Примерное перспективное тематическое планирование по экологическому воспитанию с детьми 5 – 6 лет
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Источник (пособие,стр.) |
Сентябрь Октябрь | Первая неделя | Диагностика | Определение уровня экологической воспитанности детей в начале учебного года. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр.23 |
Вторая неделя | Занятие «Планета Земля в опасности!» | Формирование первоначальных целостных представлений о планете Земля. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр. 26 | |
Третья неделя | Занятие «Начинаем читать книгу В.Танасийчука «Экология в картинках» | Знакомство с автором и книгой, повествующей об экологических законах природы. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр.31 | |
Четвёртая неделя | Занятие «Простые и ценные камни в природе» | Формирование представлений о различных камнях , использовании ценных камней в строительстве и ювелирном деле. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр.44 | |
Первая неделя | Знакомство с глиной. | Знакомство со свойствами глиной. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр58 | |
Вторая неделя | Цикл наблюдений за природой, работа с календарём природы. | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр52 | |
Третья неделя | Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней». | Уточнение представлений о свойствах природных материалов. Развитие творчества, чувства ритма. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр61 | |
Четвёртая неделя | Цикл наблюдений за природой, работа с календарём природы. | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр52 | |
Ноябрь | Первая неделя | Занятие «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» | Формирование представлений о сезонной жизни лягушек и их приспособленности к наземно-водной среде обитания. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр39 |
Вторая неделя | Занятие «Где зимуют лягушки?» | Продолжение чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках». Закрепление представлений о жизни лягушек и их приспособленности к среде обитания. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр42 | |
Третья неделя | Занятие «Беседа о кроте» | Формирование представлений об особенностях поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр54 | |
Четвёртая неделя | Занятие «Слепые землекопы» | Расширение представлений о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр56 | |
Декабрь | Первая неделя | Занятие «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Формирование представлений об особенностях сезонного поведения белых медведей, их приспособленности к среде обитания. Уточнение представлений о планете Земля. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр48 |
Вторая неделя | Занятие «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр74 | |
Третья неделя | Беседа о лесе | Расширить знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр78 | |
Четвёртая неделя | Изготовление плакатов на тему «Сохраним ёлку-красавицу наших лесов» | Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдение правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение ёлок, изображать его. Воспитывать желание беречь природу. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр82 | |
Январь | Первая неделя | Наблюдение «Чем ель на участке отличается от игрушечной ёлки?» | Учить сравнивать живую и искусственную ёлку. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр77 |
Вторая неделя | Беседа о лесе | Расширять представление детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр78 | |
Третья неделя | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр98 | |
Четвёртая неделя | Волк и лиса- лесные хищники. | Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи( чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость(могут по 2-3 дня голодать, долго выслеживать добычу)); характерном для них особом поведении. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр107 | |
Февраль | Первая неделя | Сравнение белого и бурого медведей. | Расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, по образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр109 |
Вторая неделя | Цепочки в лесу | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр113 | |
Третья неделя | Воздух упругий. | Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы( шары, мешочки), воздух наполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные- приобретают форму. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр118 | |
Четвёртая неделя | Воздух есть во всех предметах. | Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр114 | |
Март | Первая неделя | «Подарок любимому человеку к 8 марту» | Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное – изготовить подарок своими руками. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр130 |
Вторая неделя | Наблюдение за ветками в вазе | Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр129 | |
Третья неделя | Сравнение домашних и диких животных. | Уточнить с детьми признаки домашних животных. Сравнение с дикими животными. (как живут, чем питаются) | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр140 | |
Четвёртая неделя | Сравнение кроликов и зайцев | Уточнить представления детей о жизни зайцев и кроликов (места обитания, образ жизни) | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр144 | |
Апрель | Первая неделя | Лес в жизни человека. | Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр156 |
Вторая неделя | Экологический поход | Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы, умение замечать их изменения. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр163 | |
Третья неделя | Праздник посвящения в юные экологи. | Воспитывать бережное отношение к природе. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр 171 | |
Четвёртая неделя | Земля, с днём рождения тебя! | Уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура) | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр 168 | |
Май | Первая неделя | Кому нужна вода? | Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.) | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр 178 |
Вторая неделя | Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером. | Уточнить представления детей: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр 184 | |
Третья неделя | Море бывает в беде. | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр 186 | |
Четвёртая неделя | Мой родной край: заповедные места и памятники природы. | Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. | С.Н.Николаева «Юный эколог» стр 175 |