«Особенности ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста»
Формирование у детей дошкольного возраста определённого запаса элементарных математических представлений, способствует наиболее успешной учёбе в школе. Одной из важнейших задач обучения дошкольников является ориентировка в пространстве.
С самого рождения ребёнок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребёнок усваивает самые простые идеи об этом: слева, справа, сверху, снизу, по центру, сверху, снизу, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и т.д. Все эти идеи вносят свой вклад в развитие пространственного воображения у детей.
Способность ребёнка представить или предугадать, что будет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у ребёнка основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентация в пространстве имеет уникальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывает различные аспекты его взаимодействия с реальностью, и является важнейшим свойством психики человека.
Основоположниками изучения ориентировки в пространстве в советской педагогике и психологии являются И. М. Сеченов и И. П. Павлов. В своих исследованиях они делали акцент на важность зрительного анализатора для правильного представления пространства.
Большое внимание проблеме формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста уделяли такие известные учёные, как Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, Л. А. Венгер, Т. А. Мусейибова, П. Ф. Лесгафт и М. Ю. Кистяковская, Э. Я. Степаненкова и другие. Их исследования показывают всю важность освоения предметного и социального пространства в построении ребёнком целостной картины мира, осознании своего места в ней. Ориентация в пространстве является неотъемлемой частью процесса социализации ребёнка, которая влияет на развитие его самосознания, личности, а значит, проникает во все сферы взаимодействия ребёнка с реальностью. Не умея ориентироваться в пространстве, дошкольник не сможет гармонично развиться.
Исследователи П. Ф. Лесгафт и М. Ю. Кистяковская изучали особенности зрительной ориентировки в пространстве на основе двигательных ощущений.
Б. Г. Ананьевым был сделан психологический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок у детей разного возраста, в основу которого входит утверждение, что дошкольник воспринимает пространство на основе чувств.
Т. А. Мусейибова разработала методику обучения детей раннего и дошкольного возрастов пространственным ориентировкам: на себе, от себя, от любого предмета, на основе словесных указаний.
Э. Я. Степаненкова исследовала развитие пространственных ориентировок в связи с организацией занятий по физической культуре и пешеходных прогулок.
Формирование пространственных представлений способствует не только общему развитию дошкольника, но и его успешной готовности к обучению в школе, что является одной из главной задач обучения и воспитания дошкольников, и обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. У дошкольников, пространственные представления развиваются практически во всех режимных моментах: при одевании, приёме пищи, при утренней зарядке, на занятиях, в дидактических и подвижных играх, а также в повседневной жизни.
Практика показывает, что в дошкольных учреждениях развитие пространственных представлений у детей происходит неравномерно, это приводит к резким индивидуальным различиям, сказывающимся на общем уровне умственного развития дошкольников. Это происходит из-за того, что многие родители «поздно» приводят ребёнка в дошкольное учреждение, не задумываясь о важности образовательного процесса в ДОУ. Как правило, умственное воспитание таких детей значительно отличаются от детей, которые уже давно посещают детский сад.
Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников - умение ориентироваться в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей жизни, условием успешной познавательной и практической деятельности.
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.). Пространство интуитивно воспринимается людьми как место, в котором возможно движение, где имеются понятие направления, а также различные положения и взаимные расположения объектов.
И. А. Филатова утверждала, что исходя из данных современных исследований, ребёнок к моменту поступления в школу должен овладеть такими пространственными восприятиями и представлениями как:
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;
- моделировать пространственное расположение предметов;
- определять направление движения;
- ориентироваться на поле листа бумаги;
- понимать значение и адекватно использовать слова далеко - близко, вверх- вниз, справа - слева, впереди - сзади, вокруг и др.
- понимать, выстраивать предложно-падежные лексико-грамматические конструкции с пространственным значением и оперировать ими в речи [30].
Такие исследователи как Т. А. Мусейибова и Е. И. Щербакова отмечали, что развитие пространственных отношений ребёнка начинается с первых месяцев жизни, однако по данным А. В. Семенович формирование пространственных представлений начинается ещё во внутриутробном периоде [28].
Т. А. Мусейибова выделяла такую систему работы по развитию у дошкольников пространственных представлений:
Т. С. Будько утверждает, что дети младшего дошкольного возраста рано приобретают верхнее направление, а затем и, противоположное ему - нижнее. И только после этого, дети осознают направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева». Автор подчёркивает утверждение, что в каждой паре пространственных обозначений ребёнок сначала выделяет одно, а затем на основе сравнения с ним осознаётся обратное. Ребёнок связывает пространственное направление с частями своего тела. Например, сзади, это то место, где находится спина.
Т. И. Лобан в своей книге «Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» отмечала такие виды ориентировки дошкольника в пространстве:
Автором в книге выделялись такие этапы пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста:
1 этап - освоение телесного пространства дошкольником, т.е. уметь ориентироваться в схеме собственного тела;
2 этап - освоение внешнего пространства, т.е. ребёнок должен уметь определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственные расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентации в пространстве. Познание ребёнком пространства и ориентация в нём - сложный и длительный процесс, а развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в нём требует специальной подготовки.