СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
Актуальность. Хоккей – очень увлекательная и зрелищная спортивная игра. Люди получают огромное удовольствие, играя в хоккей. Зрителей сводят с ума стремительно разворачивающиеся события, мастерская силовая борьба, хлесткие броски, точные передачи, а так же виртуозное катание на коньках. Все многообразие технических приемов современного хоккеиста в целях их успешного освоения можно подразделить на технику владения коньками, технику владения клюшкой и технику комплексных приемов. Сначала необходимо научиться основе хоккея – экономичному и эффективному катанию на коньках. По мнению А.Ю. Букатина очень важно, чтобы юный хоккеист, прежде всего, научился уверенно чувствовать себя на коньках, тогда он не будет сосредоточиваться во время игры на технике катания. Умелое владение коньками – главный залог успеха. Когда вы научитесь виртуозно кататься, можете переходить к изучению других технических приемов, тактики хоккея и правил игр [3].
Для хоккеиста отличное катание на коньках означает больше, чем простая особенность быстро перемещаться из одного места хоккейного поля в другое. Чтобы хорошо играть в хоккей, нужно, находясь на льду, почти полностью отвлекаться от техники катания. Хоккеист должен уметь кататься на коньках так естественно и с такой лёгкостью, чтобы не думать о том, как отрывать коньки ото льда и как их ставить на лёд. Мысль хоккеиста должна быть сосредоточена на клюшке и шайбе, на выборе позиции и развитии атаки [1].
Хоккеист, владеющий техникой катания на коньках, то есть хороший конькобежец, расходует меньше энергии и медленнее устает, в то время как хоккеисты, плохо владеющие техникой катания на коньках, расходуют гораздо больше энергии, отчего быстрее устают [4].
Игрок с хорошими физическими кондициями сумеет дольше кататься, не уставая при этом, что неблагоприятно влияет на технику катания, в то время как спортсмены с недостаточно хорошей физической подготовкой будут уставать быстрее, вследствие чего вынуждены будут обратить внимание на улучшение своей техники катания на коньках. Сначала нужно научиться правильно бегать на коньках, а потом уж начинать играть в хоккей. Это не значит, что игроки не имеют возможности исправлять свои недостатки. Означает это другое: наилегчайший путь к хоккейному мастерству лежит через овладение правильной техникой катания на коньках [2].
Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить эффективность упражнений для совершенствования техники катания на коньках юных хоккеистов.
Результаты исследования и их обсуждение. В течение шести месяцев на учебно-тренировочных занятиях в экспериментальной группе мы применяли разработанный комплекс упражнений, способствующий повышению показателей техники катания. Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ.
Нами был разработан комплекс, который включал в себя упражнения по четырем основным направлениям: 1. Укрепление голеностопа. 2. Развитие стартовой скорости. 3. Улучшение катания широким шагом. 4. Формирование маневренного катания.
В конце нашего эксперимента было проведено повторное исследование показателей техники катания юных хоккеистов с последующей математической обработкой. Результаты тестирования представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Показатели техники катания у хоккеистов контрольной и экспериментальной группы в начале исследования
Тестирование в начале исследования | Группа | Среднее | N | Стд. отклонение | Стд. ошибка среднего |
Бег 36м лицом (сек.) | КГ | 6,630 | 10 | 0,1889 | 0,0597 |
ЭГ | 6,890 | 10 | 0,4677 | 0,1479 | |
Бег 36м спиной (сек.) | КГ | 8,360 | 10 | 0,3204 | 0,1013 |
ЭГ | 8,850 | 10 | 0,6835 | 0,2162 | |
Слалом без шайбы (сек.) | КГ | 14,210 | 10 | 0,6226 | 0,1969 |
ЭГ | 14,420 | 10 | 0,8904 | 0,2816 | |
Челночный бег 18м×12 (сек.) | КГ | 59,230 | 10 | 2,2687 | 0,7174 |
ЭГ | 58,660 | 10 | 2,7885 | 0,8818 |
Таблица 2 – Показатели техники катания у хоккеистов контрольной и экспериментальной группы в конце исследования
Тестирование в конце исследования | Группа | Среднее | N | Стд. отклонение | Стд. ошибка среднего |
Бег 36м лицом (сек.) | КГ | 6,570 | 10 | 0,2111 | 0,0667 |
ЭГ | 6,470 | 10 | 0,2584 | 0,0817 | |
Бег 36м спиной (сек.) | КГ | 8,300 | 10 | 0,3742 | 0,1183 |
ЭГ | 8,380 | 10 | 0,3910 | 0,1236 | |
Слалом без шайбы (сек.) | КГ | 13,800 | 10 | 0,4899 | 0,1549 |
ЭГ | 13,890 | 10 | 0,6757 | 0,2137 | |
Челночный бег 18м×12 (сек.) | КГ | 58,940 | 10 | 2,2367 | 0,7073 |
ЭГ | 57,760 | 10 | 3,9013 | 1,2337 |
Можно сказать, что в контрольной и экспериментальной группе отмечаются изменения. В экспериментальной группе 4 показателя статистически изменились, а в контрольной только 2 показателя.
Результаты в беге на 36 м лицом в конце исследования в контрольной группе составили 6,5+0,2 ,а в экспериментальной группе результат равнялся 6,4+0,3. Результаты между группами достоверны (р<0,05). При этом прирост результата в контрольной группе на 0,1 сек., а в экспериментальной группе он составил 0,4 сек., что является статистически достоверным значением (р<0,05).
Результаты в беге на 36м спиной в конце исследования в контрольной группе составили 8,3+0,4 ,а в экспериментальной группе результат равнялся 8,3+0,4. Результаты между группами достоверны (р<0,05). При этом прирост результата в контрольной группе на 0,06 сек., а в экспериментальной группе он составил 0,4 сек., что является статистически достоверным значением (р<0,05).
Результаты в тесте слалом без шайбы в конце исследования в контрольной группе составили 13,8+0,5 ,а в экспериментальной группе результат равнялся 13,8+0,7. Результаты между группами достоверны (р<0,05). При этом прирост результата в контрольной группе на 0,4 сек., а в экспериментальной группе он составил 0,5 сек., что является статистически достоверным значением (р<0,05).
Результаты в тесте челнок 18м×12 в конце исследования в контрольной группе составили 58,9+2,2, а в экспериментальной группе результат равнялся 57,7+2,4. Результаты между группами достоверны (р<0,05). При этом прирост результата в контрольной группе на 0,3 сек., а в экспериментальной группе он составил 0,9 сек., что является статистически достоверным значением (р<0,05).
Выводы. Проведенный анализ результатов в конце исследования показал положительный эффект разработанных нами упражнений по всем четырем тестам, что подтверждено математико-статической обработкой показателей по t-критерию Стьюдента. Сравнительные характеристики показателей полученных в конце исследования показали положительную тенденцию во всех исследуемых тестах, особенно это ярко выражено в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе в тесте «Челночный бег 18 м × 12» показатели улучшились на 0,9 секунд. На 0,5 секунд в тестах «Слаломное передвижение на коньках без шайбы», «Бег на 36 м. лицом» и «Бег на 36 м. спиной» результаты улучшились в среднем на 0,4 секунд, в отличие от результатов, полученных в контрольной группе. Предложенная методика подтвердила свою эффективность, о чем свидетельствуют полученные результаты. Таким образом, разработанные нами упражнения по совершенствованию техники катания юных хоккеистов, имеет положительный эффект по всем четырем направлениям и ее применение является целесообразным.
Список литературы:
1. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, A.В. Алабин, В. П. Бизин. – Харьков : Основа, 1993. – 244 с.
2. Бауэр, В. Г. Современное состояние развития детско-юношеского спорта в России / В.Г. Бауэр // матер. конф. II международного молодёжного форума «Юношеский спорт XXI века». – М. : Советский спорт, 2002. – С. 47-52.
3. Букатин, А. Ю. Юный хоккеист: пособие для тренеров / А.Ю. Букатин, B.М. Колузганов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 208 с.
4. Камалов, А.К. Обучение техники катания на коньках юных хоккеистов на начальном этапе подготовки / А.К. Камалов, И.Е. Коновалов // материалы IV межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма». - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. - С.347-349.