Проект по духовно - нравственному воспитанию старших дошкольников на тему «Вот моя семья, папа, мама, я»
Паспорт проекта
ТЕМА ПРОЕКТА | «Вот моя семья, папа, мама, я» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | - Речевое развитие - Познавательное развитие - Социально-коммуникативное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Физическое развитие |
ТИП ПРОЕКТА | информационно - творческий, групповой |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА | В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья - ребенок - детский сад. |
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА | Формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка. |
ПРОБЛЕМА | В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. |
ЗАДАЧИ ПОЕКТА | Для детей: - Формирование первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении детей. - Развивать коммуникативные навыки детей. - Воспитывать любовь и уважение к своим родным, формировать представления об эмоциональном состоянии членов семьи. - Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье; - Воспитание положительного отношения к духовно - нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними. |
Для педагогов: - Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта. - Разработка комплексной системы работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста духовно - нравственных чувств. Повысить педагогический потенциал родителей. - Создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно - нравственных качеств. - Интеграция духовно-нравственного содержания во все виды детской деятельности. - Разработка и оформление паспорта проекта. | |
Для родителей: - Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы. - Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ. - Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми. - Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада. - Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома. | |
СРОКИ | Долгосрочный (Сентябрь-декабрь) |
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1.Организационно – подготовительный
Цель: Определение основных направлений работы.
Задачи:
- Изучение мнения родителей по теме проекта.
- Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания (диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой), методика «Закончи историю» (Модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой), для выявления знаний детей о семье используется диагностическая карта, которая состоит из 10 вопросов).
- Разработка и оформление паспорта проекта.
- Разработать план работы по реализации проекта.
- Подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов НОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей.
Прогнозируемые результаты: определены цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.
2. Основной этап
Цель: Создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
- Обеспечить программно-методическое сопровождение.
- Разработать методические рекомендации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в семье.
- Пополнение предметно – пространственной среды.
Прогнозируемые результаты:
- Разработан комплексно-тематический план, дидактические игры, пособия, методический материал.
- Пополнен центр патриотического воспитания
Дата | Мероприятия |
07.09 | Беседа «Моя семья» |
10.09 | С-р. игра «Семья» |
14.09 | Просмотр м/ф «Мама для мамонтёнка» |
13 - 17.09 | Выставка поделок из природного материала «Очарование осени» |
21.09 | Составление рассказа «С кем я живу» |
23.09 | Развлечение «Семья дороже всего» |
27.09 | Д/игра: «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
30.09 | Виртуальная экскурсия «С чего начинается Родина» |
01.10 | Аппликация «Букет для бабушки» |
05.10 | Фотовыставка «Мои бабушка и дедушка» |
08.10 | С-р. игра «В гости к бабушке и дедушке» |
11.10 | Чтение худ. литературы: русская народ. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
14.10 | Составление рассказа из личного опыта на тему «Как мы отдыхаем всей семьей» |
19.10 | Игра-драматизация В.Осеева «Обычная старушка» |
22.10 | Д/и «Чем можно порадовать близких?» |
27.10 | Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?». |
03.11 | Фестиваль творчества «Сила России – в единстве народов» |
08.11 | Презентация альбомов «Я и моя семья» |
11.11 | Просмотр м/ф «Осторожно, обезьянки» |
15.11 | Рисование на тему: «Сердце матери лучше солнца греет» |
19.11 | С-р. игра «Профессия моих родителей» |
23.11 | Инсценировка С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
25.11 | Рекомендация для родителей «Играем вместе с детьми дома» |
26.11 | Лепка «Торт для мамы» |
02.12 | «Как жили наши предки» Посещение «избы» |
07.12 | Конструирование из кубиков и «лего» «Дом и мебель для кукол» |
10.12 | Д/игра «Моя комната» |
13.12 | Чтение худ. литры В. Одоевский «Мороз Иванович» |
15.12 | Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику. |
17.12 | Презентация «Праздники на Руси» Народные игры, фольклор |
20.12-25.12 | Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза» |
28.12 | Беседа «За чтобы меня похвалили дома» |
3. Заключительный этап
Цель: подведение итогов работы.
Задачи:
- Открытое занятие «Что такое доброта»
- Заключительная диагностика с целью выяления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания.
- Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.
Литература
1. Веракса Н. В., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика – синтез, 2010
2. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
3.Киселёва Л. П. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. –М: ТЦ Сфера, 2003
4. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
5. Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитатние детей. –М: Сфера, 2007
6. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2005. -72 с.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
8. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
9. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с
10. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.