Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект по физической культуре "Спорт в России"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского Муниципального района

Республики Татарстан

Индивидуальный итоговый проект

По предмету: Физическая культура

На тему: «Спорт в России»

Тип проекта: Информационный

Руководитель проекта

Выполнил: ученик 9А класса

2020 год

Содержание

Введение……………………………………………….……………............3

Основная часть……………………………………………………………5

1. Теоретическая часть…………………………………………………..5

1.1. Этапы зарождения спорта в России……………………………….5

1.2. Современные виды спорта в России………………………………6

1.3. Физическая культура в России……………………………………11

Заключение…………………………………………….…………….........13

Список источников……………………………………..……..................14

Введение

Физическая  культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

Спорт - основная часть физической культуры. Спорт – явление культурной жизни. В нем человек стремится увеличить границы своих возможностей, рождаемых успехами и не удачами. Спорт – это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Здоровый спортивный образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявления организма и личности человека.

Что изучает история физической культуры и спорта? Каков её предмет, какие  основные понятия определяют её как научную и учебную дисциплину? Остановимся на рассмотрении этих положений. История физической культуры – наука о  закономерностях возникновения  и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества.  

Актуальность нашей работы заключается в том, что физическая культура и спорт является важным инструментом поддержания и восстановления здоровья населения.

Цель работы является узнать историю спорта в России.

Таким образом были поставлены следующие задачи:

Новизна исследования заключается в том, что с каждым годом все больше и больше внимания уделяется физкультуре и спорту в России.

Практическая значимость- использование материалов данной работы на уроках физической культуры для расширения кругозора школьников.

Гипотеза исследования: занятия спортом укрепляют физическое и психическое здоровье людей.

Для проведения исследования, мы применили следующие методы:

Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Этапы зарождения спорта в России

В феодальной России, до реформы Петра I, решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Из них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения связанные с двигательной деятельностью, катание на коньках и лыжах, игры в мяч, городки. При Петре I в военных и некоторых гражданских учебных заведениях физическая культура стала обязательным предметом. Разработанная А.В. Суворовым система военно-физической подготовки русской армии была более продвинутой, чем европейские системы. В 19 веке научно обоснованная система физического образования П.Ф. Лесгафта не была поддержана правительством. Общий уровень развития физической культуры до 1917 года был малым и значительно отставал от европейских стран, но представители России выигрывали звание чемпионов мира и олимпийских игр. Николай П.К в 1908 году стал олимпийским чемпионом по фигурному катанию. В Москве и Петрограде в 1919-1920 гг. создаются институты физической культуры. Партийные и профсоюзные организации проводят работу по уровню развития физкультурного движения, созданию спортивных обществ. В 1930 году в вузах вводится предмет «физическое воспитание». В 1931 году по проявлению интереса комсомола вводится комплекс ГТО.

ГТО - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»С 1930 г. в СССР работу по физической культуре и спорту на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах проводили коллективы физической подготовки. В годы ВОВ спортсмены активно участвовали в боях с фашистами. Из студентов институтов физической подготовки создавались отряды для борьбы в тылу врага. В медицинских зданиях лечебная физкультура применялась как эффективное средство переноса раненых.

      Зарождение  и развитие современных видов  спорта в России начинается в конце  XIX – начале ХХ в. По сути это было отражением интенсивного развития спортивной направленности в физической культуре нашей страны. Вообще зарождение и последующее развитие многих видов спорта в России началось примерно на 50 и более лет позже, чем в странах запада.

      Рассмотрим  кратко основные моменты становления тех видов спорта, которые получили наиболее интенсивное развитие в России.

     Тяжелая атлетика и Греко-римская борьба

      До 30-х годов ХХ века тяжелая атлетика объединяла поднятие тяжестей, борьбу и бокс. Днем рождения поднятия тяжестей в нашей стране считается 1885 г., когда  доктор В.Ф. Краевский в Петербурге создал Кружок любителей атлетики. Начинания Краевского поддержали его ученики, и подобные кружки возникают в Москве, Киеве, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Одессе, Твери и других городах.

     Конькобежный спорт и фигурное катание

      Кто и когда изобрёл коньки, наверно, навсегда останется загадкой. Голландия – считается родиной конькобежного спорта ещё с XIII века. Первые официальные соревнования по конькобежному спорту прошли лишь в 1863 году в норвежском Осло.

      В России конькобежный спорт берет свое начало с 1877 г. В Петербурге образуется общество любителей бега на коньках. Бессменным председателем общества в дореволюционной России был В.И. Срезневский. Этот вид спорта включал в себя скоростной бег и фигурное катание.

 История фигурного катания начинается в 1838 году, когда в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов – «Зимние забавы и искусство бега на коньках» Г.М. Паули (учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга). Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.

 Велосипедный спорт

      Первая велогонка состоялась в 1868 году также во Франции в Париже.

      К концу ХIХ в. в Петербурге, Москве, Туле, Варшаве, прибалтийских, украинских и других городах России было создано около 50 велоклубов. Первые соревнования состоялись в Москве в 1883 г., а годом позже в Петербурге.

      В 1885 г. состоялся первый чемпионат мира по велоспорту, а в 1896 велосипедисты приняли участие в первых возрождённых Олимпийских играх. Тогда в них входили шоссейная гонка и гонка на треке.

Академическая гребля

      Гребля - один из самых известных водных видов спорта, который включен в программу Олимпийских Игр. Этот вид спорта начал своё развитие на Лондонской Темзе ещё XII веке. Первые гонки состоялись там же только в 1715 году. Этот вид спорта развивался и в Венеции, известной своими каналами. В 1892 году была создана первая Федерация гребных обществ. А уже через год прошёл первый Чемпионат Европы по академической гребле.

      Самыми  распространёнными и включёнными  в программу Олимпийских Игр  видами гребли являются гребля на байдарках  и каноэ и академическая гребля.

      В России академическая гребля как  вид спорта сформировалась в  конце  XIX в. Первый чемпионат страны проводился в 1822 г. в Петербурге. Спортсмены соревновались только на лодках-одиночках на дистанции 690 саженей (1450 м). Победителем здесь стал москвич С. Шустов. В 1908 г. все клубы, а их к 1914 г. стало около 22, были объединены Всероссийским союзом гребных обществ. Членами клубов были в основном иностранцы и представители довольно обеспеченных слоев населения. Но в то же время в среде яхт-клубов были и способные гребцы из непривилегированных сословий. Проводились соревнования между клубами и международные регаты.

  Спортивное плавание

      Спортивное  плавание в России берет свое начало с 1908 г., когда в дачном местечке под  Петербургом открывается Шуваловская  школа плавания. В Петербурге в  то время имелись три небольших  закрытых бассейна. В Москве был  один бассейн.

   Лыжный спорт

      Датой зарождения лыжного спорта в России считается 1895 г., когда состоялось открытие Московского клуба лыжников (МКЛ). Этот клуб открыл на Ходынском поле (сейчас там стадион «Динамо») лыжную станцию, а через год вторую – в Сокольниках.

      В дальнейшем в России сложилось два  направления в лыжных гонках: московское – бег на длинных лыжах по равнине с относительно удлиненными палками и петербургское – бег по пересеченной местности с подъемами и спусками на более коротких лыжах, позже стали культивироваться и прыжки с трамплинов.

 Футбол

      Посреди всех видов спорта, непременно, особенное место занимает футбол, который по справедливости называют «королем спорта». По статистике футбол является самым популярным видом спорта на нашей планете. Кроме десятков тысяч болельщиков на стадионе, миллионы следят за соревнованиями при помощи телевидения, радио и Интернет трансляций.

   Легкая атлетика

      Нет вида спорта, который бы имел такую  древнюю историю как легкая атлетика – «королева спорта». Бег, прыжки, метания появились вместе с человеком. Но как вид спорта, как соревнования между людьми, он появился в России лишь в конце XIX в.

      Легкую  атлетику в силу сложившейся традиции продолжают называть отдельным видом  спорта, хотя на самом деле она состоит  более чем из 50 разнообразных, порой  совершенно различных.

      Годом рождения отечественной легкой атлетики считается 1888 г., когда  в дачном местечке Тярлево, неподалеку от Царского Села (ныне г. Пушкин под Петербургом), возникает  первый в России кружок, члены которого – студенты, гимназисты, служащие – стали заниматься бегом. Его организатором был банковский служащий П.П. Москвин, за что он получил в 1945 году высокое спортивное звание – «заслуженный мастер спорта».

Спортивная гимнастика

      Гимнастические  упражнения входили в систему  физического воспитания ещё в  Древней Греции, служили средством  подготовки юношей к участию в  Олимпийских играх. С конца XVIII – начала XIX века в западноевропейских и русской системах физического воспитания использовались упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки. Во 2-й половине XIX века в ряде стран Западной Европы стали проводиться соревнования по некоторым видам гимнастических упражнений. Первые состязания в России состоялись в 1885 году в Москве. 

  Стрельба

      Соревнования  по стрельбе существуют, пожалуй, с  момента возникновения оружия. Сначала  это были турниры по стрельбе из лука, позже после появления и распространения огнестрельного оружия количество видов стрелковых соревнований резко увеличилось. Хорошие стрелки всегда были очень уважаемыми и популярными людьми. В программу первых Олимпийских Игр современности 1896 года также входила стрельба из винтовки и пистолета.

      В конце XIX в. в Хабаровске состоялся первый чемпионат России по стрельбе.

Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры

• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Заключение

   В последнее время развитию массового  спорта в мире стараются уделять  больше внимания.

      Физическая  культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. В обществе физическая культура способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

      Спорт исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.

      В сферу спорта исторически вошли  разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие  многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта — на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

Список источников

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области