СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Л.П. Никонорова «___» _________________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр адаптированного обучения» _______________ О.П. Мозговая «____»__________________2022г. |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
по предметам индивидуального учебного плана
для Семёновой Киры, ученицы 3 Б класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составила Трухина Е.П.,
учитель индивидуального обучения
Великий Новгород 2022 г.
Пояснительная записка.
Данная программа составлениа на основе программы Баряевой Л.Б., Бгажноковой И.М., Бойковой Д.И. и др. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы, Москва «Владос» 2010г..Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью Научно – исследовательского института дефектологии АПН СССР ; Адаптированной основной общеобразовательной программы обучения с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (с 1 по 10 классы) составители Николаева Н.В., Смирнова Т.В.
Количество часов и их распределение по предметам произведено на основе примерного учебного плана индивидуального обучения на дому детей – инвалидов по программам государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр адаптированного обучения»
У Семёновой Киры наблюдается тотальное недоразвитие высших психических функций умеренной степени, проявляются поведенческие и эмоциональные, системное недоразвитие речи средней степени выраженности, выраженное снижение познавательной деятельности.
Особое внимание при обучении девочки обращается на формирование элементарных навыков коммуникации.
Речь и альтернативная коммуникация.
Рабочая программа по учебному плану «Речь и альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании АООП ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант) на основе примерной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» ( «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования с обучающимися с умственной отсталостью» 2 вариант, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2018).
Цель:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Формирование умения сообщить о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;
Формирование и поддерживания у учащегося интереса к общению;
Формирование адекватного ситуации поведения ребёнка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
Основное содержание обучения по предмету
Общее количество часов 68 (количество часов в неделю -2)
Тематическое распределение часов
№п/п | Наименование разделов, тем. | Количество часов |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | ||
1. | Импрессивная речь | 31 |
2 | Экспрессивная речь. | 31 |
Чтение и письмо | 6 | |
всего | 68ч. |
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос, беседа.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень:
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
узнавать и различать образы букв;
соотносить звук с буквой;
выполнять графические действия с использованием элементов букв( обводка, штриховка, печатание букв.
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Учебник: Букварь 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы. В 2 ч./А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. – М.Просвещение, 2017 г.
Натуральные предметы, муляжи, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи, наборы букв
Окружающий природный мир.
Рабочая программа по учебному плану «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании АООП ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант) ( «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования с обучающимися с умственной отсталостью» 2 вариант, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2018).
Цель:
формирование первоначальных представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе;
Задачи:
формировать первоначальные представления о природе, объектах и явле6ниях живой и неживой природы
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях ( лето, осень. зима, весна, день, ночь).
Основное содержание обучения по предмету
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 3класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Тематическое распределение часов по разделам и темам программы
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Растительный мир | 11 |
2. | Животный мир | 12 |
3. | Временные представления | 10 |
4. | Дидактические игры | 1 |
всего | 34 |
формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающегося: фронтальный опрос, беседа.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень:
- различать времена года, характерные признаки времён года;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты; узнавать изученных домашних и диких животныз, птиц, насекомых ( строение, повадки, питание);
- узнавать, различать растения (дерево, куст, трава), части растений (корень, ствол, стебель, ветка);
- узнавать, различать части суток (утро, день, вечер, ночь);
- соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки).
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Учебник. Н.Б.Матвеева. Мир природы и человека в 2 частях 3 класс. М. Просвещение 2018 г.
Объекты природы; рисунки, наглядный материал.
Изобразительная деятельность(лепка, рисование, аппликация).
Рабочая программа по учебному плану «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании АООП ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант) ( «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования с обучающимися с умственной отсталостью» 2 вариант, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2018).
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приёмам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитию художественно – творческих способностей.
Основное содержание обучения по учебному предмету
Программа рассчитана во 3 классе на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа включает разделы «Рисование», «Лепка», «Аппликация».
№п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Рисование | 19 |
2. | Лепка | 10 |
3. | Аппликация | 5 |
всего | 34 |
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающегося: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень:
- умение расплющивать материал на доске (между ладонями, между пальцами); скручивать колбаски (лепёшки, полоски) выполнять перепдетения из 2-х, 3-х колбасок: рисовать по клеточкам;
- рисовать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); закрашивать внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура); заполнять контур точками;
- выполнять штриховку слева на право (сверху вниз, по диагонали), двойной штриховке;
- раскрашивать готовые формы цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками;
- выполнять аппликации на основе плетения из полос бумаги; сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали); намазывание всей (части) поверхности клеем;
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображение готовых изделий и операции по их изготовлению; альбомы для раскрашивания, вырезания, наклеивания, клей, бумага, карандаши, мелки, маркеры, краски.
Музыка и движение.
Рабочая программа по учебному плану «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании АООП ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант) ( «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования с обучающимися с умственной отсталостью» 2 вариант, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2018), программы «Музыкально-ритмические занятия» А.П.Зарин (Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», М. Владос, 2010 г.
Цель: формирование жизненно необходимых простейших двигательных, имитационных, коммуникативных умений, сенсорное развитие и коррекция имеющихся недостатков в развитии средствами музыки и ритмики.
Задачи:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственно-музыкальной исполнительной деятельностью;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- помочь самовыражению обучающегося через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость.
Основное содержание обучения по учебному предмету
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю.
Тематическое распределение часов по разделам и темам программы.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Пение | 14 |
2. | Слушание музыки | 12 |
3. | Элементы музыкальной грамотности | 3 |
4. | Движение. | 5 |
всего | 34 |
Предметные результаты усвоения учебного предмета
- правильно начинать пение вместе с педагогом;
-понимать содержание песни на основе характера её мелодии (весёлого, грустного, спокойного) и текста
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Аудиозаписи музыкальных произведений, дидактический материал «Волшебная шкатулка», «Музыкальное домино».
Математические представления.
Рабочая программа по учебному плану «Математические представления» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании АООП ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант) ( «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования с обучающимися с умственной отсталостью» 2 вариант, 3 класс, Москва, Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. Просвещение, 2018).
Цель: формирование элементарных математических представлений применять их в повседневной жизни;
Задачи:
- формирование мотивации учения, ориентированной на решение жизненных задач;
- формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множество «один – много»;
- развитие практической ориентировки в пространстве и во времени.
Основное содержание обучения по учебному предмету
Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю.
тематическое распределение часов по разделам и темам.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Представление о величине | 1 |
2. | Количественные представления | 28 |
3. | Пространственные представления | 2 |
4. | Геометрический материал. | 3 |
всего | 34 |
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающегося: фронтальный опрос, практическая работа.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
- различать и сравнивать предметы по форме, величине, удалённости;
-сравнивать множества без пересчёта (много- мало, больше – меньше, столько же)
- ориентироваться в схеме тела, на плоскости;
- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой, пересчитывать предметы в количестве 5;
-обозначать арифметические действия знаками.
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Учебник . Математика 2 кл. 2 часть М. Просвещение 2018 г., наборы предметов для занятий, пазлы, мозаика, геометрические фигуры, трафареты.
Адаптивная физическая культура.
Рабочая программа по учебному плану «Математические представления» разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании АООП ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант) ( «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования с обучающимися с умственной отсталостью» 2 вариант, 3 класс, Москва, Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. Просвещение, 2018), программы Кремницкой М.М. (сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с лёгкой и умеренной отсталостью) «Владос Северо – Запад», 2013 г.
Цели:
- обеспечение развития школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры;
- восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей школьника;
- активизация процесса социальной адаптации учащегося с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
- освоение системы знаний, необходимых для сознательного изучения двигательных умений и навыков;
- формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
- развитие пространственно-временной ориентировки;
- укрепление и сохранения здоровья;
- коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Основное содержание обучения по учебному предмету
Программа рассчитана на 34 часа - 1 час в неделю.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Игры на развитие основных движений. | 11 |
2. | Ходьба | 4 |
3. | Бег | 3 |
4. | Прыжки | 5 |
5. | ОРУ | 11 |
всего | 34 |
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень
- выполнять команды по показу и словесной инструкции учителя;
- выполнять упражнения по показу учителя;
- выполнять упражнения с использованием различных предметов;
- играть, соблюдая правила игры.
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Серебрякова Н.Н. «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего возраста, - СПб., 2005 г.
Спортивный инвентарь.
Человек.
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант), адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Окружающий мир, ОБЖ» (составители Н.В.Николаева и Т.В.Смирнова).
Цель: Приобщение ребёнка к социальному миру.
Задачи:
- формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причёсываться;
- формирование представлений о своём ближайшем окружении.
Основное содержание обучения по учебному предмету
Общее количество часов 34 – 1 час в неделю.
Тематическое распределение часов по основным разделам и темам.
№п/п | Наименование темы | Количество часов |
1. | Гигиена. | 10 |
2. | Учебные принадлежности | 4 |
3. | Гардероб | 8 |
4. | Тело человека | 5 |
5. | Одежда | 2 |
6. | Обувь | 2 |
7. | Игрушки | 3 |
всего | 34 |
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся: устный опрос, беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень
- узнавать и различать части тела голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище ( спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги ( колено, ступня, пальцы, пятка), знать назначения и различать части тела ( глаза, брови, рот, нос),
- различать вентили с холодной и горячей водой, регулировать напор струи воды, вытирать руки полотенцем, соблюдать последовательность действий при мытье и вытирании рук.
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
- предметные и сюжетные картинки.
Окружающий социальный мир.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант), адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Окружающий мир, ОБЖ» (составители Н.В.Николаева и Т.В.Смирнова).
Цель: Формирование представлений о человеке, его социальном окружении ориентация в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- Знакомство с явлениями социальной жизни (человек, его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- Формирование представлений о предметном мире, созданным человеком ( многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Основное содержание обучения по предмету
Общее количество часов 34, количество часов в неделю – 1.
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Мир вокруг нас | 5 |
2 | Растения | 3 |
3 | Домашний обиход | 2 |
4 | Районы Земли | 4 |
5 | Профессии | 2 |
6 | Транспорт | 8 |
7 | Мой город | 4 |
8 | Одежда | 4 |
9 | Семья | 2 |
всего | 34 |
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся: устный опрос, беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень
- Учащийся научиться ориентироваться в квартире, на улице, в транспорте,
-ориентироваться в различных ситуациях, избегать риски и угрозы его жизни и здоровью.
Перечень учебно – методических материалов, средств обучения.
Учебник, Н.Б.Матвеева. Мир природы и человека в 2-х частях 3 класс, М. Просвещение 2022 г., дидактические игры «Одежда», «Профессии», «Транспорт» игры, предметные, сюжетные картинки
Предметно-практические действия
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» была разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ «ЦАО» (2 вариант), адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по предмету «Предметно-практическая деятельность» (составители Н.В.Николаева и Т.В.Смирнова).
Цель: создание условий для организации продуктивной деятельности школьников.
Задачи: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разборными игрушками), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также речи в связи с практической деятельностью.
Основное содержание обучения по предмету
Общее количество часов 34. количество часов в неделю – 1.
Тематическое распределение часов по основным разделам и темам
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | предметно-манипулятивные действия | 5 |
3 | форма | 4 |
4 | величина | 3 |
5 | деятельность с разборными игрушками | 6 |
6 | элементарное конструирование | 11 |
7 | работа с мозаикой | 5 |
Итого: | 34 |
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
Контроль за результатами обучения осуществляется с использованием следующих форм контроля: устный опрос-УО, фронтальный опрос-ФО, беседа, самостоятельная работа, практическая работа; оценки словесные.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
Достаточный уровень
захватывать, удерживать, отпускать предмет (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.), встряхивать предмет, издающий звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.), толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), вращать предмет (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)_ всей кистью (пальцем), вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую, вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.), нанизывать предметы (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Перечень учебно-методических материалов, средств обучения
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.