Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Компетентностный подход в работе классного руководителя»

Воспитание учащихся в нашей школе является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно - воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление учащихся, подготовку их к жизненному определению, самостоятельному выбору.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ШКОЛА № 1»

Тема педагогического совета: «Компетентностный подход как средство совершенствования воспитательного процесса»

Тема доклада: «Компетентностный подход в работе классного руководителя»

Подготовила:

Классный руководитель 8 «Б» класса Бражина Н. И.

2021 учебный год

Введение

Компетентностный подход в образовании и воспитании — новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат в учительских коллективах и встречаются на страницах программ развития системы образования в современной школе. Что они означают для учителей, классных руководителей? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для учащихся?

    Мы пытаемся в этом учебном году в своем коллективе ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с использованием компетентностного подхода в школе, опираясь на собственный многолетний опыт работы в образовательных учреждениях.

Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность учащихся, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современных технологий;

3) во взаимоотношениях между учащимися, при оценке собственных поступков;

4) в правовых нормах, в потребительских оценках;

5) при  разрешении конфликтов.

Воспитание учащихся в нашей школе является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно - воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление учащихся, подготовку их к жизненному определению, самостоятельному выбору. Основными воспитателями в учебных заведениях являются классные руководители, деятельность классного руководителя – это управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы может быть выражена в следующих компонентах:

- обеспечение жизни и здоровья учащихся;

–  обеспечение нормальных межличностных отношений между учащимися, и между учащимися и учителями;

- содействие в освоение образовательных программ; это предусматривает координацию деятельности учителей - предметников и классных руководителей;

-   воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся;

- программирование воспитательной работы с классом: классный руководитель изучает состояние классного коллектива и его проблемы, определяет перспективы в воспитании, обучении и развитии учащихся класса;

- профилактическая работа: воспитание социальной активности, способности к конструктивному общению, правовому воспитанию учащихся, здоровому образу жизни.

Роль классного руководителя в нашей школе очень велика, т.к. порой учащиеся обращаются к классному руководителю с вопросами сложными, иногда и неразрешимыми, связанными с особенностями их сегодняшней жизни. Классный руководитель не должен уходить от ответа, а искать его вместе с учащимися. Ему очень важно улавливать настроения в среде обучающихся, не стремиться уйти от ответа, а разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.

В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции - утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там, учителю и учащимся легко живется. Там же, где в своих отношениях с учащимися приходится, прежде всего, отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»

Основная часть

Специфика компетентностного подхода заставила изменить и методику воспитания.
Целью моей работы является разработка приемов и методов, направленных на воспитание самостоятельного, ответственного, коммуникабельного человека через компетентностный подход. Исходя из данной цели, поставила перед собой задачи:
1. сформировать список ключевых компетенций и рекомендаций по их усвоению в воспитательном процессе;
2. разработать формы и методы формирования данных ключевых компетентностей.
В своей работе часто использую методику мониторинга развития классного коллектива и личности каждого учащегося. Кроме тестирования, в работе помогают такие методы, как беседа, коллективный обмен мнениями. Применяю анкетные опросы и специально создаваемые педагогические ситуации, когда учащийся ставится перед необходимостью выбора определенной линии поведения. Одним из методов активизации процесса воспитания является также опрос-сочинение. Темы разрабатываются в зависимости от ситуации. Например: «Хотел ли бы ты что-то изменить в жизни», «Что мне нравится и что не нравится в нашей школе». Кроме анкетирования широко использую метод независимых характеристик. Собираю данные об учащихся различными путями: наблюдение, беседы с начальниками отрядов, с психологом колонии Бобровым И. В., с учителями. В процессе получения информации корректирую воспитательную работу в классе.
В процессе работы сделан отбор компетентностей: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной, информационной, компетенция личностного самосовершенствования.  Реализация данных компетентностей проходит через план внеурочной деятельности для обучающихся.
Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС призвана вовлекать учащихся в проектные, творческие, спортивные мероприятия, социально значимую деятельность, чтобы у них формировалось правильное представление о себе самом, об окружающем мире, чтобы он учился сопереживать, оценивать и понимать, что такое истинные духовные ценности, нравственные идеалы.

Формируя учебно-познавательную компетентность, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к учебе. Условием достижения результата является педагогическая поддержка и предоставление возможности осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного пространства и за его пределами.
Учащимся предлагается участвовать в различных мероприятиях в рамках общеинтеллектуального и общекультурного направлений. Например, в олимпиадах во время предметных недель, математических КВН, викторинах и конкурсах, при этом максимально поощряется инициатива, самостоятельность и ответственность. Развитие навыков исследовательской компетентности осуществляю через технологию «Педагогическая мастерская». Примером педагогической мастерской является работа над проектом «Родная природа в творчестве С. Есенина», проект посвящен 125-летию со дня рождения поэта.
Цель проекта:

Ожидаемый результат проекта: повышение уровня познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.

Проблемный вопрос: Как отражается в поэзии С. А. Есенина неповторимость русской природы?

Исследовательская деятельность, которая включает в себя следующие вопросы:

Результатом работы над проектом, или выходом проекта, является продукт. В нашем случае это презентация, которую разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Еще в рамках внеурочной деятельности по литературе был создан мини-проект «Кино и литература».

Тип проекта: индивидуальный, межпредметный.

Цель: Создание презентации «Экранизация русской классики. Взгляд 21 века»

Задачи: 1)Выяснить, какие экранизации русской классики появились в современном мире, а именно в 21 веке;

2)Классифицировать экранизации по авторам произведений.

Практическая значимость проекта:

материалы данного проекта могут быть использованы учителем на уроках литературы, также этот материал может быть полезен учащимся при изучении произведений и при подготовке к итоговому собеседованию в 9 классе. (В этом учебном году на собеседовании в 3 задании был вопрос - рассуждение « Может ли кино заменить художественное произведение?»)

Проектный продукт: презентация «Экранизация русской классики. Взгляд 21 века»

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Учителю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Целью формирования ценностно-смысловой компетентности (компетентность в сфере мировоззрения, связанная с ценностным миром, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение) является осмысленная организация собственной деятельности учащегося. В формировании ценностно-смысловой компетентности помогают мероприятия в рамках духовно-нравственного направления. Данное направление способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. В рамках месячника военно-патриотического воспитания сделали презентацию «Время выбрало нас», посвященную дню памяти о россиянах, исполнявших свой долг за пределами Отечества. Обучающиеся почти ничего об этой войне не знают, поэтому работа над материалом была им очень интересна. При подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственной символике, героям Отечества, Великой Победе, освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, за земляков, за своих родных и близких. Также развивается их гражданское самосознание, другими словами, формируется ценностно-смысловая компетентность, а так же и  информационная, поскольку проведение таких мероприятий сопровождается демонстрацией мультимедийных презентаций, чтением творческих работ, которые пишут учащиеся, используя информацию, собранную из разных источников.

Коммуникативная компетентность в работе классного руководителя включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Говоря о классном руководстве в системе воспитания нельзя обойти проблему классного часа. Классный час - это своеобразный урок нравственного воспитания. Он будет успешным, если пройдет в обстановке полного доверия между классным руководителем и учащимися. Именно тематические классные часы в полной мере развивает коммуникативную компетентность. В этом учебном году уже проведены тематические классные часы по разным направлениям внеурочной деятельности. Учащимся интересны классные часы, на которых впроцессе работы большое внимание уделяется рефлексии, когда они сами оценивают результат собственной деятельности, выполненной или самостоятельно, или с помощью классного руководителя. В рамках спортивно-оздоровительного направления прошёл классный час «День защиты животных». Перед классным часомпровели читательскую конференцию, посвященную 115 годовщине со дня рождения писателя-земляка Г. Троепольского. Презентация «Добрые уроки грустной повести», представленная в начале мероприятия, познакомила с жизнью и творчеством писателя, чьё имя причислено к отечественной литературной классике. Ко дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков в рамках духовно-нравственного направления обсудили отрывки из романа Михаила Демиденко «Воронеж-река глубокая». В рамках духовно-нравственного направления и при подготовке к тематическому классному часу «30 октября - день памяти жертв политических репрессий»» посмотрели телеспектакль «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, обсудили произведения А. Солженицына, В. Шаламова, А. Ахматовой. Особое внимание уделяю культуре вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора).

Цель формирования общекультурной компетентности – развить интерес к окружающему миру, воспитать культуру личности. В процессе воспитания учащихся стараюсь расширить круг вопросов, в которых они должны быть хорошо осведомлены, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Провели классные часы «Международный день родного языка», «День распространения грамотности», «День российской науки» (поговорили об известных учёных Воронежской области), провели виртуальную экскурсию «Музеи Воронежской области». Стараюсь, чтобы мои учащиеся  участвовали в конкурсе газет, конкурсе сочинений, плакатов. В рамках социального направления участвовали в конкурсе поздравительных открыток для пожилых родственников, в конкурсе газет, посвященных Дню матери, оформили информационный стенд «Конституция Российской Федерации».

Формируя у учащихся информационную компетентность, вырабатываю умение добывать нужную информацию, используя доступные в нашей школе источники (справочники, учебники, словари). Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учащихся с информацией. Моя задача – научить их использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, оценки информации, создания информации. Большинство уроков, внеклассных мероприятий, тематических классных часов провожу с применением информационных технологий. Внедрение новых информационных технологий во внеурочную деятельность в силу своей наглядности, простоты имеют большое значение в развитии и воспитании учащихся. Находясь сейчас в исправительной колонии, учащиеся не имеют доступа к интернету. Все презентации к классным часам мы создаём совместно по материалу, который я им предоставляю. Создали презентации-проекты «Родная природа в творчестве С. Есенина», «Обрядовая поэзия Воронежской области», «Литература и кино». Сухоруков Павел и Никифоров Илья подготовили презентации к тематическим классным часам «Меньшие братья с большим сердцем», «Выдающиеся паралимпийцы российского спорта», «Выдающиеся учёные Воронежской области», «Воронеж-город воинской славы», «Время выбрало нас», «Алкоголь и зависимость».

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает сам обучающийся. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность организована в нашей школе по пяти направлениям:

спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное.

Какие же формы организации внеурочной деятельности при компетентностном подходе можно использовать в работе? Нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательный процесс, и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроках. Вот примерный перечень форм внеурочной деятельности по направлениям:

-Спортивно-оздоровительное: беседы о ЗОЖ, турниры по шашкам и шахматам, тематические классные часы, сдача норм ГТО;

-Социальное: участие в акциях « Поздравь пожилого человека», разработка проектов социально значимой деятельности, например, «Я гражданин России»;

-Духовно-нравственное: этические беседы, диспуты, заочные экскурсии;

-Общеинтеллектуальное: предметные недели, олимпиады, конференции, дискуссии;

-Общекультурное: просмотр кинофильмов с последующим анализом.
Разные нетрадиционные формы внеклассных мероприятий позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться их друг с другом, открыто выражать свои мысли.

Диспуты, дискуссии, конференции позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других.

Беседа за круглым столом, встреча с начальниками отрядов, с психологом колонии, с учителями-предметниками заставляет по-новому взглянуть на своё сегодняшнее положение.

Иногда в работе можно применять тренинги. Это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств учащихся, лучшее понимание себя и других. 

Методы, позволяющие развивать ключевые компетенции при компетентностном подходе:

1. метод сотрудничества;

2. обучение через деятельность

3. метод проектов

Хотелось бы сказать о компетентностном подходе в воспитательном процессе и межпредметной интеграции.

Цели формирования у учащихся ключевых компетенций при компетентностном подходе достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни учащихся. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии:

-     учебных предметов одной образовательной области;

-     учебных предметов различных образовательных областей;

-    классно-урочной и внеурочной деятельности по предмету;

-     учебной деятельности по предмету и внеурочной деятельности учащихся и классного коллектива;

-     школьной и внешкольной деятельности учащихся.

В работе с классом чаще использую межпредметную интеграцию. Часто сотрудничаем с учителем изобразительного искусства и музыки Дороховой А.В. При выпуске стенгазеты «Воронеж-город воинской славы» Анна Владимировна с учащимися отвечала за оформление, мы готовили теоретический материал, это касается и газет, посвященных юбилеям писателей и поэтов. Иногда использую школьную и внешкольную деятельность учащихся. Обучающиеся моего класса посещают театральную студию при ИК. На классном часе «Год театра в России» они рассказывали о том, как проходят репетиции в их студии. Учащиеся поделились своими впечатлениями о литературно-музыкальной композиции «Арбатский романс» по мотивам произведений Булата Окуджавы и сравнили материал о Б. Окуджаве, который мы использовали на уроке.

Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода. В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать именно формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

-собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

- координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

-организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

Заключение

Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций при компетентностном подходе требует демократичного подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учащихся. Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учащимися:

-     своих переживаний, эмоций, понимания человеческих взаимоотношений;

- понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения;

- своих оценок учебной и внеурочной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.

 В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны точные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.

     Важно подобрать такой материал в работе классного руководителя и преподнести его так, чтобы он имел не только воспитательное, но и жизненное обоснование и не вызывал у учащегося вопроса «А зачем мне эта информация?»

Список литературы:

• Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 1983. - № 4. – С. 18-20

• Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25

• Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в воспитании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2016. – 101 с.

• Лебедев О.Е. Компетентностный подход в воспитании // Школьные технологии. – 2017. – С. 3-13

• Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68

• Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. – 2016. - № 11. – С. 61-65

• Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 64-70

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области