Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа кружка "Познавай-ка"

Цель всестороннее развитие дошкольников, формирование умственных способностей детей и творческой активности. Задачи формировать простейшие математические представления ввести в активную речь детей простейшие математические термины развивать логическое мышление, память, воображение, внимание. формировать способность к сравнению, классификации, обобщению

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД№17 «ЛАДУШКИ»

Согласована с УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска

От 31.08.2021 г. протокол № 1 ДС №17 «Ладушки»

_________ Я.В.Полятыкина

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« Познавай-ка» на 2022-2023 учебный год

ПО ОКАЗАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Составитель:

воспитатель

Богданович А.С.

Нижневартовск, 2022

Оглавление

№ п/п

Паспорт программы

Страницы

1.

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Стр.4

2

1.

Пояснительная записка

Стр.4

1.1

Основные направления работы

Стр.5

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

Стр.5

4

1.3

Возрастные и индивидуальные особенности детей

Стр.5

5

1.4

Планируемые результаты

Стр.6

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1

Содержание работы по реализации программы «Познавай-ка»

Стр.8

7

2.2

Расписание занятий

Стр.35

8.

2.3

Объем образовательной нагрузки

Стр.35

8.1

2.4

Программно – методическое обеспечение

Стр.36

8.2

2.5

Педагогическая диагностика уровня развития детей

Стр.36

III

ОРГАНИЗВЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

8.5

3.1

Материально-техническое обеспечение

Стр.45

9.

3.2

Организационно-педагогические условия

Стр.45

3.2.1

Учебный план

Стр.45

3.2.2

Календарный учебный график

Стр. 45

3.3

Список литературы

Стр. 46

Паспорт программы

Наименование дополнительной платной услуги

Программа дополнительной платной образовательной услуги познавательной направленности для детей среднего возраста «Познавай-ка »

Основания для разработки

Заказчик программы

Родители МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 17 «Ладушки»

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №17 «Ладушки»

Целевая группа

Дети среднего дошкольного возраста, посещающие МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»

Составитель программы

Воспитатель МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» Богданович А.С.

Цель

Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности

Задачи

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

В дошкольном учреждении, дети его посещающие имеют возможность развиваться физически, интеллектуально, творчески. В дошкольном учреждении также осуществляется подготовка ребенка к следующему возрастному периоду – школьному обучению. Одним из непременных условий успешного обучения в школе являются хорошо развитые психические процессы ребенка, в т.ч. логическое мышление. Школа предъявляет определенные требования к мыслительной деятельности старших дошкольников в плане умения действовать в логической последовательности, планировать ход своей деятельности без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат, поэтому в нашем учреждении этому уделяется большое внимание, начиная со среднего дошкольного возраста.

Разработка программы по развитию интеллектуальных способностей детей и подготовки их к школьному обучению является ответом на данный запрос родителей детей среднего дошкольного возраста.

Цикл «Занимательные уроки для малышей» предоставляет систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами) для детей среднего дошкольного возраста, позволяющих усвоить программу по формированию элементарных математических представлений и логики; начать подготовку детей к школе.

Необходимым условием успешного развития мыслительной деятельности у детей являются: индивидуальный подход к детям, учет возрастных особенностей, разнообразие используемых методов и приемов, яркий наглядный материал, творческое отношение воспитателя к содержанию любого занятия.

Для развития основных психофизических и функциональных возможностей детей при проведении занятий планируется частичное использование в практической работе конструктора ТИКО (трансформируемого игрового конструктора для обучения) для знакомства с плоскостным и объемным моделированием.

Ум не развивается сам собой. Его нужно развивать с раннего возраста в детском саду и семье. И кому как не педагогам решать эту повседневную работу.

Программа по дополнительной платной образовательной услуге – развитие логико–математических способностей детей разработана на основе программы «Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника». Под редакцией Алиевой Т.И., рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.

1.1. Основные направления работы

Для успешного дальнейшего обучения у ребенка необходимо сформировать основные элементы познавательной деятельности:

Программа «Познавай-ка» разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся два раза в неделю, с сентября по май включительно, фронтально. Продолжительность занятий 20 минут. Программа разработана на 1 год.

Цель программы: Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.

Задачи программы:

1.3. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

Если ребенок не накопил достаточного чувственного опыта, он может неправильно судить о вещах, неправильно понимать многие явления, с трудом делать выводы относительно действительного смысла поступков, движений, намерений того или иного человека.

Интеллектуальное развитие ребенка страдает, если у него нет достаточных представлений об окружающих предметах и явлениях. У детей с недостатками зрения иногда запаздывает развитие речи.

Наша речь имеет очень много разных сторон. Казалось бы, речь не может страдать из-за того, что ребенок плохо видит. Однако хорошее произношение зависит не только от слуха, а и от зрения. Ребенок видит, как слово произносится, подражает движению губ, языка, челюстей. Он лучше произносит то, что увидит или уловит на слух, но при этом могут возникнуть трудности, так как плохо видящему ребенку не может помочь зрение в восприятии сложных сочетаний звуков речи, и он нередко позже начинает говорить. Поэтому запоздалое развитие речи сказывается на его интеллектуальном развитии. Отсюда следует, что старшие должны облегчить ребенку с плохим зрением овладение речью. Надо всегда говорить отчетливо, не быстро, быть при этом к нему ближе, чем к хорошо видящему ребенку.

При глубоких нарушениях зрения ребенку очень трудно разобраться в признаках предметов. Он их путает, плохо различает. Плохо, смутно воспринимаемый предмет не может быть точно соотнесен со своим названием (словом). При хорошей слуховой памяти дети с недостатками зрения могут накопить большой запас «пустых» слов, за которыми ничего не стоит.

Как же не допустить такой пустой, формальной речи и недостатка знаний у ребенка, который плохо видит?

Накопление чувственного опыта должно сопровождаться словесным обозначением воспринимаемых предметов. Тщательное изучение, осматривание, ощупывание предметов надо сочетать со сравнением, сопоставлением их с другими предметами. При этом очень важно выделять и называть их признаки, особенности. Рассказывание ребенком должно сопровождаться описанием предметов, с которыми он, хотя бы в прошлом, знакомился непосредственным образом. Чтение книг вслух может сопровождаться внимательным рассматриванием картинок (иллюстраций), которые должны быть раскрашены, обведены или представлены рельефно.

Исходя из выше сказанного развитие познавательных, мыслительных процессов является одной из важных задач развития ребенка.

1.4. Планируемые результаты

По окончанию реализации программы:

* Повышение уровня развития психических процессов.

* Повышение сформированности элементарных математических представлений.

* Улучшение координации движений руки.

* Развитие коммуникативных навыков.

МАТЕМАТИКА

ВНИМАНИЕ

ПАМЯТЬ

МЫШЛЕНИЕ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание работы по реализации программы

Структура занятия:

1.Игровая мотивация

2.Обсуждение новой темы

3.Физкультминутка

4. Закрепление пройденного материала.

5. Итоги занятия

Комплексно – тематический план

месяц

неделя

Программное содержание

Методические приемы

Развивающая среда

сентябрь

1

1

Мониторинг

Выявление уровня интеллектуальных способностей и моторных навыков у детей среднего дошкольного возраста

2

2

Понятия «мало - много», «один - много», «столько же». Раскрашивание предметов

Цель:

* закреплять умение сравнивать количество предметов;

различать , где один предмет, а где много.

* считать предметы, пользуясь правильными приемами счета.

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* закреплять способы зрительного обследования предмета

* развивать зрительное внимание, глазодвигательную функцию

Фалькович Т.А.

Занятие № 2, 3

Стр.18, 20

3

Сравнение предметов. Большой - маленький. Штрихование.

Цель:

* учить сравнивать предметы по размеру, по величине.

* учить считать предметы, пользуясь правильными приемами счета.

* учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе.

* учить ориентироваться на листе бумаги.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить выделять конкретные признаки и свойства

* развивать зрительное внимание, память, глазодвигательную функцию

Колесникова Е.В.

Зан.№ 1,стр.17

Зан.№ 6,стр.28

Фалькович Т.А.

Занятие № 10,стр.30

4

Сравнение предметов. Высокий – низкий. Вверху – внизу

Цель:

*учить сравнивать предметы по размеру, по величине.

* учить считать предметы, пользуясь правильными приемами счета.

* учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе.

* учить ориентироваться на листе бумаги.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить выделять конкретные признаки и свойства

* развивать зрительное внимание, память, глазодвигательную функцию

Колесникова Е.В.

Зан.№10,стр.35

Фалькович Т.А.

Занятие № 7,стр.25

Игралочка.часть 2

Зан.№ 22.,стр.43,44

сентябрь

3

5

Длинный –короткий. Сравнение с образцом. Раскрашивание

Цель:

* формировать представления о различных свойствах предметов по величине.

* сравнивать количество предметов;

* считать предметы, пользуясь правильными приемами счета.

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

* развивать зрительное внимание, глазодвигательную функцию

Колесникова Е.В.

Занятие № 8,стр.31

Фалькович Т.А.

Занятие № 6,стр. 24

Игралочка.часть 2

Зан.№ 18,стр.35,36

6

Широкий – узкий. Сравнение с образцом. Раскрашивание

Цель:

* формировать представления о различных свойствах предметов по величине.

* сравнивать количество предметов;

* считать предметы, пользуясь правильными приемами счета.

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

* развивать зрительное внимание, глазодвигательную функцию

Колесникова Е.В.

Занятие № 11,стр.38

Фалькович Т.А.

Занятие № 8,стр.27

Игралочка.часть 2

Зан.№ 7.,стр.13,14

4

7

Толстый – тонкий. Сравнение с образцом. Раскрашивание

Цель:

* формировать представления о различных свойствах предметов по величине.

* сравнивать количество предметов;

* считать предметы, пользуясь правильными приемами счета.

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

* развивать зрительное внимание, глазодвигательную функцию

Игралочка.часть 2

Зан.№ 21.,стр.41,42

Фалькович Т.А.

Зан.№ 9, стр.29

8

Цвет и оттенки цветов.

Цель:

* развивать умение различать и называть красный, синий, желтый, зеленый цвета

* соотносить цвет предметов с образцом, сопровождая действия словами

* формировать представления о разных оттенках цвета (светлые, темные)

* развивать умение соотносить оттенки с цветом предмета

* * учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

* развивать зрительное внимание, глазодвигательную функцию.

Фалькович Т.А.

Зан.№ 1,стр.15

Игралочка.часть 1

Зан.№ 4,5.,стр.7,9

Сборные материалы из разных пособий

5

5

9

Знакомство с конструктором ТИКО

Цель:

* познакомить детей с деталями конструктора ТИКО (квадрат, треугольник, прямоугольник)

* соотносить цвет предметов с образцом, сопровождая действия словами

* учить самостоятельно соединять детали конструктора ТИКО.

* закрепить представление о цвете, форме, размеру геометрических фигур из ТИКО- конструктора

* формировать умение договариваться , помогать друг другу.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.

* развивать зрительное внимание, глазодвигательную функцию

10

Подбор геометрических фигур. Сравнение по количеству.

Кривые линии.

Цель:

* познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и их свойствами.

* развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг и квадрат, треугольник.

* учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе.

* учить ориентироваться в пространстве (впереди – сзади, слева –справа).

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить выделять конкретные признаки и свойства

* формировать восприятие цвета и формы; развивать пространственные представления.

Сборные материалы из разных пособий

(игра Цвет и форма)

Юрковская И.В.

Минск. 2003

Математика для

самых маленьких.

стр 12, 14.

6

11

Подбор геометрических фигур. Сравнение по цвету, форме и размеру. Конструктор ТИКО. Раскрашивание.

Цель:

* закрепить геометрические фигуры : квадрат, треугольник и их свойства (конструктор ТИКО).

* учить собирать конструкцию по показу и устной инструкции, подбирая для этого детали заданной формы и цвета.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

* учить ориентироваться в пространстве (впереди – сзади, слева –справа).

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить выделять конкретные признаки и свойства

* формировать восприятие цвета и формы; развивать пространственные представления.

Сборные материалы из разных пособий

12

Цвет и форма. (шар, куб)

Цель:

* расширять представления о форме и цвете предметов

* формировать умение ориентироваться по двум признакам одновременно

* развивать умение выявлять закономерность в расположении фигур

* уточнять объемные фигуры, видеть их в окружающем

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* учить выделять конкретные признаки и свойства

* формировать восприятие цвета и формы;

Сборные материалы из разных пособий

(игра Цвет и форма)

Колесникова Е.В.

Зан.№ 22 №5 стр.59

Игралочка часть 1 .

Занятие №20, стр. 39,40

Юркович И.В.

Математика для самых маленьких. Стр.18,19

7

13

Цвет и форма. Объемные тела (цилиндр, конус)

Цель:

* расширять представления о форме и цвете предметов

* формировать умение ориентироваться по двум признакам одновременно

* развивать умение выявлять закономерность в расположении фигур

* уточнять объемные фигуры, видеть их в окружающем

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* учить выделять конкретные признаки и свойства

* формировать восприятие цвета и формы;

Занятие № 11, 16

Стр. 32, 42

14

Налево – направо, посередине. Перед – после. Проведение прямых линий. Счет по образцу.

Цель:

* учить различать и называть пространственные отношения: справа- слева.

* упражнять в определении правой руки и правой стороны/левой руки и левой стороны.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер.

Фалькович Т.А.

Занятие № 4, стр.21

Колесникова Е.В.

Занятие № 5, стр.26

Зан.№ 16,стр.46

Юркович И.В.

Математика для самых маленьких. Стр.15-17

8

15

Ориентировка в пространстве: слева, справа, около, между.

Проведение прямых линий. Счет по образцу.

Цель:

* учить различать и называть пространственные отношения: справа, слева.

* упражнять в определении правой руки и правой стороны/левой руки и левой стороны.

* обозначать положение предмета «около», «между».

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

Колесникова Е.В.

Занятие № 16 стр.45

16

Часть – целое. Дорисовывание

Цель:

* учить различать и называть недостающие части предмета.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* учить отгадывать загадки по существенным признакам.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* активизация и тренировка зрительных функций.

* развивать зрительно – моторную координацию.

Фалькович Т.А.

Занятие № 22, стр.55

Колесникова Е.В

Занятие № 7,8,стр.28-32

Сборные материалы из разных пособий

Юркович И.В.

Математика для самых маленьких. Стр.18,19

9

17

Часть – целое. Конструктор ТИКО (угощение для зайчика)

Цель:

* учить различать и называть недостающие части предмета.

* закреплять в речи называние геометрических фигур из

конструктора ТИКО.

* развивать умение предметы из отдельных частей по представлению.

* учить отгадывать загадки по существенным признакам.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* активизация и тренировка зрительных функций.

* развивать координацию руки и глаза..

Сборные материалы из разных пособий

18

Закрепление изученного материала

Цель:

* закрепить и обобщить знания детей о свойствах предметов: высокий - низкий, большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий.

* закреплять представления о пространственных отношениях (справа – слева)

* закрепить и обобщить знания о свойствах геометрических фигур.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Колесникова Е.В.

Занятие № 10, стр.34

Занятие № 11, 16

Стр. 32, 42

Рабочая тетрадь дошкольника.

Гаврина С.Е., Кутявина Р.Л.

«30 занятий для успешного развития ребенка»

4 года, часть 1,2

10

19

Ориентировка во времени. Времена года. Ошибки художника

Цель:

* закреплять представления о временах года, правильно называть их последовательность.

* называть основные признаки времен года.

* развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

* учить объединять предметы по общим признакам.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Фалькович Т.А.

Занятие № 21,стр.53

Колесникова Е.В.

Занятие № 5, стр.25

20

Число и цифра 1. Предлоги. Обводка по точкам.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 1, как знаком числа 1.

* находить цифру 1 среди других цифр.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* упражнять представления о пространственных отношениях.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Колесникова Е.В.

Занятие № 16 стр.45

11

21

Нахождение одинаковых предметов. Счет по образцу. Число и цифра 2. Классификация предметов по признакам.

Цель:

* учить соотносить цифру с количеством предметов.

* закреплять представления о пространственных отношениях (справа – слева)

* познакомить с цифрой 2, нахождение этой цифры среди других.

* учить объединять предметы по общим признакам.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Фалькович Т.А.

Занятие № 22, стр.55

Колесникова Е.В

Занятие № 7,8,стр.28-32

22

Группировка по 3 предметам. Нахождение «лишнего предмета». Соотнесение количества и числа. Число и цифра 3.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 3, как знаком числа 3.

* находить цифру 3 среди других цифр.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* упражнять представления о пространственных отношениях.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Фалькович Т.А.

Занятие № 23, стр.57

Колесникова Е.В.

Занятие № 9, стр.32

12

13

23

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3.

Цель:

* учить соотносить цифру с количеством предметов.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

* учить объединять предметы по общим признакам.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Колесникова Е.В.

Занятие № 10, стр.34

Фалькович Т.А.

Занятие № 25, стр.61

Колесникова Е.В.

Занятие № 17,18

стр. 47,49

24

Сравнение предметов по количеству. Число и цифра 4. Сериации. Раскрашивание предметов.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 4, как знаком числа 4.

* находить цифру 4 среди других цифр.

* знакомить с образованием числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Фалькович Т.А.

Занятие № 24, стр.59

Колесникова Е.В.

Занятие № 13, стр.40

25

Понятия «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов по количеству.

Цель:

* закреплять представления о сохранении количества

* сравнение групп предметов на основе сопоставления пар

* формировать навыки устного счета

*формировать пространственные отношения (слева – справа), (впереди – сзади)

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать зрительное внимание и память.

Игралочка (3-4 года)

Занятие 12, 13

Колесникова Е.В.

+ 30 занятий…5 лет, ч. 2

стр.20,задание 2 )

26

Понятия «столько же», «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов по количеству.

Цель:

* закреплять представления о сохранении количества

* сравнение групп предметов на основе сопоставления пар

* формировать навыки устного счета

*формировать пространственные отношения (слева – справа), (впереди – сзади)

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать зрительное внимание и память.

Колесникова Е.В.

Занятие № 3, 4

стр. 20, 22

(зад. № 1,1, 5)

Игралочка(3-4 года)

Занятие 14, 15

14

27

Ориентация во времени (части суток -утро, день, вечер, ночь)

Цель:

* познакомить с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

* формировать понятие во времени.

* развивать умение классифицировать предметы (по цвету, по форме)

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* формирование цветоразличение

Фалькович Т.А.

Занятие № 17 -20

Стр.44 – 53

Колесникова Е.В.

Занятие № 7, стр.29,30

(зад. 4)

Занятие № 4 стр.23(зад.2)

Занятие № 21 стр.57 (зад.5,6)

15

28

Число и цифра 5. Сравнение предметов по количеству. Установление равенства. Кривые линии.

Цель:

учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 5, как знаком числа 5.

* находить цифру 5 среди других цифр.

* знакомить с образованием числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Зрительная гимнастика

Фалькович Т.А.

Занятие № 25, стр.61

Колесникова Е.В.

Занятие № 17,18

стр. 47,49

16

29

Порядковый счет. Соответствие числа и цифры. Подбор недостающей части предмета. Зачеркни названную цифру.

Цель:

* учить соотносить цифру с количеством предметов.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

* учить объединять предметы по общим признакам.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Колесникова Е.В.

Занятие № 21, стр. 56

(+задание 1,2)

Занятие № 22, задание 1.

Занятие № 15, задание 2.

Занятие № 25, задание 1.

16

30

ТИКО – конструирование. Домик для зайчика.(домик, забор, лестница)

Цель:

* учить умению видеть конструкцию объекта, анализировать ее

основные части.

* определять какие детали конструктора ТИКО больше подходят для создания образа, как их целесообразнее комбинировать.

* продолжать совершенствовать диалогическую речь.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

17

31

Повторение изученного материала

Цель:

* учить сравнивать количество предметов.

* закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?».

* сравнение предметов по высоте, выделяя признаки сходства и различия.

* решение логической задачи на установление последовательности событий (части суток).

* формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться во времени.

* активизация и тренировка зрительных функций.

.

Сборные материалы из разных пособий

Колесникова Е.В.

Занятие № 21 стр.55

32

Ориентировка во времени. Времена года.

Цель:

* закреплять представления о временах года, правильно называть их последовательность.

* называть основные признаки времен года.

* развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

* учить объединять предметы по общим признакам.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Фалькович Т.А.

Занятие № 26 стр.62

18

33

Нахождение «лишнего» предмета. Сравнение предметов по количеству, «больше - меньше», «столько же». Обводка по точкам

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

Колесникова Е.В.

Занятие № 3, 4

стр. 20, 22

(зад. № 1,1, 5)

Игралочка(3-4 года)

Занятие 14, 15

34

Геометрические фигуры и тела. Нахождение их в окружающей обстановке. Нахождение двух одинаковых предметов. Ориентировка на плоскости.

Цель:

* закреплять представлениео фигурах и объемных телах..

* формировать умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на эти формы, различать их с плоскими фигурами.

* закреплять навыки счета в пределах 5.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* фиксация взгляда, прослеживающая функция зрения.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Фалькович Т.А.

Занятие № 31 тр.127

Раз-ступенька,

Два-ступенька

(стр.54,56)

Игралочка (3-4 года)

стр.51-53

Колесникова Е.В.

занятие № 22 стр.57

19

35

Сравнение по форме. Нахождение отличий. Соответствие количества предметов и цифры. Ориентировка на листе в клетку.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* знакомить с образованием числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

Колесникова Е.В.

занятие 10 №4 стр.36

занятие 23 № 2, стр.60.

занятие 22 № 2 стр.58.

20

36

Сравнение предметов по количеству. Число и цифра 6. Установление равенства. Раскрашивание предметов

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 6, как знаком числа 6.

* находить цифру 6 среди других цифр.

* знакомить с образованием числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

Фалькович Т.А.

Занятие № 27 стр.64

Колесникова Е.В.

Дети 5-6 лет

Занятие № 6 стр.27

21

37

Подбери пару. Найди лишний предмет. Количество и счет. Обведи рисунок.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* учить видеть различия в рисунках.

* учить выделять лишний предмет на основе сравнения и анализа.

* закреплять навыки прямого счета.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно обводить предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

22

23

38

Сравнение предметов по форме. Нахождение геометрических фигур в рисунке. Логическая цепочка. Количество и счет. Дорисуй предмет.

Цель:

* формировать представления о признаках сходства и различия между предметами

* закреплять представления о порядке увеличения или уменьшения размеров предметов

* учить решать логическую задачу на установление закономерностей

* закреплять представления о формах геометрических фигур

* формировать умение использовать в речи математические термины

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

дорисовывать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память

Сборные материалы из разных пособий

39

Сравнение фигур по размеру и форме. Нахождение недостающий фигуры. Соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование по памяти.

Цель:

* формировать представления о признаках сходства и различия между предметами

* закреплять представления о порядке увеличения или уменьшения размеров предметов

* закреплять представления о формах и размерах фигур

* формировать умение использовать в речи математические термины

* формировать навыки устного счета.

* закреплять в речи простейшие математические термины

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

рисовать предмет по памяти

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

40

ТИКО – конструирование (робот)

Цель:

* учить умению видеть конструкцию объекта, анализировать ее

основные части.

* определять какие детали конструктора ТИКО больше подходят для создания образа, как их целесообразнее комбинировать.

* продолжать совершенствовать диалогическую речь.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

41

ТИКО – конструирование (военная техника)

Цель:

* учить умению видеть конструкцию объекта, анализировать ее

основные части.

* определять какие детали конструктора ТИКО больше подходят для создания образа, как их целесообразнее комбинировать.

* продолжать совершенствовать диалогическую речь.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

42

ТИКО – конструирование (цветок для мамы)

Цель:

* учить умению видеть конструкцию объекта, анализировать ее

основные части.

* определять какие детали конструктора ТИКО больше подходят для создания образа, как их целесообразнее комбинировать.

* продолжать совершенствовать диалогическую речь.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать глазомер, ориентировка в пространстве.

Сборные материалы из разных пособий

24

43

Соотнесение количества предметов и цифры. Число и цифра 7.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 7, как знаком числа 7.

* находить цифру 7 среди других цифр.

* знакомить с образованием числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию. * развивать зрительное внимание и память.

Фалькович Т.А.

Занятие № 28 стр.65

(Колесникова Е.В.

(5-6 лет)

Занятие № 11 стр.37

25

44

Обобщение. Определение силуэтов предметов. Допрессовывание элементов в клеточках.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* закреплять цифру 7 , находить цифру 7 среди других цифр

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Сборные материалы из разных пособий

25

45

Группировка по 3 предметам. Нахождение противоположностей. Прямой счет. Соседи числа. Рисование по точкам без отрыва от силуэта

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* закреплять количественный счет.

* соотносить количество предметов с цифрой.

* закреплять в речи простейшие математические термины.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

обводить предмет по точкам без отрыва.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

26

46

Нахождение «лишнего» предмета. Классификация. Подбор предметов по времени года .Дорисовывание элементов по линиям.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* формировать временные представления

* учить видеть целостность предмета по его частям

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

проводить линии карандашом.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

27

47

Пространственные отношения В, НА, НАД, ПОД

Цель:

* уточнять пространственные отношения: в, на, над, под

* закреплять представления о сложении

* продолжать знакомить с математическими знаками

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Сборные материалы из разных пособий

27

48

Прямой счет до 8. Число и цифра 8. «Больше - меньше», «столько же».

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* познакомить с цифрой 8, как знаком числа 8.

* находить цифру 8 среди других цифр.

* знакомить с образованием числа путем прибавления единицы к предыдущему числу.

* учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать зрительное внимание и память.

Фалькович Т.А.

Занятие № 29 стр.67

(Колесникова Е.В.

( 5-6 лет)

Занятие № 13 стр.41

28

49

Наложение геометрических фигур. Группировка и обобщение. Рисование кривых линий

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* закреплять количественный счет.

* соотносить количество предметов и цифру

* учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

дорисовывать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* фиксация взгляда, прослеживающая функция зрения.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Сборные материалы из разных пособий

29

50

Группировка по 3 предметам. Обобщение. Нахождение в группе «лишнего» предмета.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* закреплять количественный счет.

* учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Фалькович Т.А.

Занятие № 30, стр.70

(Колесникова Е.В.

( 5-6 лет)

Занятие № 17 стр.48

Сборные материалы из разных пособий

51

Прямой счет до 9. Соотнесение числа и цифры. Математические загадки.

Цель:

*учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* закреплять количественный счет.

* соотнесение количества предметов и цифры

* учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Сборные материалы из разных пособий

30

52

Сравнение предметов по 2 признакам. Прямой счет. Цифры 1 -10. Нахождение в группе предметов «лишнего». Увеличение и уменьшение числа на 1 в пределах 5. Срисовывание предметов по клеточкам

Цель:

* учить объединять предметы по общим признакам

* учить соотносить цифру с количеством предметов.

* формировать умение устанавливать равенство между предметами прибавлением и ли вычитанием 1.

* закреплять символы цифр, находить эти цифры среди других.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

срисовывать предмет по клеточкам.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Сборные материалы из разных пособий

31

53,54

Сравнение предметов по 2 признакам. Прямой счет. Цифры 1 -10. Нахождение в группе предметов «лишнего». Увеличение и уменьшение числа на 1 в пределах 5. Срисовывание предметов по клеточкам

Цель:

* учить объединять предметы по общим признакам

* учить соотносить цифру с количеством предметов.

* формировать умение устанавливать равенство между предметами прибавлением и ли вычитанием 1.

* закреплять символы цифр, находить эти цифры среди других.

* формировать навыки устного счета.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

срисовывать предмет по клеточкам.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Сборные материалы из разных пособий

55

Число 0. Цифра 0.Знаки -, +, =.

Цель:

* учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой

* познакомить с цифрой 0

* знакомить с математическими знаками -, +, =

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Занятие № 9 стр.32

(Колесникова Е.В.

дети 5-6 лет)

56

«Зашумленный» предмет. Дорисовыние недостающих частей предмета. Счет, соотнесение числа и цифры. Дорисовыние овалов,

Квадратов.

Цель:

* учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия.

* закреплять количественный счет.

* соотносить количество предметов и цифру

* учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

дорисовывать предмет на картинке

Коррекционная задача:

* учить ориентироваться в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию

Сборные материалы из разных пособий

33

57

Группировка предметов. Нахождение недостающего предмета. Соседи числа. Наложение предметов. Подбор узора. Математические знаки.

Цель:

* закрепление представлений о группировании предметов по определенным свойствам

* учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза

* закреплять символы цифр, находить эти цифры среди других.

* формировать навыки устного счета.

* закреплять знания о математических знаках -, +, =

* использование в речи математических терминов

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

* упражнять в умении правильно держать карандаш и аккуратно

раскрашивать предмет на картинке.

Коррекционная задача:

* закрепление ориентировки в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Сборные материалы из разных пособий

58

Итоговое занятие «Умники и умницы»

Цель:

* показатьзнание детьми свойств предметов (форма, цвет, величина)

* сформированность навыков ориентировки в пространстве (справа, слева)

* навыки детей в количественном и порядковом счете

Коррекционная задача:

* закрепление ориентировки в пространстве.

* развивать глазомер, зрительно – моторную координацию.

Занятие № 32. стр.73

(Фалькович Т.А.)

Сборные материалы из разных пособий

34

59

ТИКО – конструирование (транспорт)

Цель:

* учить умению видеть конструкцию объекта, анализировать ее

основные части.

* определять какие детали конструктора ТИКО больше подходят для создания образа, как их целесообразнее комбинировать.

* продолжать совершенствовать диалогическую речь.

* формировать мыслительные операции на основе анализа и синтеза.

* учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

* развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционная задача:

* развивать зрительно – моторную координацию.

* развивать глазомер, ориентировка в пространстве.

34

60

Педагогическая диагностика

Выявление уровня математического развития детей

дошкольного возраста через использование игрового материала

Выявление уровня математического развития детей дошкольного возраста через использование игрового материала

2.2 .Расписание занятий

Дни недели

Время проведения

Понедельник

Четверг

17.00 – 17.30

18.00 – 18.30

2.3. Объём образовательной нагрузки

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми среднего дошкольного возраста в кабинете дошкольного учреждения. Группа включает 9 детей. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 1 год обучения.

2.4. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

Программно-методическое обеспечение

Развитие логико – математических способностей у детей

Программа по развитию логико – математических способностей у детей «Познавай-ка»

программа «Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника». Под редакцией Алиевой Т.И., рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.

2.5. Педагогическая диагностика уровня развития детей

Оценка качества образования разработана на основе методики авторской образовательной программы Шевелева К.В. «Математика для дошкольников», пособия «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста» авторов Злобенко М.П., Ерофеевой О.Н, и др.

Диагностический инструментарий к педагогической диагностике

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание. «Один» и «много».

Задание1. Ребёнку предлагается из группы предметов, расположенных на столе (1 утка, 4 зайца, 5 кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

. Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка.)

Задание 2. Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики.)

Задание 3. Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (Много стульев, столов, кубиков.)

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла - выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы).

1 балл - постоянно требуется помощь педагога (стимулирующие вопросы).

2. Величина

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный - короткий», «широкий - узкий», «высокий - низкий», «одинаковые».

Задание. Сравнение предметов по величине.

Задание 1. Ребёнку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

(такую же).

Задание 2. Предлагается ребёнку взять со стола две ленточки.

Задание 3. Ребёнку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне).

Оценка:

3балла - ребёнок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы

по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2балла - визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.

3. Ориентировка в пространстве

Цель: выявить умение детей различать пространственные направлении «впереди - позади», «вверху - внизу»,

«справа (слева) направо (налево)».

Задание1.

Па столе перед ребёнком лежат две полоски. Ребёнку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску

- много треугольников.

Задание 2. На столе стоят игрушки. Ребёнку предлагается посадить куклу на середину стола.

Оценка:

3 балла - ребёнок понимает слова «впереди - сзади», «вверху - внизу», «слева - справа».

2 балла - ребёнок затрудняется в понимании слов «слева -справа».

1 балл - затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

4. Ориентировка во времени

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

Задание. Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определённых частей суток.

Ребёнку предлагается по картинкам назвать части суток.

Оценка:

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла - называет части суток с помощью взрослого.

1 балл - затрудняется в назывании большинства частей суток.

5. Геометрические фигуры

Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал. Называть отличия квадрата от круга.

Задание1.Называние формы геометрических фигур. Соотнесение эталона и формы

предметов из окружающей обстановки.

Раскладываем перед ребёнком геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат.Ребёнку предлагается назвать фигуры.

Задание 2. Игра «Цвет и форма».

Ребёнку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т. д.

Оценка:

3балла - ребёнок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг, квадрат, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла - называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

1балла - затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

6. Логические задачи

Группировка предметов по цвету, величине и форме

Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.

Задание 1.На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие).

Ребёнку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

• Возможна стимулирующая помощь педагога.

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно группирует предметы по цвету, форме и величине.

2балла - ребёнок затрудняется в группировке предметов по форме и величине.

1балла - ребёнок затрудняется в группировке предметов, по характерным признакам.

0баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Разрезные картинки

Цель: выявить умение детей собирать картинки или кубики из 4-6частей.

Педагог предлагает ребёнку собрать кубики из 4-6 частей

. Оценка:

3балла - ребёнок самостоятельно собирает картинки из 4— 6частей.

2балла - ребёнок самостоятельно собирает картинку из 4частей. Картинку из 6 частей собирает с помощью взрослого.

1балл - собирает картинки из 4-6частей с помощью взрослого.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Выделение лишнего

Цель: выявить умение детей группировать предметы по общим признакам и выделять лишний предмет.

Педагог предлагает ребёнку из стоящих на столе предметов (мяч, машина, кукла, чашка) убрать лишний предмет (чашка).

- Почему ты так думаешь? (Потому что игрушек много, а чашка одна, это посуда.)

Задание 4. Игра «Четвертый лишний».

Ребёнку показывают картинку.

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет

лишний предмет.

2 балла - ребёнок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл - ребёнок группирует предметы только с помощью взрослого.

7. Графические работы

Ребенку предлагаются картинки, где надо:

- задание 1. провести линии (прямые и волнистые, не отрывая карандаша и не выходя за контур).

- задание 2. обвести рисунок по точкам и линиям

- задание 3. аккуратно раскрасить картинку, не выходя за контур

- задание 4. заштриховать фигуру ровными прямыми линиями, не выходя за конкур

- скопировать простейший рисунок.

Оценка:

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет задания, не допускает ошибок.

2 балла - ребёнок самостоятельно выполняет задания, но возникают затруднения при выполнении некоторых заданий, необходима направляющая помощь педагога.

1 балл - ребёнок выполняет задания только с помощью взрослого.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку

Критерии оценки и показатели уровня развития мыслительной деятельности

Оценка уровня проводится по 4-х бальной системе;

3 – высокий уровень развития;

2 – средний уровень развития;

1 – низкий уровень развития

Низкий уровень (меньше 30 баллов).

Это указывает на дефицит в развитии ребенка. Здесь важно понять, что причину возникшей проблемы и решить, как помочь ребенку, чем компенсировать недостаток развития.

Средний уровень (от 30 до 47 баллов).

Малыш готов решать такие задания, но ему нужна помощь и поддержка взрослого, соответствующие навыки неустойчивы и находятся в стадии формирования.

Высокий уровень развития (от 48 до 57 баллов)

Это база, (зона актуального развития), позволяющая двигаться дальше, поскольку необходимые навыки и качества устойчиво сформированы.

Формы предоставления результатов: анализ выполнения программы , результаты мониторинга.

Оценка качества образования воспитанников

Ф.И. ребенка

Количество и счет

Величина

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Геометрические фигуры

Логические задачи

Графические работы

Уровни

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

10

Сводная таблица результатов

0 баллов

1балл

2 балла

3балла

Количество и счет

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Величина

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Ориентировка в пространстве

Задание 1

Задание 2

Ориентировка во времени

Задание 1

Геометрические фигуры

Задание 1

Задание 2

Логические задачи

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Графические работы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

итого

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально - техническое обеспечение

Программа реализуется в специально оборудованном помещении, расположенном на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 «Ладушки». Кабинет оснащен ноутбуком, мультимедийным оборудованием, доской для размещение наглядностей, мольберт, отдельными столами для работы детей, кассами счетного материала, геометрическими фигурами и телами, демонстрационными таблицами, наглядным материалом, раздаточные листы для выполнения заданий, наборы цветных карандашей.

3.2. Организационно-педагогические условия

3.2. 1. Учебный план

Наименование услуги

Образовательная программа

Кол – во занятий/минут в неделю

Кол – во занятий в месяц/минут в месяц

Развитие логико – математических способностей у детей

Программа по развитию логико – математических способностей у детей «Познавай-ка»

2/60 мин.

8/240 мин.

3.2.2. Календарный учебный график

Направления деятельности

Октябрь

ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Количество и счет

2

3

3

2

3

3

3

2

Величина

2

2

1

1

1

1

Ориентировка в пространстве

2

1

1

Ориентировка во времени

1

1

1

1

1

Геометрические фигуры

2

1

1

Логические задачи

1

1

1

1

2

2

2

Графические работы

1

1

1

1

1

1

1

1

3.3.Список литература

4. Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л. Развивающие задания для малышей.

5. Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. М. Махаон. 2007.

6. Злобенко М.П., Ерофеевой О.Н, и др.Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста , Волгоград, 2010.

7.Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М., ТЦ Сфера. 2006

8.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет.М., Ювента. 2009.

9. Попова Г.П., Усачева В.И. Занимательная математика. Волгоград.2007

10. Раскрась. Подумай. Отгадай. ИД «Розовый слон».2001.

11.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день.Ярославль.2001

12. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. М. Творческий центр.2001.

13.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математическихпредставлений.(Занятия для дошкольников в учреждениях

дополнительного образования).М., Вако. 2005

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области