Конспект занятия по развитию речи
Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цель: Закрепить представление детей об осени.
Образовательные задачи:
1.Продолжать учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композиционную целостность рассказа.
учить рассказывать рассказ используя выразительные средства.
Развивающие задачи
2.Развивать монологическую связанную речь, наблюдательность, умение передавать в рассказе настроение, ,
3. Обогащать словарь детей новыми словами.
Воспитательные задачи
4. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Активизация словаря: Осень, осенние месяца; становится холоднее, листва меняет свою окраску, листопад, сырость, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, и др.
Оборудование: картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для составления рассказа по картине.
Ход занятия
Дети к нам сегодня почтальон принес письмо? Хотите узнать, что за письмо?
В письме лежит стихотворение, послушайте его?
Лес словно терем расписной,
Лиловый, золотой багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят глазури голубой
Как вышки елочки темнеют
А между кленами синеют
То там то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
- О каком времени года идет речь в стихотворении?
Какое настроение передал поэт в стихотворении?
- Какими словами он описывает настроение?
Не только поэты, но и художники в своих произведениях изображали осень.
Посмотрите на картину И. И. Левита «Золотая осень»
Почему художник ее так назвал? (потому что он нарисовал деревья с желтой листвой)
Правильно дети, художник на своей картине природу изобразил в желтых красках, словно окутал ее в золотой наряд.
Осень замечательная пора. Как и у всех времен года есть приметы. Какие приметы осени изобразил художник на картине?
Как изобразил небо?
Какой день изображен на картине?
Какая река изображена?
Что виднеется в дали?
Какая трава изображена на картине?
Молодцы дети, а теперь давайте поиграем с осенними листочками.
Физ. минутка «Листочки»
Дети, давайте посмотрим еще раз на картину и попробуем придумать рассказ, а поможет нам составить рассказ мнемотаблица.
Примерный рассказ
Наступила осень. Стройные березки нарядились в желтую листву, словно окутались в золотой наряд. Листики на деревьях играют с легким ветерком, а после легко и кружась ложатся на землю. Мимо березок протекает река с не высокими берегами. Вдалеке виднеются еще зеленые деревья. Трава еще не совсем пожухла, в некоторых местах виднеется еще зеленая. День выдался солнечным и ярким. Небо голубое с плывущими с белыми облаками. Как прекрасно осенняя природа.
Рассказы детей.
Итог.
О каком времени мы сегодня говорили?
Что вам больше всего заполнилось?
Как называлась картина по которой мы составляли рассказ?
И.И. Левитана «Золотая осень»