Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ

обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ

Работу выполнила: Губанова Виктория Валентиновна

Руководитель ИАР: Емельянов Василий Дмитриевич

ст. преподаватель кафедры ТиМЦВС

Казань, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Научно – методические основы воспитания скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет………………………………………...…...6

1.1 Быстрота и скоростные способности………………………….................6

1.2 Методы и упражнения воспитания скоростных способностей легкоатлетов……………………………………………………………………......12

1.3 Возрастные особенности воспитания скоростных способностей легкоатлетов……………………………………………………………….............19

1.4 Физиологические основы воспитания скоростных способностей легкоатлетов………………………………………………………………...….…..21

Глава 2. Практическое обоснование методики воспитания скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет....................................................................23

2.1 Методика воспитания скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет………………………………………………………………………...................23

2.2 Результаты исследования и их обсуждение………………..............…...28

Заключение……………………………………………………………............32

Список литературы……………………….......................................................33

Приложение…………………………………...................................................36

Введение

Актуальность. Подготовка легкоатлета на сегодняшний момент это многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого обеспечить совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения, предусмотренных планом и программой подготовки.

В спорте развитие скоростных способностей является определяющим фактором. В легкой атлетике без развития этого качества невозможно добиться высоких результатов. Кроме всего скорость двигательной реакции, как качество, связанное с быстротой имеет немаловажное значение для достижения высоких результатов.

К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Их развитие и есть процесс расширения функциональных возможностей человека, степень его двигательной одаренности.

Таким образом, физические качества – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность.

Рост спортивного мастерства в таком комплексном виде спорта, как легкая атлетика также во многом зависит от степени развития физических качеств и связанных с ними способностей, функциональных возможностей организма юного спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки. Следовательно, развитие скоростных способностей – это процесс целенаправленного воздействия физическими упражнениями на комплекс естественных свойств организма, обеспечивающих активную двигательную деятельность.

Объект исследования – тренировочный процесс легкоатлетов 10-12 лет.

Предмет исследования – методика воспитания скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет.

Цель исследования – разработать методику воспитания скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет и проверить ее эффективность.

Задачи:

3.Экспериментально проверить методику воспитания скоростных способностей в тренировочном процессе.

Гипотеза исследования: предполагалось, что уровень скоростных способностей легкоатлетов повысится, если в тренировочном занятии применять методику воспитания скоростных способностей, которая состоит из прыжковых и беговых упражнений, подвижных и спортивных игр.

Новизна и практическая значимость исследования: в вопросе о рациональной преимущественной направленности тренировки на этапе начальной подготовки мнения специалистов разделились. Одни из них полагают, что на этом этапе в занятиях с детьми и подростками должны использоваться различные виды спорта без какой-либо выраженной направленности к последующей специализации в избранном виде (5). Другие считают, что наряду с решением главной задачи – обеспечение разносторонней физической подготовленности занимающихся, частично должна решаться задача развития тех физических качеств, которые играют важную роль в избранной спортивной специализации (3). Также достаточно актуальной видится проблемная ситуация, при которой тренеры нуждаются в уточненных сведениях об учете возрастных особенностей спортсменов-легкоатлетов подросткового возраста при планировании педагогических воздействий по воспитанию скоростных способностей.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ

1.1Быстрота и скоростные способности

В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту.

К ней относят:

во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций;

во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организме иных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений (Скоротечность здесь — мера протекания фаз процесса (например, фаз мышечных сокращений и расслаблений), противоположная их предельной продолжительности: чем короче фазы во времени, тем процесс скоротечнее)).

Первую способность условно принято называть «быстротой двигательных реакций», вторую – «быстротой движений».

Быстроту как комплекс определенных свойств, присущих функциональным системам человека, не следует отождествлять с внешне регистрируемыми скоростными характеристиками двигательных действий (скорость отдельно взятых движений, темп их чередования и т. п.). Последние обусловлены не только тем, что относятся, собственно, к быстроте, но и силовыми, и другими двигательными способностями. Если понятие «быстрота» распространить на все эти способности, оно утратит какую-либо определенность. По существу, под быстротой здесь есть смысл подразумевать лишь те стороны способностей, реализуемых в действии, от которых кроме всех прочих факторов в конечном счете зависит скоротечность двигательных проявлений.

Исследования, особенно проведенные в последние десятилетия, дают все больше оснований считать, что по крайней мере некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроизведения движений) и что факторы, лежащие в их основе, далеко не однозначны (2, 4).

С учетом этого вместо общего собирательного термина быстрота все чаще пользуются дифференцирующим термином скоростные способности и соответственно выделяют как минимум два типа скоростных способностей:

-быстроту как способность к экстренным двигательным реакциям («быстрота двигательных реакций»);

-быстроту как способность, определяющую скоростные характеристики движений («быстрота движений»). Быстрота движений, в свою очередь, подразделяется на 2 подтипа:

-быстрота, проявляющаяся в скорости отдельных двигательных актов;

-быстрота, проявляющаяся в темпе повторения движений.

Под физическими качествами человека понимаются совокупности психических и биологических его свойств.

Следует особо отметить, что от других качеств личности они отличаются лишь тем, что проявляются во время решения двигательных задач при помощи двигательных действий.

Так, под двигательными способностями понимают приобретенные или врожденные функциональные, а также относительно устойчивые возможности структур организма и его органов, взаимодействие которых приводит к эффективному выполнению двигательных действий.

Вышеизложенные представления о физических качествах и способностях человека позволяют сделать следующие виды: в основе воспитания таких свойств, прежде всего, лежит развитие физических способностей человека. Следует также отметить, что чем больше они развиты, тем устойчивей проявляются в решении тех или иных задач (двигательных) (16).

Развитие двигательных способностей зависит от врожденных задатков человека, которые определяют индивидуальные возможности и функции структур организма или отдельных органов. Чем надежней их взаимодействие, тем устойчивей выражение соответствующих способностей.

Воспитание физических качеств человека достигается путем решения различных двигательных задач. Что касается двигательных способностей, то они развиваются через выполнение определенных двигательных заданий.

Как известно, абсолютно любой человек может легко научиться кататься на велосипеде или коньках. Однако это совсем не значит, что каждый способен проехать 100 км на двухколесном друге или пробежать 10 000 метров по скользкому льду. Такие действия смогут полноценно осуществить только те, у кого хорошо развита сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Именно этими словами и обозначаются физические качества человека.

Следует особо отметить, что без достаточного развития таких свойств спортсмен не может мечтать о каких-либо успехах и достижениях. Его основные физические качества развиваются во время регулярных тренировок, а также занятий различными упражнениями. При этом от степени их интенсивности и направленности зависит та или иная физическая подготовка. Так, разностороннее развитие всех качеств называют общей, а необходимых лишь в определенном виде спорта - специальной физической подготовкой.

Большую роль в успешном овладении различными спортивными двигательными действиями играет быстрота.

Физическое качество быстрота выражается совокупностью скоростных способностей, которые включают в себя: скорость одиночного движения, которая не отягощена внешним сопротивлением; быстроту двигательных реакций; частоту или же темп движений.

Быстрота (англ. rapidity) – в релятивистской кинематике монотонно возрастающая функция скорости, которая стремится к бесконечности, когда скорость стремится к скорости света. В отличие от скорости, для которой закон сложения нетривиален, для быстроты характерен простой закон сложения (16).

В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Быстрота – способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью за минимальный промежуток времени – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции (19).

Различают следующие формы проявления быстроты (15):

-быстрота двигательной реакции;

-быстрота одиночного движения;

-частота (темп) движений.

Их принято считать элементарными формами проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей (19).

Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями (8).

Быстрота двигательной реакции оценивается латентными временем реагирования. Латентный период и его время определяется максимально быстрым ответным движением на раздражитель, причем движение должно быть минимальной амплитуды. Распространение звуковой волны, трансформация механических колебаний в первый импульс, поиск адреса команды, проведение первого импульса и развертывание активной деятельности мышечных волокон – такого упрощенное содержание латентного периода двигательной реакции (15, 18).

Исследования в различных видах спорта свидетельствуют, что латентное время простой двигательной реакции практически не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека (4, 8).

Быстрота одиночного движения. Возможность проявления быстроты движения обусловлена целым рядом параметров, а именно морфологическими, биохимическими, физиологическими факторами.

Большинство физических способностей, которые характеризуют быстроту, своими составными элементами входят и в другие физические качества, в том числе в качество ловкости. Быстроту развивают при помощи решения различных двигательных задач, успех которых определяется минимальным количеством времени, отведенного на их выполнение.

Таким образом, быстрота – это еще и навык. Именно это является трактовкой данного явления с психологической точки зрения.

Какие свойства имеет быстрота?

Динамичность. То есть она может со временем как увеличиваться, так и уменьшаться. От человека и условий окружающей среды зависит то, насколько быстро человек будет справляться с поставленными задачами. К факторам, зависящим от человека, относятся усилия и желание. Внешние условия- это погода, физическое состояние, трудоспособность и ряд других.

Автоматизация. Скорость - это признак того, что был обретен какой-то навык в определенной степени. Невозможно делать что-то быстрее, чем будет приобретен какой-то навык. Это означает, что нет смысла стараться развивать скорость в отрыве от навыка. А признаком обретения какого-нибудь навыка является автоматизированность. Именно благодаря тому, что человек делает что-то не задумываясь, зависит скорость и качество выполненной задачи. А из этих параметров состоит эффективность.

Адаптивность. Это означает, что скорость нам нужна для того, чтобы мы могли адаптироваться к условиям окружающей среды. Именно для этого природой был заложен механизм навыка.

Данные свойства являются основными для такого явления, как быстрота, независимо от того, какого она вида.

Выбор упражнений по воспитанию такого качества требует соблюдения определенных методических положений (высокого владения техникой двигательного действия, оптимального состояния организма, которое обеспечивает высокую работоспособность спортсмена).

Рассматривая такое физическое качество, нельзя не упомянуть о быстроте двигательной реакции. Она характеризуется минимальной продолжительностью от подачи определенного сигнала до начала выполнения движений. В свою очередь такие сложные реакции подразделяются на реакции движущегося объекта и выбора.

Последняя представляет собой ответ каким-либо движением на сигналы. Условиями для воспитания данного качества являются высокая эмоциональность и повышенная работоспособность человека, а также желание выполнять задание до получения максимально возможного результата.

В процессе развития быстроты увеличивается частота движений и их скорость.

Простые двигательные реакции - это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности.

Большое значение в жизни человека отводится сложным двигательным реакциям. Основные из них - реакции на движущийся объект и реакции выбора. В первом случае основную часть времени занимает фиксирование движущего предмета глазами, во втором - нахождение из нескольких возможных вариантов наилучший способ действия или ответа на сигнал. Быстрота реакции в основном зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и ее можно развить с помощью физических упражнений или подвижных игр.

Поскольку сократительная способность мышц к 20 годам улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще более развивается частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений может быть увеличена (15).

Таким образом, в основе быстроты как физического качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Но развитие быстроты тесно связанно с развитием других физических качеств. Однако отдельные ее проявления мало зависят друг от друга, поэтому необходимо специально работать над всеми ее составляющими.

1.2 Методы и упражнения воспитания скоростных способностей легкоатлетов

Воспитывать скоростные способности лучше всего в детском и подростковом возрасте, в процессе выполнения игровых упражнений. Для воспитания этих качеств полезны старты из различных исходных положений (на 10-30 метров), эстафеты. Скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки) рекомендуется включать в занятия с 12-15 лет. В младшем возрасте эти качества можно развивать с помощью подвижных игр и соревнований. Обычно на них отводят до 50% общего времени. Не менее важна и такая задача физического воспитания детей и подростков, как формирование способности выполнять скоростную работу в течение длительного времени.

Воспитание скоростных способностей наиболее тесно связано с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее – с выносливостью. В комплекс показателей скоростных двигательных способностей входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления (19).

Для воспитания скоростных способностей используют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным критериям:

-возможности выполнения с максимальной скоростью;

-освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;

-во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.

Упражнения на воспитание скоростных способностей выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Для развития этого качества подбирайте упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 с. Такие упражнения советуем вам включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения.

Подбирать следует хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае человек не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.

В тренировочном микроцикле воспитание скоростных способностей лучше планировать на первый или второй день после отдыха, когда нет случаев неполного восстановления после предшествующих занятий.

При развитии и совершенствовании скорости бега с помощью повторного метода необходимо соблюдать следующие характеристики.

1.Интенсивность выполнения должна быть максимальной, т. е. рывки выполняются в полную силу. Для того чтобы противостоять «стабилизации» скорости, можно использовать ряд методических приемов (бег в облегченных условиях – под гору, чередование рывков в усложненных условиях – в гору с рывками в обычных условиях).

2.Длительность выполнения рывка зависит от длины пробегаемого расстояния. В основном применяются рывки на 15–30 м с места (стартовая скорость), а также на 45 м (дистанционная скорость).

3.Интервалы отдыха зависят в основном от длины пробегаемой дистанции. Исследования показали, что при рывках на 15 м каждое последующее повторение должно производиться через 45–60 с (в зависимости от уровня подготовленности). В беге на 30 м паузы от повторений к повторениям должны составлять 75–90 с. В беге на отрезках 60метров пауза отдыха должна составлять от 2 до 2,5 мин.

Важными факторами, которые необходимо учитывать при определении длительности паузы отдыха, является уровень общей выносливости, а также способность легкоатлета к быстрому восстановлению. Поэтому при совершенствовании скорости бега необходимо индивидуализировать тренировочную нагрузку с учётом этих факторов.

Уменьшение пауз отдыха может трансформировать характер выполняемой работы, направив ее на совершенствование скоростной выносливости, а также как указывалось выше, гликолитической выносливости.

Увеличение пауз отдыха между повторениями также будет неэффективным в плане совершенствования скорости бега: уменьшается возбудимость нервных процессов в коре головного мозга. При совершенствовании скорости бега частота пульса к каждому последующему повторению должна снижаться до 120–130 уд/мин.

Можно планировать увеличивающуюся продолжительность интервалов отдыха между повторениями. Так, например, в беге на отрезке 30 метров с паузой отдыха 60 с, ЧСС перед 2-м и 3-м повторениями близка к 120–130 уд/мин. Далее она повышается до 140–150 уд/мин (в зависимости от уровня подготовленности) (15).

Чтобы поддерживать ЧСС на уровне 120 уд/мин, целесообразно после третьего повторения увеличить паузу отдыха до 1,5 мин, а после 6-го повторения – до 2 мин.

Упражнения целесообразно выполнять сериями по 6 —10 повторений (в зависимости от длины отрезков) в каждой.

При совершенствовании скорости бега необходимо периодически менять форму упражнения: технико-тактические упражнения, выполняемые на предельной скорости, чередовать с эстафетами, рывками из разных исходных положений, игровыми упражнениями, в которых игра сочетается с рывками через определенные паузы отдыха. Можно использовать и спортивные игры: гандбол, футбол, баскетбол и подвижные игры (лапта), в которых с помощью ряда методических приемов достигается поставленная задача (16).

Упражнения, направленные на совершенствование скорости бега, целесообразно проводить на двух-трех последних неделях подготовительного периода, когда создана база общей (аэробной) и специальной (скоростной) выносливости.

Установлено, что развитие и совершенствование скоростных способностей возможно лишь при постоянном выполнении спортсменами скоростных упражнений. Отсутствие их на отдельных этапах подготовки незамедлительно приводит к снижению скорости бега.

После тренировочных занятий восстановление скоростной направленности происходит достаточно быстро, и поэтому акцент на развитие скоростных способностей допустимо делать в течение нескольких тренировок подряд (12).

В тренировочном микроцикле воспитание скоростных способностей лучше планировать на первый или второй день после отдыха, когда нет случаев неполного восстановления после предшествующих занятий.

Работа над улучшением скоростных показателей принесет результат, если:

На скорость движения влияет то, насколько развиты мышцы ног. Поэтому в программу тренировок обязательно нужно включать силовые упражнения. Еще один важный момент – это прыгучесть, способность отталкиваться и мгновенно набирать разгон. Следовательно, прыжковым движениям также нужно уделять внимание. И, наконец, обязательно следует работать над преодолением коротких скоростных дистанций. Обычно рекомендуются забеги на участках 60 м, 100 м, 150 м.

Как было отмечено ранее, тренировки над увеличением скорости бега достаточно проводить не более 3 раз в неделю. На первом занятии нужно уделить внимание скоростной работе на коротких отрезках, а во второй раз сделать акцент на выполнение прыжковых и силовых упражнений.

В другие дни нужно прорабатывать правильную технику бега. Профессиональные спортсмены переступают с носка на пятку, что уменьшает риск получить травму и способствует равномерному распределению нагрузки на стопу. Во время быстрого бега правильная техника поможет преодолеть большее расстояние, не навредив мышцам, связкам и костям (22).

Ниже приведено несколько упражнений, направленных на улучшение скорости бега, которые можно включать в «силовой» день.

Для увеличения скорости можно использовать интервальные тренировки в день, свободный от силовой части. То есть необходимо чередовать бег трусцой и спринт на максимально возможной скорости. После каждого забега организму нужно восстанавливаться около 5 мин, но не больше, чтобы мышцы не успели полностью расслабиться. Также можно использовать забеги с изменением направления движения и спринты из положений лежа и сидя.

Если тренировки проходят на неровной местности, можно упражняться в беге вниз по склону. Нужно преодолеть около 30-50 м и сделать минутный перерыв. Повторить 10 раз.

Ниже приведены советы и рекомендации по воспитанию скоростных способностей легкоатлетов:

1.Улучшить скоростные показатели невозможно без способности преодолевать большие расстояния. Поэтому сначала нужно тренироваться на длинных дистанциях в привычном темпе и постепенно наращивать его.

2.Во время парных забегов и марафонов нет смысла равняться на других участников или стараться их обогнать. Так можно быстрее устать или получить травму.

3.Не нужно думать о правильной технике во время бега – это не будет способствовать увеличению скорости.

4.Также не следует пытаться искусственно растягивать шаг, иначе можно повредить связки.

5.Тренироваться можно в любое время утром или вечером.

6.Нежелательно пропускать тренировки. Нужно заниматься несмотря на лень или плохое настроение, но тем не менее следует прислушиваться к себе. Упражнения не пойдут на пользу, если организм истощен болезнью или спортсмен подвергся эмоциональным и умственным перегрузкам. Нужно учиться различать причины, из-за которых не хочется идти на тренировку: возможно, это проявление лени или инертности, или же организм экономит силы на восстановление.

7.По возможности следует проводить забеги на открытом воздухе. В повседневной жизни и на тренировках рекомендуется практиковать быструю ходьбу в расслабленном состоянии. Это поможет мышцам избавиться от зажатости во время преодоления марафона.

Все советы по увеличению скорости бега вторичны. Самое важное – это упорно тренироваться и работать над собой.

1.3 Возрастные особенности воспитания скоростных способностей легкоатлетов

Изучению возрастных особенностей воспитания скоростных способностей в детском и подростковом возрасте посвящено значительное количество исследований.

Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека (14). По мнению многих специалистов, структурные основы развития физических качеств, связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Таким образом, уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от согласованности соматических и вегетативных функций (20, 7, 14).

Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены: быстрота движений, мышечная сила и выносливость.

Ряд исследований свидетельствует, что детский возраст является важным этапом многолетнего физического воспитания благоприятным для начала спортивной подготовки (20, 30, 1).

Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных спортсменов развитие физических качеств, происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне (4).

По данным В.П. Филина наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет (29).

В этой связи тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке не позволяет сопоставить данные детей различного возраста, пола, физического развития, т.к. дает различный педагогический эффект более высокий в период естественного повышения (в так называемые сенситивные периоды) уровня развития физических качеств у юных спортсменов, чем средний уровень развития этих же качеств у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (29).

В младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития быстроты движений. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью их центральной нервной системы, регулирующей деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму (26).

Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков (12).

В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой, выбегание, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т. е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств общефизической подготовки (ОФП).

В частности, установлено, что под влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются школьниками в возрасте 10-12 лет. В ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов (23).

В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми (22).

1.4 Физиологические основы воспитания скоростных способностей легкоатлетов

В настоящее время принято различать два типа мышечных волокон по структуре и функциональным возможностям – "быстрые" (белые), способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость, и "медленные" (красные), работающие в медленном, но длительном режиме.

В быстрых мышечных волокнах преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, в медленных – аэробные, в них значительно выше количество кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, большая активность окислительных ферментов.

Состав мышечных волокон обусловлен генетически, но тренировки на выносливость в определенной степени увеличивают количество развития красных мышечных волокон. Но при выборе спортивной специализации наследственный фактор является доминирующим. Например, у бегунов на короткие дистанции, прыгунов, метателей соотношение быстрых волокон существенно выше, чем у марафонцев (20).

Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.

Многочисленными исследователями выявлено, что скорость движений не обеспечивается одним фактором, а является комплексным физическим качеством человека. Различают три основные (элементарные) формы проявления скоростных способностей:

а) время двигательной реакции;

б) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

в) частота движений (темп) (20, 17).

Скорость целостного акта только косвенно характеризует скоростные способности человека, а при детальном анализе наиболее показательны элементарные формы скоростных способностей.

Латентное время двигательной реакции служит показателем зрелости и
функционального состояния центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата (14).

С физиологической точки зрения латентное время двигательной реакции представляет собой сенсомоторную реакцию и складывается из отрезков времени, необходимых для протекания следующих процессов:

а) время для возбуждения рецептора;

б) время передачи возбуждения по афферентным путям в соответствующие отделы центральной нервной системы;

в) время для передачи возбуждения от одних нейронов к другим для формирования эффекторного сигнала;

г) время прохождения этого сигнала по эфферентным путям к мышцам;

д) время на развитие возбуждения и сокращения мышц.

Время выполнения отдельного движения зависит от величины преодолеваемого сопротивления, поэтому для его также определения в качестве характеристики скоростных способностей необходимо выполнение максимально быстрых одиночных движений с малым сопротивлением.

Установлено, что между показателями быстроты отдельного движения правой и левой руки не обнаружено достоверных различий во всех исследуемых возрастах.

Частота движений связана с подвижностью нервных процессов в коре головного мозга, вызывающих напряжение и расслабление мышц и координирующих их работу. Полученные недостоверные величины коэффициентов корреляции между показателями максимального темпа движений, выполняемых разными сегментами тела, объясняется тем, что максимальная частота движений лимитируется не только подвижностью нервных процессов, но и эластичностью мышц, способностью их к расслаблению, подвижностью в суставах, уровнем владения техникой.

Таким образом, по мнению многих исследователей элементарные формы проявления скоростных способностей относительно независимы друг от друга и это свойство прослеживается на всем протяжении возрастного развития школьников (25,20).

Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии скоростных способностей.

С 10-12 лет происходит бурное развитие движений в беге. Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц ног: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам (11).

Среди актуальных проблем физического воспитания спортсменов значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 10-12 ЛЕТ

2.1 Методика воспитания скоростных способностей легкоатлетов

10-12 лет

С целью определения методики воспитания скоростных способностей осуществлялся отбор специальных упражнений:

В результате анализа научно-методической литературы, было составлено содержание тренировочных занятий, где целенаправленно использовались специальные упражнения на воспитание скоростных способностей у легкоатлетов 10-12 лет.

В процессе исследования применялись следующие методы:

1.Анализ научно-методической литературы;

2.Педагогическое наблюдение;

3.Педагогическое тестирование;

4.Метод математической статистики

Анализ научно-методической литературы. Этот метод позволил рассмотреть общие теоретические основы скоростных способностей, ее значение в легкой атлетике, определение общих теоретических позиций.

Педагогическое наблюдение. Определялось соотношение средств, методов и направленности тренировочных занятий; уровень развития физических качеств; соотношение тренировочных средств ОФП и СФП.

Педагогическое тестирование, которое помогает: выявить уровень развития скоростных способностей; сравнить подготовленность двух групп (экспериментальной и контрольной).

В качестве контрольных испытаний были взяты тесты: прыжок в длину с места; бег 30 м с высокого старта; челночный бег 3*10 м.

Педагогический эксперимент, который проводился с группой легкоатлетов 10-12 лет СШОР «Авиатор» г. Казани. Всех участников эксперимента поделили на две группы экспериментальную и контрольную.

Обе группы занимались по программе, разработанной в спортивной школе в соответствии с требованиями ФССП, но в экспериментальной группе использовалась специально разработанная методика для воспитания скоростных способностей у легкоатлетов.

Метод математической статистики. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики t-критерий Стьюдента.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе СШОР «Авиатор» г. Казани с 18 февраля по 18 марта 2020 года. В исследовании принимали участие 30 обучающихся, девушек, в возрасте от 10 до 12 лет. Проводились исследования на двух относительно равноценных группах (экспериментальная и контрольная) по возрасту, стажу занятий, физическому развитию спортсменов, в каждой по 15 человек. Возраст испытуемых 10-12 лет.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание скоростных способностей мы применяли в начале основной части (бег, прыжки) и в конце основной части (спортивные и подвижные игры, эстафеты) тренировочного занятия в течение 40 мин.

В процессе воспитания скоростных способностей мы обращали внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений. Очень важно, чтобы легкоатлеты почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. Большой эффект дают упражнения с предметами. Например, если в руках во время бега будет картонная палочка, то можно контролировать напряжения в мышцах кисти рук. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении.

Тренировочные занятия проходили три раза в неделю: вторник, четверг и воскресенье.

По вторникам мы включили прыжковые упражнения, по четвергам беговые, по воскресеньям подвижные и спортивные игры.

Таблица 1

Методика воспитания скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет

День недели

Средство

Дозировка

Отдых

ОМУ

1 неделя

Вторник

1. Прыжки на двух ногах на месте

20-25*4

1,5-2 мин

Обращать внимание на упругий, быстрый отскок

2. Прыжки через барьеры(40см)

8*6

1,5-2 мин

Не торопиться, выполнять прыжки ритмично

3. Прыжки через скакалку

100*3

1,5-2 мин

Прыжки в быстром темпе

4. Прыжки через скамейку с продвижением вперед

10-12 * 4

1,5-2 мин

Обратить внимание на движение рук

5. Бег прыжками

25м*6

1 мин

Ставить ногу на всю стопу загребающим движением

Четверг

1.Бег с максимальной частотой через фишки

10 м*4

1,5-2 мин

Не наклонять туловище

2. Работа руками как при беге

10-15сек*4

1,5-2 мин

Максимальная частота движений

3. Бег в упоре

10-15сек*4

1,5-2 мин

Максимальная частота движений

4. Бег из различных положений

20 м*6

1 мин

Выбегание по сигналу

30 м*3

1 мин

С максимальной частотой движений

Воскресенье

1.«Воробьи и вороны»

10 мин

2. «Футбол»

20 мин

2 неделя

Вторник

1.Бег толчками

25 м *6

1мин

Прыгать выше

2. Прыжки с доставанием подвешенного предмета

5 раз

30 сек

Отталкиваться двумя ногами

3.Прыжки по лестнице

4 раза

1,5-2мин

Отталкиваться до полного выпрямления ног

4.Бег по лестнице через 2 ступеньки

4-6 раз

1 мин

С максимальной частотой движений ног и рук

Четверг

1. Бег в упоре

10-15 сек*4

1,5-2 мин

Максимальная частота движений ног

2.Бег на месте без упора

10 сек*4

1,5-2 мин

Движения не должно переходить в судорожное топтание

3. Бег с отягощением

10 сек*3

1,5-2 мин

Выполнять упражнение с эспандером

4. Работа руками как при беге

10-15 сек*4

1,5-2 мин

Максимальная

частота движений

5. Ускорение

20 м*4

1-1,5 мин

Максимальная частота движений

Воскресенье

1.Вышибалы

15 мин

2.Баскетбол

20 мин

3 неделя

Вторник

1.Бег с попеременным отталкиванием ног (многоскоки)

25*6

1 мин

Прыгать выше

2.Бег прыжками

25*6

1 мин

Не наклоняться вперед

3.Прыжки через барьеры (40 см)

8 б.*6

1,5-2 мин

Выполнять прыжки ритмично

4.Прыжки по лестнице

4 раза

1,5-2 мин

Активно толкаться ногами

Четверг

1.Бег с предельной скоростью

40-60м*4

2мин

С низкого старта и с хода

2.Бег с максимальной частотой через фишки

10м*4

1,5-2 мин

Не наклонять туловище

3.Бег из различных положений

20м*6

1мин

Выбегание по сигналу

4.Бег с высоким подниманием бедра

30 м*3

1 мин

С максимальной частотой

Воскресенье

1.«Пятнашки»

2.Эстафеты

10 мин

20 мин

4 неделя

Вторник

1.Прыжки на месте

20-25 прыжков*4

1,5-2

мин

Обращать внимание на упругий быстрый отскок

2.Прыжки через скамейку с продвижением вперед

10-12 прыжков *4

1,5-2 мин

Обратить внимание на движение рук

3.Прыжки с доставанием подвешенного предмета

5 раз

30 сек

Поочередное доставание правой и левой рукой

4.Прыжки через скакалку

100 раз*3

1,5-2 мин

Прыжки в быстром темпе

5.Бег по лестнице через 2 ступеньки

4-6 раза

1 мин

Не раскачиваться из стороны в сторону

Четверг

1.Работа руками на месте как при беге

10-15 сек*4

1,5-2 мин

Максимальная частота движений рук

2.Бег в упоре

10 сек*3

1.5-2 мин

Максимальная частота движений ног

3.Бег с отягощением

20м*4

1-1,5 мин

Выполнять упражнение с эспандером

4.Бег по лестнице

4 раза 3эт

1,5-2 мин

Работа на частоту движения

5.Ускорение

20м *4

1-1,5 мин

Максимальная частота движений рук и ног

Воскресенье

1. «Третий-лишний

10 мин

2. Ручной мяч»

20 мин

2.2 Результаты исследования в начале и в конце эксперимента

Для проверки эффективности разработанной нами экспериментальной методики, направленной на воспитание скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет, было проведено комплексное тестирование.

На выполнение контрольных тестов, таких как бег на 30 м и челночный бег учащемуся давалась одна попытка. А на выполнение такого контрольного теста, как прыжок в длину с места предоставлялось три попытки, в протокол заносился лучший результат.

Таблица 2

Результаты тестирования скоростных способностей в экспериментальной и контрольной группах легкоатлетов 10-12 лет в начале эксперимента

Тест

ЭГ

КГ

tрасч.

tкр.

P

Прыжок в длину с места, см

155,1+10,9

158,5+13,4

0,59

2,13

>0,05

Бег 30 м, сек

6,0+0,24

6,4+0,18

0,29

>0,05

Челночный бег 3х10 м, сек

7,1+0,17

7,1+0,13

0,1

>0,05

Из таблицы 2 видно, что уровень развития скоростных способностей у учащихся экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента не имеют достоверных различий в таких видах упражнений, как прыжок в длину с места; бег 30 метров; челночный бег 3х10 метров (14).

Повторное педагогическое тестирование в конце эксперимента выявило положительную динамику как у легкоатлетов экспериментальной группы, так и у легкоатлетов контрольной группы (Таблица 3).

Таблица 3

Результаты тестирования скоростных способностей в экспериментальной и контрольной группах легкоатлетов 10-12 лет в конце эксперимента

Тест

ЭГ

КГ

tрасч.

tкр

P

Прыжок в длину с места (см)

162,5+13,0

160,3+12,1

2,7

2,13

<0,05

Бег 30м (сек)

5,7+0,13

6,1+0,15

2,18

<0,05

Челночный бег 3х10м

6,8+0,12

6,9+0,08

2,6

<0,05

Так из таблицы 3 видно, что после внедрения методики в тренировочный процесс экспериментальной группы показатели скоростных способностей в этой группе достоверно выше, чем в контрольной:

- в тесте «прыжок в длину с места» на 2,3 см (р≤0,05);

-в тесте “бег 30 м” на 0,4 сек (p <0,05)

- в тесте “челночный бег 3*10м” на 0,1 сек (p <0,05)

Сопоставление результатов тестирования после эксперимента по контрольным упражнениям, показывают что у легкоатлетов экспериментальной и контрольной групп почти одинаково развиты скоростные способности, проявления которых требуется в этих тестах.

Значение критерия t-Стьюдента при сравнении показателей тестирования по отдельным видам контрольных упражнений легкоатлетов 10-12 лет экспериментальной и контрольной групп при критерии Стьюдента tкр = 2,13 на заключительном этапе педагогического эксперимента, различия достоверны (P <0,05).

В ходе эксперимента было установлено, что по окончанию педагогического эксперимента среднее значение тестирования в группах возросло, но существенных различий не наблюдалось, разработанная нами методика для воспитания скоростных способностей у легкоатлетов 10-12 лет также является достаточно эффективной.

Это подтверждается следующими фактами:

Результаты тестирования показали, что в контрольных упражнениях (прыжок в длину с места) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя месяц применения нашей методики, оказались примерно одинаковы с контрольной группой где применялась другая программа.

При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе. У детей этой группы тоже выросли результаты в контрольных тестах.

В упражнении на проявление скоростных способностей в беге на 30 м и в челночном беге результаты в обеих группах возросли.

Заключение

1.Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день научно-методическое обеспечение тренировочного процесса легкоатлетов требует совершенствования. Противоречивость и нерешенность многих вопросов в методике воспитания скоростных способностей у юных легкоатлетов требуют дальнейших научных исследований и обусловливают актуальность данной работы. Рассматриваемая в работе проблема касается определения сущностных характеристик таких комплексных способностей человека, как скоростные. Данная способность оказывает определяющее влияние на качество и сроки обучения новым двигательным действиям и их воспитание.

Список литературы

11.Выдрин, В. М. Спорт в современном обществе / В. М. Выдрин. -М.: Физкультура и спорт, 2003. - 180 с.

22.Максименко, А. М. Основы теории и методики физическойкультуры : учебник для студ. высших учебных заведений. / А.М.Максименко. - М. : Физическая культура, 2005. - 544 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Результаты тестирования скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет в начале эксперимента

пп/п

Экспериментальная группа

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м (сек)

Челночный бег 3х10 м

№ п/п

Контрольная группа

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м (сек)

Челночный бег 3х10 м

1

Э-1

155

5.48

7.48

1

К-1

154

5.66

7.58

2

Э-2

125

5.63

7.63

2

К-2

136

5.68

7.73

3

Э-3

160

6.06

7.06

3

К-3

178

6.86

7.26

4

Э-4

153

6.29

7.29

4

К-4

168

6.09

7.29

5

Э-5

162

6.35

6.35

5

К-5

160

6.65

6.35

6

Э-6

140

6.47

6.56

6

К-6

158

6.07

7.67

7

Э-7

115

6.05

7.55

7

К-7

153

6.55

7.05

8

Э-8

146

6.55

6.63

8

К-8

134

6.55

6.45

9

Э-9

158

5.39

6.39

9

К-9

158

5.69

6.89

10

Э-10

169

5.68

6.68

10

К-10

168

6.68

6.38

11

Э-11

140

5.32

7.32

11

К-11

185

6.82

6.32

12

Э-12

152

6.09

7.09

12

К-12

141

6.79

7.09

13

Э-13

177

6.83

6.23

13

К-13

176

6.43

6.03

14

Э-14

175

5.31

6.31

14

К-14

178

6.01

7.68

15

Э-15

154

6.23

7.13

15

К-15

158

6.53

6.83

Приложение 2

Результаты тестирования скоростных способностей в конце эксперимента

№ п/п

Экспериментальная группа

Прыжок в длинус места(см)

Бег 30 м (с)

Челночный бег 3*10 м

№п/п

Контрольная группа

Прыжок в длинус места(см)

Бег 30м(сек)

Челночный бег 3*10м

1

Э-1

159

5.25

7.23

1

К-1

158

5.46

7.48

2

Э-2

135

5.23

7.33

2

К-2

139

5.48

7.33

3

Э-3

164

5.56

6.06

3

К-3

176

6.46

7.06

4

Э-4

163

6.09

7.09

4

К-4

168

5.49

7.19

5

Э-5

168

6.05

6.05

5

К-5

164

6.45

6.35

6

Э-6

152

6.27

6.06

6

К-6

160

6.10

7.17

7

Э-7

125

5.45

7.25

7

К-7

163

6.35

6.35

8

Э-8

152

6.25

6.03

8

К-8

138

6.25

6.25

9

Э-9

162

5.29

6.39

9

К-9

158

5.49

6.09

10

Э-10

168

5.48

6.68

10

К-10

170

6.48

6.18

11

Э-11

146

5.52

7.22

11

К-11

185

6.52

6.12

12

Э-12

159

6.09

7.09

12

К-12

148

6.29

6.09

13

Э-13

180

6.03

6.23

13

К-13

176

6.13

6.43

14

Э-14

179

5.41

6.01

14

К-14

178

6.01

7.38

15

Э-15

158

6.03

7.03

15

К-15

162

6.03

6.03

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области