Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка, направленная на формирование и развитие эмоционально-нравственной сферы личности

Развитие самостоятельности, творческого подхода в решении задач, развитие рефлексии осознания эмоций, их проявления у себя и окружающих, развитие произвольности поведения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка, направленная на формирование и развитие эмоционально-нравственной сферы личности

СОДЕРЖАНИЕ

3

6

7

12

В соответствии с диагностической работой, выявилась актуальность разработки коррекционной программы, направленной на формирование и развитие эмоционально-нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста.

Поскольку уже в дошкольном возрасте, как было указано в диагностическом заключении, закладываются основы личности, которые будут предопределять здоровье и успешность дальнейшей жизни ребенка, особую значимость приобретает ранняя диагностика и выявление психоэмоциональных отклонений у детей. Вслед за Васильевой О.С. и Коноваловой Э.С., можно говорить о том, что наиболее важным шагом является «более раннее начало комплексных коррекционно-развивающих мероприятий» по преодолению выявленных с помощью диагностики сложностей.

По-моему мнению, коррекционные занятия необходимо построить таким образом, чтобы ребенок смог изучить различные эмоции, а также управлять ими, преодолевая барьеры в общении со сверстниками и взрослыми, снял психологическое напряжение. Данные цели и задачи преследуются таким направлением психокоррекционной работы, как психологическая гимнастика. Сам термин «психогимнастика» можно определить как курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и его эмоционально-личностной сферы). Для целенаправленной развивающей работы с детьми посредством психологической гимнастики необходимо взять за основу базовые эмоции. В связи с тем, что существует множество классификаций эмоций, вслед за Минаевой В.М., станем придерживаться теории дифференциальных эмоций, разработанной американским психологом Кэррол Изард.

Данная теория основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, остальные же эмоции – являются производными.

Благодаря грамотно построенным занятиям по психологической гимнастике, ребенок дошкольного возраста не только на практике сможет изучить и «попробовать на себе» различные эмоции, сможет не только преодолеть дискомфорт и барьер в общении, снять эмоциональное напряжение, но и активно включиться в культурные связи общества, которые также включают в себя случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, что является критерием вхождения ребенка с социокультурную среду.

Опираясь на параметры развития эмоциональной сферы личности дошкольников и классификацию эмоций, направленных на построение занятий, а также вышеизложенный материал, можно говорить о том, что психологическая гимнастика, как метод развития эмоционально-нравственной сферы, является наиболее благоприятным методом коррекционной работы в данном периоде онтогенеза.

Цель коррекционной программы: развитие эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника, формирование положительного эмоционального настроя ребенка, развитие творческого потенциала личности.

Задачи программы:

Основные направление деятельности строятся на использовании методических пособий по психологической гимнастики для дошкольников, а именно Алябьевой Е.А., Васильевой О.С., Коноваловой Э.С., Минаевой В.М., Чистяковой М.И.

Принципы проведения коррекционных занятий: создание атмосферы доброжелательности, принятие. Предлагаемые упражнения должны учитывать возможности детей данного возраста, а каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

Методы и приемы работы:

Наименование

Цель использования

1

Мимические и пантомимические этюды

Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

2

Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций

Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка.

3

Физкультминутка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения

4

Создание положительной эмоциональной атмосферы

Создание положительного настроя на деятельность, снятие эмоционального напряжения

5

Релаксация

Снятие эмоционального возбуждения

Срок реализации программы: программа состоит из 22 занятий. Продолжительность занятия – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Возраст – 6 лет.

№ п.п.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Кол-во часов

всего

теория

практика

Блок 1. Знакомство с эмоциями

5

1

4

1.

«Все эмоции нужны, все эмоции важны»

Базовая эмоциональная сфера.

5

1

4

Блок 2. Оценка чувств

5

1

4

4.

«Как я себя чувствую когда…»

Оценка чувств.

5

1

4

Блок 3. Мир без конфликтов

4

0,8

3,2

5.

«Ты да я»

Разрешение конфликтов

4

0,8

3,2

Блок 4. Овладение чувствами

4

0,8

3,2

6.

«В моих руках»

Овладение своими чувствами

4

0,8

3,2

Блок 5. Принятие ответственности за чувства

4

0,8

3,2

7.

«Я ответственен за себя»

Принятие на себя ответственности за свои чувства

4

0,8

3,2

Занятие 1. «Все эмоции нужны, все эмоции важны». Базовая эмоциональная сфера (радость).

Теоретическая часть: Знакомство детей с базовыми эмоциями: радость. Практическая часть: Чтение эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство (радость). Угадывание чувства героев сказки в той или иной ситуации.

Занятие 2. «Все эмоции нужны, все эмоции важны». Базовая эмоциональная сфера (гнев).

Теоретическая часть: Знакомство детей с базовыми эмоциями: гнев. Практическая часть: Чтение эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство (гнев). Угадывание детьми чувства героев сказки в той или иной ситуации.

Занятие 3. «Все эмоции нужны, все эмоции важны». Базовая эмоциональная сфера (интерес).

Теоретическая часть: Знакомство детей с базовыми эмоциями: интерес. Практическая часть: Чтение эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство (интерес). Угадывание детьми чувства героев сказки в той или иной ситуации.

Занятие 4. «Все эмоции нужны, все эмоции важны». Базовая эмоциональная сфера (стыд, удивление).

Теоретическая часть: Знакомство детей с базовыми эмоциями: стыд, удивление. Практическая часть: Чтение эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство (стыд, удивление). Угадывание детьми чувства героев сказки в той или иной ситуации.

Занятие 5. «Все эмоции нужны, все эмоции важны». Базовая эмоциональная сфера (вина, горе).

Теоретическая часть: Знакомство детей с базовыми эмоциями: вина, горе. Практическая часть: Чтение эпизода из сказки или рассказа, в котором герой испытывает какое-то определенное чувство (вина, горе). Угадывание детьми чувства героев сказки в той или иной ситуации.

Занятие 6. «Как я себя чувствую когда…». Оценка чувств (радость).

Теоретическая часть: Продолжение предложений: «Радость - это когда...». Практическая часть: Выполнение рисунка на тему «Радость». Заслушивание рассказа каждого ребенка о своем рисунке. Знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Ребенком по очереди придумываются, каким цветом могла бы быть радость, каким животным, каким запахом, каким звуком.

Занятие 7. «Как я себя чувствую когда…». Оценка чувств (гнев).

Теоретическая часть: Продолжение предложений: «Гнев - это когда...». Практическая часть: Выполнение рисунка на тему «Гнев». Заслушивание рассказа каждого ребенка о своем рисунке. Знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Ребенком по очереди придумываются, каким цветом мог бы быть гнев, каким животным, каким запахом, каким звуком.

Занятие 8. «Как я себя чувствую когда…». Оценка чувств (интерес).

Теоретическая часть: Продолжение предложений: «Интерес - это когда...». Практическая часть: Выполнение рисунка на тему «Интерес». Заслушивание рассказа каждого ребенка о своем рисунке. Знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Ребенком по очереди придумываются, каким цветом мог бы быть интерес, каким животным, каким запахом, каким звуком.

Занятие 9. «Как я себя чувствую когда…». Оценка чувств (стыд, удивление)

Теоретическая часть: Продолжение предложений: «Стыд и удивление - это когда...». Практическая часть: Выполнение рисунка на тему «Стыд» и «Удивление». Заслушивание рассказа каждого ребенка о своем рисунке. Знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Ребенком по очереди придумываются, каким цветом мог бы быть стыд и удивление, каким животным, каким запахом, каким звуком.

Занятие 10. «Как я себя чувствую когда…». Оценка чувств (вина, горе).

Теоретическая часть: Продолжение предложений: «Вина и горе - это когда...». Практическая часть: Выполнение рисунка на тему «Вина» и «Горе». Заслушивание рассказа каждого ребенка о своем рисунке. Знакомство с чувствами продолжается игрой в ассоциации. Ребенком по очереди придумываются, каким цветом могла бы быть горе и вина, каким животным, каким запахом, каким звуком.

Занятие 11. «Ты да я». Знакомство с конфликтами. Я и конфликт.

Теоретическая часть: Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека. Обучение пониманию чувств других людей. Практическая часть: Чтение рассказа. Ребенок выражает свои чувства, которые они испытали бы на месте героя. Обсуждение, почему произошла ссора, и как ее можно было избежать. Обращение внимания на ошибки в определении чувств.

Занятие 12. «Ты да я». Конфликты в группе. Проигрывание конфликтов.

Теоретическая часть: Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека. Обучение пониманию чувств других людей. Практическая часть: Чтение рассказа о конфликте в группе. Проигрывание рассказа и путей выхода из конфликтной ситуации. Обсуждение, почему произошла ссора, и как ее можно было избежать. Обращение внимания на ошибки в определении чувств.

Занятие 13. «Ты да я». Конфликты дома.

Теоретическая часть: Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека. Обучение пониманию чувств других людей. Практическая часть: Чтение рассказа о конфликте дома. Дети выражают свои чувства, которые они испытали бы на месте героя. Проигрывание конфликтных ситуаций и путей выхода из них.

Занятие 14. «Ты да я». Мир без конфликтов.

Теоретическая часть: Обучение умению в конфликтных ситуациях принимать во внимание чувства другого человека. Обучение пониманию чувств других людей. Практическая часть: Рисунок на тему «Мир без конфликтов». Обсуждение того, как было бы в мире без конфликтных ситуаций.

Занятие 15. «В моих руках». Овладение своими чувствами (радость, гнев)

Теоретическая часть: Обучение детей умению владеть своими чувствами. Дать понятие чувств и об их контроли. Обучение управления чувствами. Практическая часть: Просмотр мультфильма (радость, гнев). Обсуждение мультфильма.

Занятие 16. «В моих руках». Овладение своими чувствами (интерес, стыд)

Теоретическая часть: Обучение детей умению владеть своими чувствами. Дать понятие чувств и об их контроли. Обучение управления чувствами. Практическая часть: Просмотр мультфильма (интерес, стыд). Обсуждение мультфильма.

Занятие 17. «В моих руках». Овладение своими чувствами (удивление, страх)

Теоретическая часть: Обучение детей умению владеть своими чувствами. Дать понятие чувств и об их контроли. Обучение управления чувствами. Практическая часть: Просмотр мультфильма (удивление, страх). Обсуждение мультфильма.

Занятие 18. «В моих руках». Овладение своими чувствами (вина, горе)

Теоретическая часть: Обучение детей умению владеть своими чувствами. Дать понятие чувств и об их контроли. Обучение управления чувствами. Практическая часть: Просмотр мультфильма (вина, горе). Обсуждение мультфильма.

Занятие 19. «Я ответственен за себя». Принятие на себя ответственности за свои чувства (радость, гнев)

Теоретическая часть: Разговор на тему чувства. Подведение итогов. Вывод, что чувства могут меняться в течение дня. Обсуждение вопроса: а как же изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы пропал гнев и как удержать радость? Практическая часть: Игры, пантомимы. Изготовление браслета радости.

Занятие 20. «Я ответственен за себя». Принятие на себя ответственности за свои чувства (интерес, стыд)

Теоретическая часть: Разговор на тему чувства. Подведение итогов. Вывод, что чувства могут меняться в течение дня. Обсуждение вопроса: а как же изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы пропали грусть, жалость к себе и т.д.? Практическая часть: Игры, пантомимы. Изготовление браслета интереса.

Занятие 21. «Я ответственен за себя». Принятие на себя ответственности за свои чувства (удивление, страх)

Теоретическая часть: Разговор на тему чувства. Подведение итогов. Вывод, что чувства могут меняться в течение дня. Обсуждение вопроса: а как же изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы страх? Практическая часть: Игры, пантомимы. Изготовление браслета «Я не боюсь!».

Занятие 22. «Я ответственен за себя». Принятие на себя ответственности за свои чувства (вина, горе)

Теоретическая часть: Разговор на тему чувства. Подведение итогов. Вывод, что чувства могут меняться в течение дня. Обсуждение вопроса: а как же изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы пропали вина и горе? Практическая часть: Игры, пантомимы. Изготовление браслета «Радужное настроение».

Владея собственными эмоциями и чувствами, ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение же правильно выразить свои чувства, эмоции приводит к скованности, неловкости, или неадекватности проявления эмоций в мимико-жестовой речи а, следовательно, затрудняет общение как со сверстниками, так и со взрослыми. В результате обучения по данной коррекционной программе, ребенок старшего дошкольного возраста должен знать: название базовых эмоций человека и их определение (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), значение терминов эмоции, настроение, чувства, а также должен соблюдать нормы этикета. Кроме этого, ребенок должен научиться обобщать по некоторому признаку, находить закономерности в мимических проявлениях эмоций человека, оценивать собственные проявления эмоций и проигрывать эмоции в заданных ситуациях.

Реальную помощь в развитии эмоционально-нравственной сферы личности ребенка может оказать родитель. Для этого родитель должен помогать вызывать внутренний эмоциональный отклик при прослушивание музыкальных сказок, учить сопереживать героям. Взрослый должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства.

Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что, родителю необходимо:

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области