Технологическая карта занятия «Город» для формирования операции художественная трансформация (подготовительная к школе группа)
Для формирования операции художественной трансформации на проводимых занятиях демонстрируется связь между представлениями и понятиями по сходству, контрасту или смежности субъективных признаков. Так, например, к числу основных средств, которые используются для развития художественного мышления, на данном этапе относятся: картинки города, исторические реконструкции, здания поместий и дворцов, средства художественной литературы, изобразительной деятельности, устного народного творчества, игровой деятельности.
Этапы | Цель этапа | Действия воспитателя | Действия детей | Планируемый результат |
Введение в ситуацию | Создать эмоционально-положительный настрой детей | Все сумели мы собраться, – Дорогие ребята, давайте по приветствуем друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением. - Вижу у Вас хорошее настроение. Существует такая поговорка: «Все красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и поделимся своим теплом и хорошим настроением с соседом. (Упражнение «Подари тепло»). «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше… | Выполняют оценку /самооценку готовности по критериям: - правильность выбора принадлежностей для конструирования, -правильность и аккуратность расположения предметов для конструирования, - самостоятельность подготовки. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Один ребенок раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. | Личностные: готовность и способность ребенка к развитию и обучению на основе мотивации к познанию. Познавательные: готовность узнать новое. Коммуникативные: контролируют свои действия на занятии. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. |
Актуализация знаний и умений | Привлечь внимание детей и вызвать интерес | - Для того, чтобы узнать, что мы будем конструировать на этом занятии вам надо немножко подумать. Когда я готовилась к занятию, я открыла окно, чтобы проветрить комнату. Поднялся сильный ветер, разбросал все мои листочки и теперь я не знаю, как их собрать. Помогите мне! (составление из картинок последовательности). | Слушают. Помогают расставить последовательность картинок | Личностные: развитие эмоционально – нравственной отзывчивости. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. Регулятивные: контролируют правильность ответов. |
Затруднение в ситуации | Настроить детей на выполнение задания. Осознание необходимости получения новых знаний. | В: – Ребята, что для человека самое дорогое? В: – Что для вас означает слово Дом? Самая красивая для человека природа там, где он родился. Сегодня мы отправимся в путешествие по родным просторам города Иркутска. Заглянем в музей, отправимся в храм, пройдём по берегу реки Ангары. | О: - Мама и Папа. О: - Мой дом, мой город, О: - Где человек родился. | Личностные: формирование духовных и эстетических потребностей. Познавательные: фиксация проблемы. Коммуникативные: восприятие устной информации. Регулятивные: умение самостоятельно извлекать нужную информацию. |
«Открытие» нового знания | Познакомить детей с архитектурой. Мотивация познавательной деятельности. | Если видишь на картине нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкий кедр, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Нарисованный быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется Ангарск! В: - Ребята, а вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? В: - Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. На занятии мы обратимся к теме под названием «Архитектура. Мой любимый город Ангарск» У каждого из вас есть уголки природы, местечки, где вам приходилось бывать и, которые остались в ваших воспоминаниях. В: - Какие места родного города являются для вас самыми любимым? В: - Почему они для вас так дороги? Гуляя по осеннему Ангарску, я заглянула в музей, и любовалась там картинами художников о нашем городе. На них видны и старинные деревянные дома, храмы, исторические здания, например, Ангарский острог. Посмотрите на картинки, которые представлены на доске и в «Центре конструирования». Узнаете на них какие-либо дома? Какие еще здания Ангарска вам понравились? | О:- Об Ангарске. О:- О нашем городе. О: - Центр города Иркутска О:- Улицы родного города. О:- удивляют красотой домов. О:- Сконструировать известные здания родного города Ангарска. О:- Чтобы решить поставленную задачу, мы должны научится конструировать. | Личностные: уважение к истории культуры своего города. Познавательные: обобщают информацию об архитектуре, строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе строителей. Коммуникативные: участвуют в диалоге с воспитателем, излагают своё мнение. Регулятивные: фиксация проблемы. |
Включение нового знания | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. | Работа над развитием мелкой моторики рук. Игры на пальцах. (В.Цвентарский). – Ритмичное касание пальцев обоих рук. – Поочередное касание пальцев на обоих руках, начиная с мизинца. Нам предстоит большая работа. Давайте разомнем наши пальчики. Дружат девочки и мальчики, с вами мы подружимся маленькие пальчики 1-2-3-4-5. Начинай считать опять 1-2-3-4-5. Мы закончили считать. А теперь можете приступать к работе. Сейчас каждый из вас решит, что он будет конструировать. Подумает, в каком настроении вы пребываете и постараетесь передать с помощью конструктора хорошее настроение. – Чтобы вдохновить на творчество, я предлагаю вам прослушать во время работы музыкальные фрагменты. Но не забывайте о правиле: все строиться с фундамента, или с основы, чем крепче основа, тем красивее и надежнее дом. | Выполняют задания под музыку П. И. Чайковского «Октябрь» Шопен «Осенний вальс». | Личностные: проявляют физическую активность в выполнение упражнений, сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Коммуникативные: строят продуктивное взаимодействие. Регулятивные: умеют корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. |
Вербализация | Обсуждение плана деятельности | А сейчас закройте глаза, и давайте мы с вами совершим воображаемое путешествие по городу Ангарску, например в Ангарский острог. Открыли глаза. В:- Кто-нибудь хочет описать, что он представил? В:- Подберите название тому зданию, которое вы бы хотели сконструировать? Попробуем создать то, что вы вообразили. | О:- Парк и мы с родителями гуляем. О:- Назову свою работу «Мы с родителями в Ангарском остроге». | Личностные: способность к эмоционально-ценностному освоению мира. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Коммуникативные: восприятие ответов детей. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную цель и задачу через систему промежуточных действий. |
Осмысление | краткое обобщение материала занятия, самооценка | Подведем итог занятия. В: - Как называется дом, в который вы приходите каждый день? В:- Чему научились? В:- Как мы его строили? В: - Чему новому вы научились? В:- Что понравилось делать? В:- Что показалось трудным? В:- Картины каких зданий Ангарска вы рассматривали? Домашнее задание: сходите с родителями на прогулку по родному городу Ангарску, можно посетить Ангарский острог на экскурсии, на зимних катаниях, на праздновании Нового года. | О:- Детский сад. О:- Строители. О:- Конструировать дома по памяти. О:- Правильно подбирать конструктор, подбирать цвета, чтобы получилось красиво, правильно и красиво располагать детали конструктора, соблюдая пропорции, тщательно собирать мелкие детали. О:- Строить высоту. О:- Придумать где будут окна. | Личностные: Самооценка. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в познавательной деятельности. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей высказывание и обоснование собственной точки зрения. Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами. |