Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шеланговская средняя общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Дополнительная
общеобразовательная и общеразвивающая программа эколого-туристической направленности
«Человек Мировоззрение Природа»
Автор: Максимов Николай
Владимирович
учитель биологии
Пояснительная записка.
Двадцать первый век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Сущность гуманистической функции сводится : к развитию идей гуманизма как определённого мировоззрения; гуманности как качеству личности. Экологическая функция –это формирование экологической культуры, ценностно-уважительное отношение к природе, её объектам и явлениям. Экологическая культура-это критерий вклада системы воспитания в индивидуальное развитие каждого человека. Экологическая культура, как часть общей культуры, не мыслится без экологической грамотности, воспитанности и экологического взгляда на мир, сформированного на основе постоянного анализа собственных поступков и поведения.
Формирование научного мировоззрения, основанного на нравственном подходе к природе - биоцентрическом , требует системных изменений в обучении и воспитании, т.е. новых целей, нового содержания и новых методов. Данная программа- пример нового подхода на пути формирования нового мировоззрения.
Эту программу отличают следующие теоретико – методологические идеи:
- самоценности человека и природы как равновеликих субъектов отношений;
- ориентации взаимодействия в системе «человек-природа» на партнёрство, толерантность, систему компромиссов для обеспечения устойчивого развития;
- проблемно- творческой направленности содержания экологического образования, связанной с реальными проблемами экологии;
-созидательной направленности экологического образования и воспитания,
объединяющей природоохранную, ресурсосберегающую, валеологическую стратегии;
Цели и задачи :
- создание экологического объединения, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности;
- воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;
- формирование эколого-гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
- создание условий для изучения истории и экологии своего края и других регионов России;
- максимальное развитие детей, их познавательных интересов, творческих идей, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
Реализация этих целей и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
- последовательную ориентацию на культуро-сообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
- создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
- формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности;
- развитие непрерывной системы эколого-туристического образования и воспитания, поддержка исследовательской и инновационной деятельности;
- совершенствование системы работы с детьми.
Направления работы программы:
Направления работы | Основные мероприятия | |
Школа наш дом, изучим экологию в нём. | Трудовые десанты по уборке школы и пришкольной территории. Беседы об истории школы, её традициях. Исследовательская деятельность обучающихся - составление экологического паспорта кабинета. Мониторинг пришкольной территории. Конкурс на самый «зелёный» кабинет. Анкетирование обучающихся и учителей о благоприятности среды обучения в школе. Конкурс проектов «Мой кабинет», «Школа будущего». Экскурсии в природу, на предприятия ближайшего окружения составление отчётов и презентаций. | |
Береги здоровье смолоду. | Выступления на родительских собраниях на тему «Здоровый образ жизни». Встречи со специалистами врачами, психологами. Конкурсы кроссвордов, рисунков и плакатов о здоровом образе жизни. Викторины и беседы о здоровье. Общешкольные дни здоровья «Здорово живёшь», «День зимнего Нептуна». Проведение спортивных эстафет. Проведение подвижных игр с младшими школьниками. Конкурс творческих работ «Береги здоровье смолоду» | |
Экология. Наука. Поиск. | Исследовательская деятельность обучающихся по изучению экологии родного края. Мониторинг воздуха, почв, воды. Знакомство с биоиндикацией. Составление и защита экологических проектов. Выступление на научных конференциях и олимпиадах. Краеведческая работа: участие в составлении карты уникальных объектов Верхнеуслонского района. | |
Без туризма друзья, нам прожить никак нельзя. | Традиционные мероприятия, посвящённые Дню туризма, международному Дню птиц, Дню здоровья, Маршу парков, участие в акции «Посади дерево», помощь Шеланговскому лесхозу, противопожарная агитация в лесу. Конкурсы фотографий, сочинений на экологическую тематику. Туристические походы, ориентирование на местности, съёмка местности, Топографическая подготовка. Правила поведения в природе, гигиена туриста. |
Программа работы клуба «Бентос»
№ | Тема | К/ч | Форма | Сроки | ||
Экологическая подготовка | 9 | |||||
1 | Экология-наука о взаимоотношении общества и природы | 1 | теория | сентябрь | ||
2 | Почва-основа жизни | 1 | теория | сентябрь | ||
3 | Почвенный профиль нашей местности | 1 | практика | сентябрь | ||
4 | Вода- основа жизни | 1 | теория | октябрь | ||
5 | Гидрологические исследования | 1 | теория | октябрь | ||
6 | Забор воды из родников. | 1 | практика | октябрь | ||
7 | Анализ воды по внешним признакам | 1 | практика | октябрь | ||
8 | Повторный забор воды | 1 | практика | октябрь | ||
9 | Экологическая конференция | 1 | теория | октябрь | ||
Топография и геология | 13 | |||||
10 | Съёмка местности (виды съёмок) | 1 | теория | октябрь | ||
11 | Азимут работа с компасом | 1 | практика | ноябрь | ||
12 | Топография. Составление планов мест. | 1 | практика | ноябрь | ||
13 | Основы астрономии | 1 | теория | ноябрь | ||
14 | Метеорологические наблюдения. | 1 | теория | ноябрь | ||
15 | Предсказание погоды по приметам | 2 | теория | ноябрь | ||
16 | Основы геологии | 1 | практика | ноябрь | ||
17 | Экскурсия на берег Волги | 1 | практика | ноябрь | ||
18 | Изучение пещер. | 1 | теория | ноябрь | ||
19 | Гидрологические наблюдения | 1 | теория | декабрь | ||
20 | Наблюдения на реках | 1 | практика | декабрь | ||
21 | Наблюдения на озёрах | 1 | практика | декабрь | ||
Теория туризма | 8 | |||||
22 | Костры. Виды костров. | 1 | теория | декабрь | ||
23 | Туристическое снаряжение | 1 | практика | декабрь | ||
24 | Узлы применяемые в тур. практике | 2 | практика | декабрь | ||
25 | Карты. Ориентирование по картам | 1 | теория | декабрь | ||
26 | Условные знаки используемые на планах местности | 1 | практика | декабрь | ||
27 | Изучение снежного покрова | 1 | практика | январь | ||
28 | Анализ полученных результатов | 1 | теория | январь | ||
Биологические исследования | 13 | |||||
29 | Ботанические наблюдения | 2 | теория | январь | ||
30 | Гербарии. Приёмы изготовления | 1 | практика | январь | ||
31 | Энтомологические наблюдения | 1 | теория | январь | ||
32 | Физиологические наблюдения | 1 | теория | январь | ||
33 | Фенологические наблюдения за жизнью животных, растений и птиц | 2 | практика | февраль | ||
34 | Топонимические наблюдения | 1 | теория | февраль | ||
35 | Архео-палеонтологическая работа | 1 | теория | февраль | ||
36 | Палеонтологические исследования | 1 | практика | февраль | ||
37 | Условные обозначения в палеонтологии | 1 | теория | февраль | ||
Туристско-краеведческая работа | 14 | |||||
38 | Изучение и охрана памятников природы | 2 | теория | февраль | ||
39 | Зимние походы. Особенности | 1 | практика | февраль | ||
40 | Виды походов по категории сложности | 1 | теория | март | ||
41 | Страховочные узлы | 1 | практика | март | ||
42 | Наведение переправ | 1 | теория | март | ||
43 | Снаряжение туриста | 1 | практика | март | ||
44 | Планы местности | 1 | практика | март | ||
45 | Подготовка к тур. соревнованиям | 1 | теория | март | ||
46 | Наведение маршрутов на местности | 1 | практика | март | ||
47 | Применение навыков ориентирования | 1 | практика | март | ||
48 | Переправы | 1 | теория | апрель | ||
49 | Подъём и спуск по склону | 2 | практика | апрель | ||
50 | Переправа вброд | 1 | теория | апрель | ||
Эколого-краеведческая работа | 7 | |||||
51 | Очистка территории памятника | 2 | практика | апрель | ||
52 | Работа по охране родников | 2 | практика | апрель | ||
53 | Заповедники Татарстана | 1 | теория | май | ||
54 | Использование фото-видео техники | 2 | практика | май | ||
55 | Подготовка к проведению экологической акции | 2 | практика | май | ||
56 | Акция Чистый берег | 4 | практика | май | ||
Итого | 70 |
Руководитель клуба: Максимов Н.В.