Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Знакомство юных пианистов с сочинениями композиторов XX века»

музыкальное развитие учащихся с музыкальным материалом композиторов ХХ века

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

КОМУНАЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ №7

«Знакомство юных пианистов с сочинениями композиторов XX века»

Методический доклад

преподавателя

фортепианного отдела

Костенко- Емельяновой Е.И.

Содержание

I. Введение.Актуальность темы.

II. Развитие юных пианистов в процессе освоения музыкального языка композиторов XXвека.

1) Ладовые и гармонические особенности;

2) Ритмические особенности;

3) Остинато;

4) Звукопись;

5) Полифония и политональные сочетания.

III. Заключение. Художественно-воспитательное значение фортепианных произведений композиторов XX века.

IV. Литература.


Введение.

Введение ребенка в мир современной музыки одна из актуальнейших задач фортепианной педагогики. Наряду с изучением традиционных классических образцов искусства прошлого важным и полезным представляется освоение авангардных явлений в сфере фортепианной технологии XX века. В целях гармоничного и разностороннего музыкального развития ребенка необходимо, чтобы знакомство с новыми средствами музыкальной выразительности происходило уже на ранних этапах обучения.

Своеобразие музыкального языка композиторов XXстолетия нередко служит препятствием для восприятия обучающихся, воспитанных лишь на образцах классической музыки.Для детского слуха, еще не скованного рамками привычных схем музыкального мышления, акценты восприятия перемещаются, и критерием доступности служит в основном образность и яркость произведения. Однако, необходимо систематически знакомить юных пианистовс музыкой различных стилей, чтобы они могли с самого начала ощутить богатейшее разнообразие ее выразительных возможностей.

При этом следует в доступной форме обращать внимание ребенка на специфику того или иногокомпозиторского приема, воспитывая сознательное и аналитическое отношение к музыке. Из знакомства с наиболее яркими сочинениями современной музыки можно составить представление о многих присущих ей общих закономерностях.

С этими закономерностями, касающимися мелодических, ладовых, гармонических, ритмических, фактурных особенностей следует исподволь знакомить детей, постепенно вводя их в богатый мир современного музыкального искусства.

В ряд произведений XX века, с которыми познакомится обучающийся, должны входить сочинения, в совокупности представляющие основные характерные особенности и отличительные черты современной музыки

Развитие юных пианистов в процессе освоения музыкального языка современных сочинений.

Ладовые и гармонические особенности

Для музыкального искусства ХХ века стало чрезвычайно характерным употребление различных ладов- как старинных. Народных, так и новых, искусственных. Изменения, расширение ладовой сферы привело к обогащению мелодического языка новой интонационностью.

Например, своеобразие пьесы американского композитора Вильяма Гиллока «Летний шторм» заключается в необычной ладовой окраске мелодии. Наряду с гармоническим a-moll появляется повышена IV ступень, что характерна для лидийского лада. На примере этой пьесы ученик получает первое слуховое представление о лидийском лада.

Немного о композиторе В. Гиллоке, родился в штате Миссурини в 1917 г.и являлся одним из ярких американских педагогов и создателем фортепианной музыки для детей. С раннего детства у композитора проявлялся незаурядный и самобытный талант. Его первые музыкальные опыты показывали его необычайную изобретательность мелодии, новизну гармонии и стиля. Современники называли его « Шубертом детской музыки» и главным девизом его, как композитора, было: живучесть мелодии и ритма в произведениях, которые ученики хотят играть».

Этот девиз прошел через его образовательные курсы, которые он на протяжении двадцати лет карьеры музыканта.

Детские сердца покоряют удивительно привлекательный музыкальный мир американского композитора. Яркие образные названия его небольших по объему пьес, необыкновенная поэтичность музыки В. Гиллока – романтика ХХ века.

Современная музыка отличается частым применением синкоп, частых акцентов, неожиданной сменой динамики, тональности.

Мелодии современных композиторов уходят от привычной певучести, кантиленности, становятся острыми, угловатыми, что создается обилием больших скачков, диссонансов, которые выступают, как самостоятельные художественных средства.

Например, в пьесе Д. Кабалевского «Ежик» секунды служат средством изображения колючести ежика.

Немного о Д. Кабалевском – советский композитор, дирижер, пианист, педагог, публицист и общественный деятель. Им написано более 150 пьес для фортепиано. Предназначением всей жизни, композитором стало – быть учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова.

Слуховое осознание ребенком выразительного смысла секунд позволит добиться нужного приема исполнения и понимания художественного смысла исполняемой музыки. Сейчас мы продемонстрируем произведение, в котором роль секунды и диссонирующие интервалы подчеркивают художественный образ произведения.

В. Коровицын «Жуткий детектив». Диссонирующие интервалы создают образ таинственных шагов, то звуки полицейской сирены. Этот композитор, живущий в Великом Новгороде автор 9 сборников пьес для детей.

Музыка, написанная В. Коровициным уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Композитор родился в 1955г. в Новороде, закончив Ленинградскую консерваторию ордена В. Ленина им. Н. Римского- Корсакова и вернулся в родной город.

По его выражению: «Музыкальное образование – это великий труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, которые несмотря ни на что, дают возможность своему ребенку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придет. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по настоящему счастливым».

Одним из самых распространенных элементов современной музыки является созвучие, захватывающее целую гроздь соседних нот. Кластер (созвучие секундовых ступеней). Как выразительное колористическое средство находит широкое применение в современной детской музыке.

В пьесе Г. Дмитриева «Опять клякса» кластер означает кляксу. Г. Дмитриев (1942-2016) отечественный композитор, работавший в различных жанрах. С шести лет обучался игре на фортепиано, к этому времени относятся и первые опыты сочинительства. Закончил Краснодарское музыкальное училище по классу фортепиано и композиции. По рекомендации Д. Шостаковича поступил в Московскую консерватории на композиторское отделение в класс профессора Д. Кабалевского.

Творчество Г. Дмитриева охватывает широкий круг жанров от детской фортепианной миниатюры до масштабных симфонических полотен.

В расширении границ музыкальной содержательности, в стремлении сделать музыку «говорящей» - видит композитор свою основную задачу.

Обратимся теперь к еще одному примеру использования кластер, Манфред Шмитц «Прелюдия». Данное короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие пьесы, предшествующие крупным произведениям. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику зала. В течение 2 половине ХVII века. Немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяющие прелюдию с фугой в той же тональности (И. Бах). В дальнейшем композиторы сочиняли прелюдии как самостоятельные произведения (Ф. Шопен написал цикл из 24 прелюдий). К этому жанру обращались выдающиеся композиторы ХIХ-ХХ вв (С. Рахманинов, К. Лядов, А. Скрябин, К. Дебюсси). Прелюдия- музыка, в которой воплощается настроение. Произведение М. Шмитца, которое мы сейчас послушаем – яркий образец использование кластеров. В каждом такте мы слышим эти секундовые аккорды, как звуковая красочная гроздь, они украшают музыку прелюдии, придают необычный колорит.

В первой части в d-moll, вторая часть в одноименной мажорной тональности. Немецкий композитор М. Шмитц (1939-2014), пианист, аранжировщик, педагог. Его мелодии часто используют для обучения молодых музыкантов. В своих произведениях М. Шмитц пытается достичь гармонии между привлекательной формой и сложным исполнением мелодий. Как педагог, композитор считал, что не так важно механическое обучение, как развитие музыкальности у ученика.

II. Ритмические особенности современной музыки.

К ритмическим особенностям надо прежде всего отнести сложные и переменные размеры. Конечно, это представляет определенную трудность для ученика. Чем раньше ребенок столкнется с метро-ритмическим разнообразием, тем богаче будет его ритмический опыт.

Пьеса Э. Эксаншвили «Грустная песня» знакомит ученика с нетипичным размером 5\4.

Грузинская пианистка и композитор широко использует в своем творчестве народные мотивы. Основной традицией грузинской народной музыки является 3-х голосие этим песням свойственны гомофонно- полифонические построения. На фоне баса-остинато мелодия развивается в 2-х верхних голосах в различных сочетаниях. Ведущая мелодия находится во 2 голосах. Бас во всех случаях выполняет гармоническую функцию. Протяженные грузинские песни отличаются особым разнообразием формы, ладовой основы, приемов музыкальной выразительности, богатством ритмо-интонаций, оригинальностью модуляций.

Часто в современной музыке для детей встречаются переменные размеры. Примером этого может служить пьеса чешского композитора Яна Гануша «3+2+2», в которой широко использовал в своей музыке национальные мотивы.

Научить учащегося воспринимать и передавать сложные размеры- сложная задача. Привычка к периодичным метрам и к квадратной структуре ведет к схематизации мышления и избежать этого, проходя традиционный репертуар, невозможно.

Остинато

Пьесы, в основе которых лежит остинато должны периодически появляться в репертуаре юных пианистов. Они очень полезны для развития гармонического слуха, так как благодаря однообразию неизменной фигуры одной из партий и разнообразию других возникает отчетливое ощущение самостоятельности мелодических и фактурных линий.

Звукозапись

Современные сочинения чрезвычайно богаты фоническими эффектами. Очень важно приучить ученика вслушиваться в каждое созвучие, позволяющее погрузиться в созерцательное настроение.

Создание колористических образов ставит перед исполнителем сложные задачи: умение слышать фортепианную фактуру как оркестровую партитуру с разнообразными тембральными красками. Совмещение гармонических красок предполагает тонкое владение педалью. Все это требует хорошо развитого музыкального слуха. Примером такого произведения были выбраны пьесы Донецкого композитора Н. Мартыненко: «Сон в яскраву нiч» , «Душа, мов сполоханний птах».

Эти произведения были написаны под впечатлением поэзии поэтессы Надежды Лисовой. В музыке этих произведений можно услышать прозрачные краски верхнего регистра, почувствовать зыбкость неустойчивых гармоний в аккомпанементе. Тонкая звукопись этих пьес будит воображение юных пианистов. Развивает гармонический и красочный слух. Фонические средства играют решающую роль в раскрытии художественного образа. Включение этих произведений в репертуар дает возможность приобщить ученика к богатейшей красочной палитре инструмента, научить его тайнам звукописи.

Полифония и политональные сочетания.

Изучение современной полифонической музыки способствет не только развитию полифонического мышления, но и к развитию полифонического мышления, но и развитию гармонического слуха. Разумеется, для овладения полифоническим стилем исполнения незаменимым материалом всегда будут сочинения И.С. Баха, но наряду с изучением классической полифонии, ученик должен знакомится с современными образцами полифонической музыки.

Политональность- произведение каждого голоса в своей тональности является дальнейшим усложнением полифонии, стремлением к еще большей самостоятельности и независимости голосов. Разумеется, такого рода усложнение должно иметь определенное обоснование, так как при этом образуются специфические, острые звучания, непривычные для детского уха.

Иржи Темл «Пес Филипс идет на прогулку»

Некоторые общие черты, характерные для современной музыки.

Современные сочинения требуют крайне внимательного отношения к штрихам, имеющим иногда решающее значение в правильном понимании образа, фразировки и произнесении каждой отдельной интонации.

Современным мелодиям свойственны и светлое, проникновенное интонирование и выразительность речевых оборотов.

Современный пианизм иногда называют нонлегатным, ударно-шумовым. Но следует избегать прямолинейного понимания современного стиля как ударного. Даже в моторных произведениях стучащее, подчеркнуто острое звучание допустимо только в моменты наивысшего напряжения, драматизма. Надо научить ребенка добиваться гибкого, выразительного интонирования. Необходимо помочь ученику разобраться в современном музыкальном языке, а также предоставить ему свободу выбора своего убедительного варианта интерпретации, ведь современная музыка, как никак другая, дает право творить. Выдумывать, пробовать.

Основным критерием в педагогическом процессе является процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей. Заинтересованности в современной музыке. Насыщенной красивыми мелодическими оборотами. Гармониями, ритмами. Современными звуковыми эффектами.

Изложение музыкального материала акцентирующее художественную сторону пьес (эпиграфы, иллюстрации. программные названия, графические изображения) способствуют усилению личностной мотивации учащихся к освоению современной музыки и помогает глубже проникнуть в суть исполнительских приемов.

Заключение

Композиторы XX века внесли свой вклад в дело воспитания юных пианистов, создав большую художественно значимую литературу для детей. В ней с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкального развития обучающихся.

Широта творческого диапазона в произведениях современных композиторов созвучна широте детского восприятия мира, его эмоциональному характеру. Яркая образность пьес дает богатую пищу для детского воображения, она вызывает различный душевный отклик и разные индивидуально-образные ассоциации.

Написанные со знанием технических возможностей маленького пианиста, они служат прекрасным материалом для развития фортепианной техники.

Использованные в них новые современные выразительные приемы и средства чрезвычайно обогащают слуховой опыт обучающихся. Они помогают избежать односторонней слуховой ориентации, которая неизбежно возникает, если ребенок воспитывается на традиционных образцах классической музыки.

Включение в репертуар юных пианистов пьес современных композиторов позволит расширить музыкальный кругозор ребенка, воспитать его художественно-эстетический вкус, и приблизить к восприятию сложнейших явлений прогрессивного музыкального творчества нашего времени.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области