Паспорт учебного проекта
Кайзер-Симон Н.С., учитель математики
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»
Название образовательной организации Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат №1»
Тема проекта «Банка эмоций дня»
Тип проекта монопредметный, внутренний, краткосрочный, практико-ориентированный
Срок реализации проекта 01 – 30 ноября 2022 г.
Аннотация проекта Проект объединяет обучающихся 5-9х классов. В течение месяца участники проекта рефлексируют свое эмоциональное состояние и собирают банку с соответствующими смайликами. По завершении проекта оформляется выставка.
Актуальность проекта
Л. В. Занков указывал на то, что «умственно отсталого школьника характеризует своеобразие, недостаточность всей психики, в том числе и эмоций. Однако своеобразие это выражается не в том, что эмоциональная жизнь умственно отсталого ограничивается так называемыми «низшими» эмоциями ...». По мнению Л. В. Занкова, своеобразным для школьника с умственной отсталостью является переживание успеха и неуспеха. Он переживает неуспех как нечто неприятное. Однако неудача в выполнении этой задачи является для него частным событием, относящимся к определённому времени, а не моментом, в котором отражаются его возможности в целом. Переживания неуспеха не достигают значительной степени остроты, а главное, не затрагивают общего уровня личности.
Эмоциональные состояния школьников с умственной отсталостью характеризуются неадекватностью, ограниченностью школьников в возможностях выражения переживаний социально приемлемыми способами. Интеллектуальная регуляция состояний у умственно отсталых школьников резко снижена. Недостаточность ощущений и ограниченность интерпретации чувственного материала, нарушение регуляторных функций ЦНС у школьников этой категории приводят к неполноценному восприятию ими эмоциональных состояний других людей и не всегда адекватному, недифференцированному выражению собственных эмоций.
Проект призван обращать внимание участников на эмоциональные переживания в течение дня и обозначать ведущую эмоцию дня. Проект поможет обучающимся дифференцировать свои эмоциональные состояния.
Цель: развитие умения определять модальность и причины своих эмоциональных состояний.
Задачи: учить правильно реагировать в ситуации «успех-неуспех»; адекватно подбирать название модальности переживаемой эмоции; рефлексировать свои эмоциональные реакции.
Целевая аудитория обучающиеся 5-9х классов.
Формы работы:
педагоги: инструктирование, объяснение; экспертиза ответов; помощь в подборе словесного обозначения.
обучающиеся: обсуждение эмоционально окрашенных ситуаций дня, рефлексия.
Этапы проекта
этап | сроки | Деятельность участников проекта |
подготовительный | 01-04 ноября 2022 г. | Педагоги Формулируют проблему, цель и задачи проекта. Подбирают изображения модальностей эмоций. Готовят материал для тиражирования. Определяют время проведения рефлексивных действий с участниками проекта. |
основной | 08-25 ноября 2022 г. | Педагоги Проводят рефлексию эмоциональных состояний участников проекта в течение дня. Уточняют представления о причинах своих и чужих переживаний. Помогают адекватно отбирать иллюстративный материал для проектного продукта. Оформляют выставку «Банка эмоций дня» |
Обучающиеся Припоминают события дня, вызвавшие эмоциональные реакции, определяют модальность и причину эмоциональных переживаний. Подбирают смайлик для банки эмоций дня. | ||
заключительный | 29-30 ноября 2022 г. | Педагоги Обобщают результаты проектных действий. Стимулируют самооценку участников. Оформляют выставку «Банка эмоций дня». |
Обучающиеся Рефлексируют. Рассматривают выставку проектного продукта, комментируют. |
Технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированные технологии, групповые технологии, технологии коррекционно-развивающего обучения, объяснительно – иллюстративные технологии, технологии коллективной деятельности, арт-педагогические технологии (изотерапия, цветотерапия, фототерапия).
Ожидаемые результаты развитие умения рефлексировать эмоциональные состояния.
Практическая значимость проекта идею можно использовать на этапах рефлексии на уроке или внеурочном занятии.
Литература: