Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


эссе " Я - учитель русского языка"

поделится своим опытом, научить других

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эссе «Я - учитель»

учителя начальных классов МАОУ СШ д. Бурга

Маловишерского района Новгородской области

Прежде всего, хочу поделиться своим ощущением радости и счастья, потому, что у меня любимая работа, о которой я мечтала со школьной скамьи. С самого детства слово «Учитель» с большой буквы для меня было каким-то необычным, ярким и светлым.

Я стала учителем, а именно мне нравился родной язык. Родной язык для меня является призмой, через которую смотрю на мир. Звуки родного языка – это то - дивное звучание, которое окружает человека с самого рождения. Нет слаще мелодии для меня, чем звуки языка наших славных предков. И перед нами, учителями, стоит серьезнейшая проблема: научить учащихся говорить и правильно выразить свою мысль на родном языке. Меня всегда волновал и волнует вопрос, как разбудить неподдельный интерес у детей к родному языку. Работая, много лет с детьми я, по - своему нашла ответ на этот вопрос. Моя работа возвышает меня и наполняет мою жизнь радостью. Трудна моя профессиональная деятельность и бесконечно интересна своей глубиной и неисчерпаемостью событий, внутренних переживаний.

Наша эпоха отличается, с одной стороны, большими возможностями для речевой коммуникации, речевого самовыражения, а с другой - низким общим (и речевым в том числе) уровнем культуры значительной части носителей русского языка. В последнее время появилось больше возможностей видеть и слышать (особенно в СМИ, в речах политиков, административных деятелей) не только достоинства, но и недостатки речи: информативную избыточность, неполноту высказываний, косноязычие, невнятность, отсутствие логики, глубины рассуждений, ненормативность, речевые штампы и так далее.

Причина этого видится в том, что языку как средству общения мы учимся в течение нескольких лет в школе, а самому использованию этих средств и знаний о них в свободном общении почти не учимся. Особенно небогат у большинства опыт полноценного устного общения, в то время как человек, обладающий коммуникативными умениями, в том числе риторическими, быстрее устанавливает контакт с людьми и чувствует себя увереннее в самых различных ситуациях.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.

Вот уже 8 лет работаю в МАОУ СШ д. Бурга. Это были годы поисков, раздумий и неожиданных открытий. Преподаю родной язык и литературу в течение 8 лет детям разного уровня развития и разной учебной мотивации, что позволяет проявить, прежде всего, дифференцированный подход и разные методики преподавания. Каждому ученику нужно найти подход и подготовить задание соответствующего уровня, каждого вовлечь в процесс активного получения заданий - задача личностно-ориентированного обучения. Активно использую на уроках обучение в сотрудничестве - это командная и групповая работа, работа в парах, интерактивные методы, позволяющие повышать мотивацию и интерес к предмету. Интерактивные методы хорошо использовать в технологии групповой работы, так как она эффективна тем, что во время работы каждый ученик осознает свою ответственность, и обязанность… этот метод хорош тем, что на моем уроке отвечают все дети. На своих уроках я использую диалоговые технологии обучения, а совместно с диалоговыми технологиями элементы технологии критического мышления, например как синквейн, кластер. Межпредметные, метапредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Моя педагогическая деятельность как учителя в изучении родного языка и литературы направлена на формирование личности, любящей свой народ, язык, культуру, традиции и обычаи своего народа и уважающей язык и культуру других народов.

Анализируя, я пришла, к выводу, что вся моя жизнь – это школа и дом. Я с большим удовлетворением могу назвать себя счастливым человеком-учителем, счастливее меня нет никого на свете, работа с детьми – это огромнейшее счастье для меня. Не жалею, что выбрала такую дорогу в жизни…

Я учитель с буквы большой,

С молодой и прекрасной душой…

Также в своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. Хочу поделиться опытом использования различных способов формативного оценивания обучающихся.

Способы формативного оценивания:

В своей работе с детьми использую нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обучения выступает текст.

Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:

- Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

- Как вы понимаете его название?

- Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

- Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении?

- Что вы "видите" в ней?

       Таким образом, работа с текстом формирует более глубокие знания в области грамматики, лексики, синтаксиса и т.д. Языковой разбор текста становится не только важным средством  обобщения и систематизации знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитанию у них творческого отношения к языку.

      Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:


• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии.

В практике педагогической деятельности также использую основы таких технологий, как: -технология личностно-ориентированного обучения; - здоровьесберегающие технологии; -тренинги. Тренинговые технологии предполагают проведение учебных занятий с большой долей практических упражнений, т.е. более 70% времени отводится на отработку навыков.

В ходе образовательного процесса важнейшее значение имеют здоровьесберегающие технологии. Мною используются следующие здоровьесберегающие технологии: организационно-педагогические (по снятию утомления зрения, по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата), психолого-педагогические. Поддерживаю санитарное состояние классов, обеспечиваю условия охраны труда, провожу физкультминутки, зарядки для глаз, рационально организую уроки.


Для развития творческих способностей использую дидактические игры на уроке. Например:


1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Своей работой я делюсь с коллегами: ежегодно провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю с докладами на уровне образовательной организации, в работе научно-практических конференций, посещаю уроки учителей района.
Хочу закончить свое эссе словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области