Конспект интегрированного урока по русскому языку и ОРКСЭ в 8 классе « Сочинение – рассуждение на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне» ( урок рассчитан на 2 часа)
Цель: 1. Создать условия для организации продуктивной деятельности обучающихся через рассуждение, способствующее развитию духовно – нравственных ценностей подростков и приобщение их к православным традициям и духовным истокам русской культуры.
2. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Результаты освоения учебного материала урока
Планируемые предметные результаты:
-активизировать знаний о типе речи рассуждении;
-развивать речь, мышление.
Развивающие:
Развитие коммуникативных УУД: научить анализировать обусловленные содержанием лексические единицы, синтаксические конструкции, учить строить понятные для собеседника высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Развитие регулятивных УУД: учить принимать и сохранять учебную цель ; формировать умение осуществлять взаимоконтроль, учить определять и формулировать цель и последовательность действий в процессе рассуждения.
Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта на основе знаний традиций православной культуры. Находить ответы на вопросы. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Научить работать с дополнительной литературой.
.Образовательные : систематизация знаний о культурно- исторических и художественных ценностях традиций православного народа.
Воспитательные: Показать исторический путь Христа на земле, как человека. Вспомнить и углубить знания о нравственном значении Нагорной проповеди Иисуса Христа. Продолжить прививать нравственные качества личности: смирение, стойкость.
Планируемые личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им ;
- самооценка на основе критериев успешной деятельности;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.
Тип урока: развитие речи
Вид деятельности обучающихся : описание картины.
Оборудование:
1. портрет И.К. Крамского
2.Выставка произведений И.К.Крамского
3.Искусствоведческий текст- рассуждение М. Машковцева.
4.Евангелие от Матвея (гл4 стих 1-11)
5.Стихотворение А.С. Пушкина « Отцы пустынники жены непорочны»
6.Мультимедиопроектор , презентация.
Этапы занятия | Методы обучения | Приемы обучения |
Организационный момент | Приветствие | |
Вступительная часть | 1.Определение темы урока 2.Постановка целей | Беседа |
Реализация. Первичное усвоение новых знаний | 1.Словесно - аналитический | Словарно – стилистическая беседа |
Первичная проверка понимания | 1.Словесно – лексический 2.Аналитический | Блиц - опрос |
Организация творческой работы | 1.Наглядно – иллюстративный 2.Словесно - аналитический | Словарно – стилистическая беседа Сообщение по теме |
Восприятие картины | 1.Наглядно - иллюстративный | Беседа |
Основная часть | 1.Аналитический | Коллективная работа по тексту |
Заключительная часть | 1.Рефлексия 2.Домашнее задание | Подведение итогов урока |
Ход урока
Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить ребят на урок, проложить нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель:
- Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу урока, будем очень внимательны, бережны друг к другу и словам, которые будем произносить. (слайд 4) Молитв Ефрема Сирина( читает учитель)
-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будем говорить, какую тему обсуждать? ( библейская тематика) Какую цель поставим перед собой ?
Учитель:
-На протяжении десятилетий эта тема была закрыта для жителей нашей страны. Знание Евангелия отрицалось. А между тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором бы не упоминались библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории Христа и отражали это в своём творчестве. На уроках литературы мы всё чаще сталкиваемся с библейской тематикой в произведениях писателей и поэтов: И.Шмелев «Лето господне», М.М.Пришвин «Когда били колокола», И.А.Бунин «Поруганный спас», П.А.Вяземский «Молитва ангелу- хранителю». Достоевский, Лермонтов, Пастернак и еще многие художники слов упоминали эту тему в своих произведениях.
- Вернемся к молитве Ефрема Сирина. Эту молитву читают во время Великого поста. Послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»…(Читает ученик) ( приложение 1.) ( Тексты стих-ий на столах обучающихся)
Словарно-стилистическая беседа по произведениям ( слайд5)
- Видите, какие чистые, светлые, пронзительные слова. Конечно, они могли быть написаны только глубоко верующим человеком. И эта вера ,безусловно, влияет на его творчество , на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям и жизни.
-Что общего у этих двух текстах?
-Какое влияние оказала религиозная литература на литературу светскую?
(Пушкину удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу)
4.Первичная проверка понимания. Беседа культурологического характера (слайд 6)
-Что значит библейский сюжет? (Сюжет, взятый из Библии)
- А что такое Библия?( Священное писание .Ветхий Завет. Новый Завет.)
- О чем говорится в Новом Завете? ( жизнь и учение Христа)
- Что значит имя Иисус? ( Сын Божий)
-Что значит имя Христос? ( сын Бога, Мессия- избавитель)
-Как называли Христа на Руси? ( «Спаситель» - отсюда «Храм Спасителя» в Центре Москвы, « Икона Спас нерукотворный») (слайд7)
5. Организация творческой работы
Учитель:
Сегодня мы рассмотрим , как ещё в одном виде искусства –живописи, раскрыта библейская тема.
И связано это будет с личностью художника 19 века И.Н. Крамским . (слайд8).
(Прослушивание сообщения подготовленного обучающегося по биографии художника (слайд9) (приложение 2).
Более подробно мы остановимся на одной из картин - «Христос в пустыне» (слайд 10)
(Учитель предлагает обучающимся рассмотреть репродукцию картины и проводит предварительную беседу, в ходе которой семантизируется лексика, связанная с сюжетом картины.
Словарно- стилистическая беседа по тексту (слайд 12)
- Знаете ли вы , какой эпизод из жизни Христа , описанный в Евангелие, лег в основу картины Крамского «Христос в пустыне» ( слайд 11)
- Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказывается об искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества.(тексты отрывков на столах обуч.) (приложение 3)
Учитывая трудности в восприятии текста, перед чтением целесообразно объяснить смысл незнакомых слов: (слайд 12)
Учитель:
- Как выдумаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету?
( учитель подводит обучающихся к мысли о том , что это важный период в жизни Иисуса Христа, первое испытание, взятое на себя добровольно. После сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение Богу.
Для примера можно привести имя Преподобного Антония Печерского - жил в пещере в уединении, Сергий Радонежский - поселился в глухом лесу, построил келью, которая превратилась в прекрасную Троице - Сергиевскую Лавру. )
Учитель:
- Крамской воплотил образ, тревоживший душу современного человека. Зачем жить? Как жить?
Потому что деяние Христа имеет свое продолжение. Об этом говорил Патриарх Московский всея Руси Алексий Второй: «Православная Русь явила всему свету целый сонм истинных последователей Христа в лице благочестивых купцов, бояр, князей и царствующих особ, иерархов Церкви, духовенства и монашествующих, а также простых, мало кому известных представителей низшего сословия. Из великого множества братьев и сестер по неколебимой любви к любимому человеку, кем бы он ни был, а также по любви к своему земному Отечеству- Святой Руси, великой России»..
( Для примера : Андрей Боголюбский( князь- внук князя Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого , построил 30 храмов. Один из Успенских соборов во Владимире. Храм в нашем родном селе Обильном был построен купцами Хохриными и Мешковыми с помощью жителей села.(слайд 13)
6.Восприятие картины Крамского « Христос в пустыне»
-Какими мыслями и чувствами откликаются ваш ум и сердце на картине « Христос в пустыне»?
-Какие композиционные и художественные средства использует Крамской , чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?
- Какой композиционный прием усиливает соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?
- Как вы думаете , почему так выразительны руки Христа?
- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине , понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?
- Как вы думаете , с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?
- Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?
7 .Основная часть
Переход к работе над сочинением - рассуждением.
Перед написанием работы анализируется в качестве образца искусствоведческий текст- рассуждение, написанный Н. Машковцевым.( текст раздается на каждую парту для дальнейшей детальной работы) (приложение 4)
Учитель:
- Перед вами текст, написанный искусствоведом Н.Машковцевым. Как вы думаете, можно считать этот текст самостоятельной лингвистической единицей? ( текст имеет смысловую завершенность)
- Какова основная мысль этого текста? В какой части текста она находится ?( евангельский сюжет, 1 абзац)
- Найдите в тексте фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке евангельского сюжета.(2 абзац)
- Как вы понимаете высказывания пятого абзаца текста. Нет ли здесь противоречия с названием картины?
- Какой тип речи преобладает в тексте? (Рассуждение. В тексте можно выделить 1 абзац- аргументы, 2 – 7- доказательства и вывод -8 абзац.
Н.Машковцев включает пространственное высказывание И.Н. Крамского в свой текст.
- Случайно ли делает это автор? (Рассуждения Крамского помогают автору текста глубже раскрыть его основную мысль)
-Какое место в тексте Машковцева занимают рассуждения Крамского о своей картине?
(подсчитаем общее кол-во предложений в тексте и кол-во предложений в высказывании Крамского: всего в тексте 16 предложений , из них 8 принадлежат автору статьи и 8- Крамскому.
- Как вы думаете ,есть ли между текстами искусствоведа Машковцева и художника Крамского сходства? Обратите внимание на использованные ими языковые средства. Какие слова преобладают у обоих авторов? ( цитаты Крамского органично вписываются в текст Машковцева. И в том , и в другом отрывке много «описательных» слов . Ребята вычитывают выражения из текста)
- Как высчитаете , почему Машковцев включает в свой текст такую большую цитату из Крамского, которая сама по себе может существовать как текст? ( Крамской помогает автору статьи быть более доказательным в утверждении основной мысли текста: « Художник в картине « Христос в в пустыне» образно и смело трактовал евангельский сюжет)
- Можем ли сказать , что в данном отрывке присутствуют два автора? ( Слова Крамского - это целостный текст, выполняющий в статье конкретную функцию доказательства основной мысли автора)
- Понаблюдайте , каковы смысловые отношения между частями и отдельными предложениями текста.
-Какие средства межфразовой связи можете выделить в этом тексте?
- Подтверждают ли средства межфразовой связи наше предположение , что текст представляет собой рассуждение? (слова , несущие основную смысловую нагрузку: это, так, есть т.п.)
-Подумайте , какие синтаксические конструкции преобладают в тексте.( всего 16 предложений, из них 6 простых; 3ССП и 6СПП. Одно предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью.
В тексте преобладают сложные синтаксические конструкции. Употребление таких синтаксических конструкций характерно для текста-рассуждения, так как рассуждение предполагает наличие в тексте аргументов , доказывающих тезис. При доказательстве какой - то мысли мы часто пользуемся синтаксическими конструкциями с придаточными изъяснительными, степени, определительными и т. д
8. Рефлексия . Обучающие с учителем делают общий вывод.
Этот текст представляет собой рассуждение, так как в нем утверждается мысль о своеобразной и смелой трактовке художником Крамским евангельского сюжета. Текст строится по следующему плану: тезис, аргументы, вывод. В результате анализа мы выявили в тексте синтаксические конструкции, отношения , средства межфразовой связи, характерны для текста –рассуждения. В тексте есть предложения, содержащие полемические высказывания. Н. Машковцев, рассуждая сам , предлагает читателю порассуждать вместе с ним.
Задание на дом: подготовить одну из тем по выбору. ( слайд 14)
Использованная литература
1.Карпушин И.И. « Искусство и религия» М. 1991
2.Савицкая Т.Я. « В поисках правды и красоты» М. 1989
3. « Христианство и религия мира » М.ПРО – ПРЕСС 2010
4. « Русский язык в школе» 1997г
5.» Литература в школе» № 3 1997г
6. Псалтирь
7.Интернет - сайты