«Книга в жизни ребёнка»
Детская литература – это источник целостного воспитания личности и развития языка. Она знакомит детей с окружающим миром и развивает их понимание человеческих отношений, добра и зла, правды и справедливости. Однако любовь к книгам и умение использовать знания, полученные из книг, в своей жизни необходимо развивать в детях. В дошкольном возрасте дети являются активными слушателями, и их путь к книгам лежит через взрослых. Нет лучшего места для семейного общения, чем совместное чтение книг. Веселые, забавные, заставляющие задуматься или серьезные, при разумном выборе книги могут оказать глубокое воспитательное воздействие на детей. Литература для детей имеет свои особенности, и родители, как посредники между детьми и книгами, должны знать об этом.
При чтении книг некоторые дети не против посмотреть на картинки. Важно слушать текст. Многие дети "узнают" картинки только в возрасте от 1до 1,2 месяцев, в это время слова из книжки с картинками начинают появляться в их словарном запасе. На этом этапе для детей актуальна "дидактическая книга"- сборник картинок с подписями и без. Рассматривание и комментирование картинок в книге, вместе с взрослым или самостоятельно, является значимым и особенным "чтением" для маленьких детей. Очень важно знать, что изображено на картинке и насколько "словарный запас" соответствует начальному словарному запасу ребенка. Понятия о цветах, овощах, фруктах, животных, птицах и многих других видах можно изучить в этих книгах. Эти книги сопровождаются картинками, которые дети любят называть и соотносить с ними.
Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.
Например, при сравнении сказок детям нужно напоминать о сходстве: добро всегда побеждает зло, главный герой сталкивается с большими трудностями, а в сказках есть фантастические персонажи. Роль сказок заключается в том, чтобы предоставить детям образы для выражения и воспитания их чувств. По мере того, как дети овладевают языком, роль сказок возрастает. Наблюдения показывают, что для детей язык имеет глубокую и таинственную связь с тем, что они называют. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.
Хорошие книги являются источником радостных переживаний для детей и оказывают значительное влияние на их умственное и языковое развитие. Все взрослые должны поставить перед собой задачу научить детей ценить книги и объяснить им, что книги – это источник знаний и результат усилий многих людей.
Как приучить ребёнка к чтению?
Важно привить ребенку дошкольного возраста желание читать книги. Затем книги станут хорошими друзьями, советчиками и помощниками на протяжении всей жизни ребенка.