Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект интегрированного урока по русскому языку и ОРКСЭ в 8 классе « Сочинение – рассуждение на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне» урок рассчитан на 2 часа

Цель 1. Создать условия для организации продуктивной деятельности обучающихся через рассуждение, способствующее развитию духовно – нравственных ценностей подростков и приобщение их к православным традициям и духовным истокам русской культуры. 2. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект интегрированного урока по русскому языку и ОРКСЭ в 8 классе « Сочинение – рассуждение на основе картины И.Н. Крамского « Христос в пустыне» ( урок рассчитан на 2 часа)

Цель: 1. Создать условия для организации продуктивной деятельности обучающихся через рассуждение, способствующее развитию духовно – нравственных ценностей подростков и приобщение их к православным традициям и духовным истокам русской культуры.

2. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Результаты освоения учебного материала урока

Планируемые предметные результаты:

-активизировать знаний о типе речи рассуждении;

-развивать речь, мышление.

Развивающие:

Развитие коммуникативных УУД: научить анализировать обусловленные содержанием лексические единицы, синтаксические конструкции, учить строить понятные для собеседника высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Развитие регулятивных УУД: учить принимать и сохранять учебную цель ; формировать умение осуществлять взаимоконтроль, учить определять и формулировать цель и последовательность действий в процессе рассуждения.

Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта на основе знаний традиций православной культуры. Находить ответы на вопросы. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Научить работать с дополнительной литературой.

.Образовательные : систематизация знаний о культурно- исторических и художественных ценностях традиций православного народа.

Воспитательные: Показать исторический путь Христа на земле, как человека. Вспомнить и углубить знания о нравственном значении Нагорной проповеди Иисуса Христа. Продолжить прививать нравственные качества личности: смирение, стойкость.

Планируемые личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им ;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

Тип урока: развитие речи

Вид деятельности обучающихся : описание картины.

Оборудование:

1. портрет И.К. Крамского

2.Выставка произведений И.К.Крамского

3.Искусствоведческий текст- рассуждение М. Машковцева.

4.Евангелие от Матвея (гл4 стих 1-11)

5.Стихотворение А.С. Пушкина « Отцы пустынники жены непорочны»

6.Мультимедиопроектор , презентация.

Этапы занятия

Методы обучения

Приемы обучения

Организационный момент

Приветствие

Вступительная часть

1.Определение темы урока

2.Постановка целей

Беседа

Реализация. Первичное усвоение новых знаний

1.Словесно - аналитический

Словарно – стилистическая беседа

Первичная проверка понимания

1.Словесно – лексический

2.Аналитический

Блиц - опрос

Организация творческой работы

1.Наглядно – иллюстративный

2.Словесно - аналитический

Словарно – стилистическая беседа

Сообщение по теме

Восприятие картины

1.Наглядно - иллюстративный

Беседа

Основная часть

1.Аналитический

Коллективная работа по тексту

Заключительная часть

1.Рефлексия

2.Домашнее задание

Подведение итогов урока

Ход урока

Задача учителя : создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить ребят на урок, проложить нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель:

- Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу урока, будем очень внимательны, бережны друг к другу и словам, которые будем произносить. (слайд 4) Молитв Ефрема Сирина( читает учитель)

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будем говорить, какую тему обсуждать? ( библейская тематика) Какую цель поставим перед собой ?

Учитель:

-На протяжении десятилетий эта тема была закрыта для жителей нашей страны. Знание Евангелия отрицалось. А между тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором бы не упоминались библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории Христа и отражали это в своём творчестве. На уроках литературы мы всё чаще сталкиваемся с библейской тематикой в произведениях писателей и поэтов: И.Шмелев «Лето господне», М.М.Пришвин «Когда били колокола», И.А.Бунин «Поруганный спас», П.А.Вяземский «Молитва ангелу- хранителю». Достоевский, Лермонтов, Пастернак и еще многие художники слов упоминали эту тему в своих произведениях.

- Вернемся к молитве Ефрема Сирина. Эту молитву читают во время Великого поста. Послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны»…(Читает ученик) ( приложение 1.) ( Тексты стих-ий на столах обучающихся)

Словарно-стилистическая беседа по произведениям ( слайд5)

- Видите, какие чистые, светлые, пронзительные слова. Конечно, они могли быть написаны только глубоко верующим человеком. И эта вера ,безусловно, влияет на его творчество , на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям и жизни.

-Что общего у этих двух текстах?

-Какое влияние оказала религиозная литература на литературу светскую?

(Пушкину удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу)

4.Первичная проверка понимания. Беседа культурологического характера (слайд 6)

-Что значит библейский сюжет? (Сюжет, взятый из Библии)

- А что такое Библия?( Священное писание .Ветхий Завет. Новый Завет.)

- О чем говорится в Новом Завете? ( жизнь и учение Христа)

- Что значит имя Иисус? ( Сын Божий)

-Что значит имя Христос? ( сын Бога, Мессия- избавитель)

-Как называли Христа на Руси? ( «Спаситель» - отсюда «Храм Спасителя» в Центре Москвы, « Икона Спас нерукотворный») (слайд7)

5. Организация творческой работы

Учитель:

Сегодня мы рассмотрим , как ещё в одном виде искусства –живописи, раскрыта библейская тема.

И связано это будет с личностью художника 19 века И.Н. Крамским . (слайд8).

(Прослушивание сообщения подготовленного обучающегося по биографии художника (слайд9) (приложение 2).

Более подробно мы остановимся на одной из картин - «Христос в пустыне» (слайд 10)

(Учитель предлагает обучающимся рассмотреть репродукцию картины и проводит предварительную беседу, в ходе которой семантизируется лексика, связанная с сюжетом картины.

Словарно- стилистическая беседа по тексту (слайд 12)

- Знаете ли вы , какой эпизод из жизни Христа , описанный в Евангелие, лег в основу картины Крамского «Христос в пустыне» ( слайд 11)

- Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказывается об искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества.(тексты отрывков на столах обуч.) (приложение 3)

Учитывая трудности в восприятии текста, перед чтением целесообразно объяснить смысл незнакомых слов: (слайд 12)

Учитель:

- Как выдумаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету?

( учитель подводит обучающихся к мысли о том , что это важный период в жизни Иисуса Христа, первое испытание, взятое на себя добровольно. После сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение Богу.

Для примера можно привести имя Преподобного Антония Печерского - жил в пещере в уединении, Сергий Радонежский - поселился в глухом лесу, построил келью, которая превратилась в прекрасную Троице - Сергиевскую Лавру. )

Учитель:

- Крамской воплотил образ, тревоживший душу современного человека. Зачем жить? Как жить?

Потому что деяние Христа имеет свое продолжение. Об этом говорил Патриарх Московский всея Руси Алексий Второй: «Православная Русь явила всему свету целый сонм истинных последователей Христа в лице благочестивых купцов, бояр, князей и царствующих особ, иерархов Церкви, духовенства и монашествующих, а также простых, мало кому известных представителей низшего сословия. Из великого множества братьев и сестер по неколебимой любви к любимому человеку, кем бы он ни был, а также по любви к своему земному Отечеству- Святой Руси, великой России»..

( Для примера : Андрей Боголюбский( князь- внук князя Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого , построил 30 храмов. Один из Успенских соборов во Владимире. Храм в нашем родном селе Обильном был построен купцами Хохриными и Мешковыми с помощью жителей села.(слайд 13)

6.Восприятие картины Крамского « Христос в пустыне»

-Какими мыслями и чувствами откликаются ваш ум и сердце на картине « Христос в пустыне»?

-Какие композиционные и художественные средства использует Крамской , чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?

- Какой композиционный прием усиливает соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

- Как вы думаете , почему так выразительны руки Христа?

- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине , понять одиночество человека перед главным выбором в жизни?

- Как вы думаете , с какими нравственными поисками, страданиями самого Крамского могла быть связана эта картина?

- Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?

7 .Основная часть

Переход к работе над сочинением - рассуждением.

Перед написанием работы анализируется в качестве образца искусствоведческий текст- рассуждение, написанный Н. Машковцевым.( текст раздается на каждую парту для дальнейшей детальной работы) (приложение 4)

Учитель:

- Перед вами текст, написанный искусствоведом Н.Машковцевым. Как вы думаете, можно считать этот текст самостоятельной лингвистической единицей? ( текст имеет смысловую завершенность)

- Какова основная мысль этого текста? В какой части текста она находится ?( евангельский сюжет, 1 абзац)

- Найдите в тексте фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке евангельского сюжета.(2 абзац)

- Как вы понимаете высказывания пятого абзаца текста. Нет ли здесь противоречия с названием картины?

- Какой тип речи преобладает в тексте? (Рассуждение. В тексте можно выделить 1 абзац- аргументы, 2 – 7- доказательства и вывод -8 абзац.

Н.Машковцев включает пространственное высказывание И.Н. Крамского в свой текст.

- Случайно ли делает это автор? (Рассуждения Крамского помогают автору текста глубже раскрыть его основную мысль)

-Какое место в тексте Машковцева занимают рассуждения Крамского о своей картине?

(подсчитаем общее кол-во предложений в тексте и кол-во предложений в высказывании Крамского: всего в тексте 16 предложений , из них 8 принадлежат автору статьи и 8- Крамскому.

- Как вы думаете ,есть ли между текстами искусствоведа Машковцева и художника Крамского сходства? Обратите внимание на использованные ими языковые средства. Какие слова преобладают у обоих авторов? ( цитаты Крамского органично вписываются в текст Машковцева. И в том , и в другом отрывке много «описательных» слов . Ребята вычитывают выражения из текста)

- Как высчитаете , почему Машковцев включает в свой текст такую большую цитату из Крамского, которая сама по себе может существовать как текст? ( Крамской помогает автору статьи быть более доказательным в утверждении основной мысли текста: « Художник в картине « Христос в в пустыне» образно и смело трактовал евангельский сюжет)

- Можем ли сказать , что в данном отрывке присутствуют два автора? ( Слова Крамского - это целостный текст, выполняющий в статье конкретную функцию доказательства основной мысли автора)

- Понаблюдайте , каковы смысловые отношения между частями и отдельными предложениями текста.

-Какие средства межфразовой связи можете выделить в этом тексте?

- Подтверждают ли средства межфразовой связи наше предположение , что текст представляет собой рассуждение? (слова , несущие основную смысловую нагрузку: это, так, есть т.п.)

-Подумайте , какие синтаксические конструкции преобладают в тексте.( всего 16 предложений, из них 6 простых; 3ССП и 6СПП. Одно предложение сложное, с сочинительной и подчинительной связью.

В тексте преобладают сложные синтаксические конструкции. Употребление таких синтаксических конструкций характерно для текста-рассуждения, так как рассуждение предполагает наличие в тексте аргументов , доказывающих тезис. При доказательстве какой - то мысли мы часто пользуемся синтаксическими конструкциями с придаточными изъяснительными, степени, определительными и т. д

8. Рефлексия . Обучающие с учителем делают общий вывод.

Этот текст представляет собой рассуждение, так как в нем утверждается мысль о своеобразной и смелой трактовке художником Крамским евангельского сюжета. Текст строится по следующему плану: тезис, аргументы, вывод. В результате анализа мы выявили в тексте синтаксические конструкции, отношения , средства межфразовой связи, характерны для текста –рассуждения. В тексте есть предложения, содержащие полемические высказывания. Н. Машковцев, рассуждая сам , предлагает читателю порассуждать вместе с ним.

Задание на дом: подготовить одну из тем по выбору. ( слайд 14)

Использованная литература

1.Карпушин И.И. « Искусство и религия» М. 1991

2.Савицкая Т.Я. « В поисках правды и красоты» М. 1989

3. « Христианство и религия мира » М.ПРО – ПРЕСС 2010

4. « Русский язык в школе» 1997г

5.» Литература в школе» № 3 1997г

6. Псалтирь

7.Интернет - сайты

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области