаж), метод Су-Джок терапии, игры малой подвижности («У кого мяч?»), подвижные игры;

2) сохранение и стимулирование здоровья: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, «Дорожки здоровья», «Двигательный игротренинг с фитболами», упражнения на фитболах, упражнения на тренажерах, «Динамический час»;

3) Коррекционно-развивающая работа: корригирующая гимнастика (для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника), психогимнастика (для снятия нервного напряжения у детей), музыкотерапия, двигательная сказкотерапия.

Рассмотрим более подробно оздоровительные методики и технологии, в работе с детьми с нарушением интеллекта и их коррекционно–развивающие возможности.

Один раз в месяц с детьми должны проводиться занятия по здоровому образу жизни, которые помогают расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, а также помогают детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков. Данные занятия расширяют знания воспитанников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питании, лекарственных растениях.

Два раза в неделю с воспитанниками инструктором по физической культуре должны проводиться физкультурные занятия. Основными задачами занятий физкультурой является стимуляция физического развития ребенка и преодоление имеющихся у него нарушений двигательных функций. Занятия проводятся в игровой форме и имеют свой сюжет. В каждое занятие должны быть включены нетрадиционные формы и методы оздоровления такие как, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, гимнастика для глаз и т. д.

На занятиях по физкультуре, на физкультурных праздниках, развлечениях, на прогулках и в свободной деятельности воспитанников мы используем подвижные игры. Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-развивающих задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

В конце занятий по физкультурно-оздоровительной работе, а также в свободное от занятий время используются игры малой подвижности, которые развивают внимание, речь, ориентировку в пространстве, оказывают благотворное влияние на психическую деятельность. В данной игре игроки не двигаются вообще или двигаются крайне мало.

После дневного сна ежедневно по 5–10 минут, проводится бодрящая гимнастика, с целью расторможения нервной системы и быстрейшего перехода детей к последующей их деятельности. Гимнастика после сна помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения необходимо включать музыкальное сопровождение. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по «дорожкам здоровья» личными поверхностями, такая гимнастика оказывает закаливающий эффект.

В процессе утренней гимнастики, в конце гимнастики после дневного сна, должен проводится игровой самомассаж. Цель самомассажа заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Самомассаж благоприятно воздействует на нервную систему, повышает настроение, работоспособность, снимает физическое и умственное напряжение, нормализует сон.

При пальчиковой гимнастике, как на занятиях, так и в свободное от занятий время, с целью оздоровления воспитанников проводится нетрадиционный метод Су-Джок терапии. Данный метод проводится с помощью массажеров типа «каштан». Внутри этих шариков – «каштанов», находятся два металлических колечка, сделанных из проволоки, которые легко растягиваются и свободно перемещаются по пальцу вниз и вверх, при этом оказывая массажный эффект. Сами шарики используются для массажа ладоней, так как они колкие на ощупь, что оказывает благотворное воздействие на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь, обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Все упражнения сопровождаются потешками, стихами и сказками.

Особое внимание после интенсивной физической нагрузки уделяется дыхательной гимнастике. Она выполняется в медленном темпе спокойно, без напряжения. Чтобы научить воспитанников делать углубленный вдох, предлагается конкретное и понятное задание «понюхаем цветок». Дыхательные упражнения содействуют снижению утомляемости и повышению концентрации внимания; способствуют повышению иммунитета.

Ежедневно по 3–5 минут в любое свободное время и на всех занятиях вместе с детьми необходимо выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения предотвращают снижение зрения, а также помогают снятию усталости глаз.

Для развития мелкой моторики, речи, творческого мышления ежедневно используется пальчиковая гимнастика. Это инсценировка, каких-либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.

Для профилактики и коррекции плоскостопия, а также для закаливания организма используем «Дорожки здоровья». Они представляют собой массажные коврики с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребенка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний.

Два раза в неделю, в часы дневной прогулки организуется динамический час, длительностью 25–30 минут. Динамический час – это инновационная форма физкультурно-оздоровительной работы. 

Цель динамического часа: совершенствовать двигательную деятельность детей на основе формирования потребности в движениях.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы используются различные коррекционные методики.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы необходимо использовать корригирующие упражнения. Корригирующие упражнения укрепляют все группы мышц, формируют правильную осанку, способствуют развитию дыхания, координации движений, ритма, пространственной ориентировки и коррекции психических процессов. Комплекс корригирующих упражнений объединен единым сюжетом.

В оздоровительных целях активно используем музыкотерапию. Под музыкотерапией подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Метод музыкотерапии применяется на занятиях в качестве музыкального сопровождения, после двигательной активности, а также для снятия усталости и напряжения.

Кроме того, в процессе физкультурно-оздоровительной работы применяется психогимнастика. Это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоциональной и личностной сферы). Используя элементы психогимнастики, отдельные этюды в своей работе с воспитанниками, решается целый комплекс задач. Это и преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, коррекция эмоционально-волевой сферы.

С воспитанниками также проводится двигательная сказкотерапия с мячами фитболами. Психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. («Как воробей с карасиком дружил», «Кто поможет воробью», «Невоспитанный мышонок»).

В заключение хотелось бы отметить, что применение современных технологий оздоравливания в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением интеллекта приводит к следующим результатам: у детей развивается координация движений, внимание, моторика, улучшается настроение, повышается самооценка, они лучше ориентируются в пространстве, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области