Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ООО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева

Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ООО

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ООО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле

географию;

изучения Земли в прошлом и в

настоящее время и наиболее выдающиеся результаты

географических открытий;

разного времени и периодов;

путешественников

географические особенности

территории;

тексты, устные сообщения

(презентации) о выдающихся

путешественниках, о современных исследованиях

Земли на основе нескольких

источников информации;

географические карты различного содержания;

пособиях, словарях;

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

- осознание ценности

географических знаний как

важнейшего компонента

научной картины мира;

- формирование установок

социально-ответственного

поведения в

географической среде –

среде обитания всего

живого, в том числе и

человека;

-понимание основ

экологической культуры

Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

Раздел 3. Изображение земной поверхности

Раздел 4 Человечество на Земле

Раздел 5. Природа Земли

древних людей о Вселенной;

планеты Солнечной системы;

земной группы и планет –

гигантов, сравнивать

изученные планеты;

элементов градусной сети на

глобусе и карте;

картографические источники

географической информации

для решения различных

учебных и практико-

ориентированных задач;

компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; описывать горные породы по внешним призна-

кам; понимать значение полезных ископаемых в жизни человека, объяснять причины и механизм землетрясения;

знать правила безопасного поведения при землетрясениях, устанавливать с помощью

географических карт районы вулканизма;

создавать

образ вулкана;

приводить примеры форм

рельефа суши и дна океанов;

рельефа своей местности;

изученные географические

объекты, процессы и явления

основе известных характерных

свойств и проводить их

простейшую классификацию;

положения Земли в дни солнцестояний и равноденствий;

территории, расположенные в

разных тепловых поясах;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

координаты;

объяснять значение ключевых понятий;

подписывать географические

объекты;

природе при помощи карт, компаса и современных

навигационных приборов;

на карте государства и крупные города;

формировать образ стран на основе эмоционального описания, включаться в беседу, отстаивать свою позицию.

строения литосферы и рельефа суши в зависимости

от строения земной коры;

карты основные формы

рельефа;

тексты и устные сообщения о

географических явлениях на

основе нескольких источников

информации, сопровождать

выступление презентацией;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле

Введение. Что изучает география. Мир, в котором мы живем. Науки о природе. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. Географические открытия Средневековья (путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина).

Эпоха великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Важнейшие географические открытия и их значение. Географические открытия XVII-XIXв.в. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в XX веке(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубоких впадин, исследования верхних слоёв атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Практическая работа №1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»

6 часов

Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

5 часов

Земля-планета Солнечной системы. Как устроена Солнечная система и наша планета. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия на Земле. Смена дня и ночи. Сутки. Календарный год

5 часов

Раздел 3. Изображение земной поверхности

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Топографические карты. Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота. Географическая карта- особый источник информации. Содержание и значение карт. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота.

Практическая работа № 2 «Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе»

Практическая работа №3 «Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами»

Практическая работа № 4: «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте».

11 часов

Раздел 4. Человечество на Земле

Как Люди заселяли землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, их неравномерность размещения. Языки. Страны на карте мира.

Практическая работа № 5 «Многообразие стран мира»

3 часа

Раздел 5. Природа Земли

Литосфера. Литосфера-«каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа-горы и равнины. Равнины, образование и изменение равнин с течением времени, их классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин.

Горы: разнообразие по возрасту и строению, классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.

Практическая работа № 6 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.

Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействие хозяйственной деятельности человека

9 часов

34 часа

Календарно-тематическое планирование

Учебник География. 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина. «Просвещение».- М.)

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле 6 часов

1

Введение. Что изучает география. Мир, в котором мы живем. Науки о природе.

1

Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом. Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками, выявление различий природных и антропогенных объектов

2

Географические исследования в XX веке. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

2

Формулирование определения понятия «география», поиск информации в других источниках о роли географии. Выявление методов географических исследований.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

3

Представления о мире в древности. Географические открытия древности и Средневековья. Появление первых географических карт.

3

Выявление изменений географических представлений у людей в древности и Средневековья. Определение вклада величайших ученых и путешественников в развитие географической науки

4

Эпоха великих географических открытий. Важнейшие географические открытия и их значение.

4

Выявление изменений географических представлений у людей в эпоху важнейших географических открытий.

5

Географические открытия XVII-XIXв.в. Первое русское кругосветное путешествие.

5

Определение вклада русских ученых и путешественников в развитие географической науки.

6

Обобщение знаний по разделу «Развитие географических знаний о Земле» Практическая работа №1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»

6

Выполнение заданий учителя. Применение полученных знаний на практике: выполнение заданий на контурной карте

Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

5 часов

7

Земля-планета Солнечной системы. Как устроена Солнечная система и наша планета. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.

1

Выявление определений понятий: Вселенная, космос, Галактика, Млечный Путь. Выявление представлений о Вселенной от Коперника до наших дней. Сравнивание особенностей планет земной группы, общие черты сходства и различия планет Солнечной системы

8

Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия.

2

Формирование предметного умения объяснять осевое и орбитальное движение Земли. Формирование межпредметных умений анализировать и обобщать материал.

9

Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости.

3

Получение возможности применять полученные знания на практике, осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить исследование интересующих вопросов, оформлять результаты исследования в виде презентации, реферата, доклада

10

Дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия на Земле. Смена дня и ночи. Сутки. Календарный год

4

Закрепление метапредметных умений: анализировать текст, сопоставлять факты и делать выводы; составлять логический рассказ по заданной теме, оценивать знания и умения своих одноклассников.

11

Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной».

5

Закрепление метапредметных умений: анализировать текст, сопоставлять факты и делать выводы; составлять логический рассказ по заданной теме, оценивать знания и умения своих одноклассников.

Раздел 3. Изображение земной поверхности 11 часов

12

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

1

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Отрабатывать знания основных и промежуточных сторон горизонта. Определять стороны горизонта

13

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут.

Практическая работа № 2 «Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе»

2

Планирование своей деятельности под руководством учителя.

Умениеь ориентироваться по компасу и местным признакам

14

Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте.

3

Определение с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты. Измерение расстояний и определение направления на местности и плане. Составление и чтение простейшего плана местности. Ориентировка по плану и карте. Чтение легенды карты.

15

План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Топографические карты. Практическая работа №3 «Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами»

4

Составление и чтение простейшего плана местности. Чтение легенды карты.

16

Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота.

5

Знакомство с условными
знаками, изображающими
неровности земной
поверхности, решение задач по определению
абсолютной и относительной высоты

17

Географическая карта- особый источник информации. Содержание и значение карт.

6

Получение возможности применять полученные знания на практике, осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить исследование интересующих вопросов, оформлять результаты исследования в виде презентации, реферата, доклада

18

Градусная сеть: параллели и меридианы.

7

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. Умение работать с различными источниками географической информации

19

Географические координаты. Географическая широта.

8

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять  по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов

20

Географические координаты. Географическая долгота.

9

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние  с помощью градусной сетки. Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние  с помощью градусной сетки

21

Практическая работа № 4: «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте».

10

Отработка навыков по определению географических
координат, определение
расстояний с помощью градусной сетки

22

Обобщение знаний по разделу: «Изображение земной поверхности».

11

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Раздел 4 Человечество на Земле. 3 часа

23

Как люди заселяли Землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства.

1

Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, составлять план урока в тетради. Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас

24

Расы и народы. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, их неравномерность размещения. Языки.

2

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизироватьинформацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. Выявлять внешние признаки людей различных рас

25

Страны на карте мира. Практическая работа № 5 «Многообразие стран мира»

3

Находить и показывать на карте свою страну, сравнивать страны по величине территории, расположению, находить на политической карте страны-соседи

Раздел 5. Природа Земли. 9 часов

26

Литосфера. Литосфера-«каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

1

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.

27

Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

2

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканов

Работать с атласом и контурной картой: обозначать районы землетрясений и крупнейших вулканов

28

Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

Практическая работа № 6 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.

3

Устанавливать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

29

Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа-горы и равнины.

4

Работать с атласом и контурной картой: обозначать районы землетрясений и крупнейших вулканов, форм рельефа

30

Равнины, образование и изменение равнин с течением времени, их классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

5

Уметь описывать равнины по плану. Выявлять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей на равнинах

31

Горы: разнообразие по возрасту и строению, классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

6

Уметь описывать горы по плану. Выявлять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах

32

Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

7

Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа мира

33

Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.

8

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

34

Повторение по разделу «Природа Земли»

9

Участие в викторине, географической игре

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области