Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока литературы для 7 класса по творчеству В.П. Астафьева

• Расширить знания учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева • Совершенствовать навыки анализа художественного текста • Помочь учащимся задуматься над взаимоотношениями людей разных поколений • Помочь учащимся понять нравственный смысл в поведении героев рассказа "Бабушкин праздник".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока литературы 7 класса.

Составлен учителем МАОУ «СШ №89» Пановой Марией Аркадьевной

Тема: Веселый и невеселый праздник (по рассказу В.П. Астафьева «Бабушкин праздник»)

Цели урока:

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанный материал с текстом рассказа, жетонами желтого и розового цвета, началом предложения «В нашей семье есть тоже традиции…», фотография бабушки, блюдо, приготовленное по рецептам Екатерина Петровны Потылициной.

Ход урока:

Урок начинается с презентации страниц биографии В.П. Астафьева. На первом слайде эпиграф: «Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. В.П. Астафьев».

Рассказ «Бабушкин праздник» входит в произведение В.П. Астафьева «Последний поклон», первое издание которого вышло в 1964 году. Эпиграфом к нему были слова Кайсына Кулиева «Мир детства, с ним навечно расставание, назад ни тропы нету, ни следа!»

Вопросы к учащимся: Что такое эпиграф? Как вы понимаете слова Кайсына Кулиева?

Замечательные слова. Но почему в последующих изданиях сам Астафьев отказывается от этого эпиграфа?

На этот вопрос мы попытаемся ответить в течение нашего урока.

Вместе с учащимися формируются цели урока:

Вопросы к учащимся: А кого мы называем бабушкой? (Маму мамы или папы. Вдвойне дорогого, родного человека человека) У кого из вас есть такой человек? А кто может нам рассказать о том, чем дорога ему бабушка? Кто помнит, когда у бабушки день рождения? А это важно, помнить такие вещи?

Не случайно рассказ «бабушкин праздник» является центральным для всех трех томов «Последнего поклона»(обратить внимание на обложку книги!).

Что изображено на ней? (Бабушка с мальчиком идут по поляне).

На этой земле живет самый родной для В.П. Астафьева человек – его бабушка Е.П. Потылицина.

Почему случилось так, что бабушка стала для маленького Вити самым родным и близким человеком? (Виктору не было и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С тех пор река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие дни и часы, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Мама осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением. В автобиографическом очерке «Сопричастность» он написал: «Если бы мне дано было повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат… И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. ЕЕ мне не хватало всю жизнь.»)

Образ матери так и остался в произведениях Астафьева лишь светлым, но смутным воспоминанием. Он плохо помнил мать. Главными героями его книг стали люди, которые с детства его воспитывали, помогали, оберегали, и среди них главнее всех была его бабушка – Е.П. Потылицина (на экране портрет бабушки).

Сухое, суровое лицо, ведь не зря в деревне ее прозвали «Генерал». Вот этого «генерала» чествует на свой лад деревенская родня, дальняя и близкая, соседи Левонтий и Васеня в рассказе «Бабушкин праздник».

Давайте уточним, где и когда происходит действие в рассказе?

В рассказе поставлено много вопросов, но сегодня мы остановимся на одном: отношения между родственниками во время подготовки и проведения бабушкиного дня рождения.

Я очень надеюсь, что к этому рассказу вы еще не раз вернетесь. И по мере взросления будете открывать для себя все новые и новые детали, моменты рассказа.

Итак, жители Овсянки зовут Екатерину Петровну «генералом». А кто такой генерал? За что она получила такое прозвище? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. Почему взрослые самостоятельные уже не дети, имеющие собственных детей, а порой и внуков, беспрекословно слушают «Генерала» (уважают)?

Заслужила Екатерина Петровна это уважение. Она ведь не всегда рубит с плеча. Это мудрый человек, умеющий устанавливать и крепить семейные отношения.

Когда мы чувствуем прямо дипломатическую нотку в ее характере? (эпизод с дедом, когда он сбрендил и сбежал на зимовку). Выразительное чтение эпизода по ролям.

Вам понятно слово «политика»? Политик – тот, кто умело и тонко действует в отношениях с другими людьми.

Так в чем заключалась тонкая политика «генерала»? А зачем бабушке нужно было во что бы то не стало вернуть деда домой (в доме полным ходом идет подготовка к празднику, много дел)? Как готовятся к празднику в довоенной деревне? А как мы готовимся к празднику? Когда начинается подготовка ко дню рождения бабушки? Почему Витьке дают битое яйцо или желтый огурец? Торопятся ли в подготовке к празднику?

В подготовке ко дню рождения бабушки принимает участие вся многочисленная родня. Собираются и дети, и внуки.

Как вы думаете, почему Астафьев так подробно описывает эпизод приезда родни? (В этом эпизоде дается характеристика Екатерины Петровны через ее детей. Вот каких достойных людей воспитала бабушка. Гости пребывают не с пустыми руками, все чем могут помогают бабушке)

Гости пребывают с многочисленной ребятней.Инсценируется эпизод с немым Алешкой.

Каково ваше мнение по поводу этого эпизода?

Инсценировка эпизода с Катенькой, читающей подхалимский стишок.

А в этом эпизоде какой предстает перед нами бабушка?

Инсценировка эпизода с Витькой, как он хотел, да передумал рассказать стихотворение, выученное в школе.

Как Витька относится к бабушке? А где он этому научился?

Итак, гости собрались, угощения приготовили, пора и сто накрывать.

Инсценирование эпизода приглашения к столу. Гости на своих местах, сейчас бы есть да пить, но бабушка в последний момент куда-то исчезает.

Робко входит Митрий и застенчиво садится за стол. Бабушка поясняет: «Вы как хотите, а я позвала».

Как вы думаете, почему бабушка позвала сына – пьяницу? (чтобы вся родня была в сборе).

Инсценирование эпизода пения за столом народной песни «Течет реченька».

Почему Витька так отреагировал на пение?

За столом у бабушки поют народные песни, ведут себя так, как заведено в народе. Речь Екатерина Петровны близка к народной, она пестрит пословицами и поговорками.Приведите пример этих пословиц и поговорок из текста.

На бабушкином дне рождения угощают гостей, выпивают, поют, пляшут под гармошку, дерется сосед Левонтий. Закончился праздник, разъехались гости. «И никто еще не знал, что праздник этот во всеобщем сборе был последний…» Один за другим стали прибираться родичи Екатерины Петровны.

Так все же веселый или невеселый праздник – бабушкин день рождения? Свое отношение к этому выразите с помощью жетонов, которые лежат у вас на партах. Прикрепите к доске розовый, если считаете этот праздник веселым. Прикрепите желтый, если это праздник невеселый. Если считаете, что и веселый, и невеселый, прикрепите оба. Вот таким пестрым получилось наше общее мнение об этом празднике.

Некоторые ребята захотели красками и карандашами выразить свое отношение к празднику. На экране иллюстрации учащихся к рассказу «Бабушкин праздник».

Так почему же Астафьев отказался от первоначального эпиграфа?

Сегодня на уроке мы вели разговор о том, что в семье Астафьевых была традиция раз в два-три года собираться всей родней на бабушкин день рожденья. А есть ли у вас семейные традиции? На столе у каждого из вас карточка с началом предложения: «В нашей семье тоже есть традиции…» Закончите, пожалуйста, эту мысль.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области