Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации предупреждение, регулирование и разрешение.

В статье раскрываются педагогические условия управления конфликтными ситуациями в коллективе дошкольной образовательной организации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление конфликтами в дошкольной образовательной организации: предупреждение, регулирование и разрешение.

Подготовила: старший воспитатель

МДОУ «Д/с № 55 о.в.» г. Магнитогорска

Барковская К.Ф.

Аннотация

В статье раскрываются педагогические условия управления конфликтными ситуациями в коллективе дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: педагогический конфликт, конфликтная ситуация, методы и приемы управления конфликтными ситуациями.

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) к вседозволенности, агрессивности.

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогам, воспитанникам, родителям.

Как для любого социального института, для дошкольной образовательной организации характерны разнообразные конфликты. Проблема управления конфликтами, таким образом, приобретает особо важное значение и требует повышения компетентности руководителя дошкольной образовательной организации и его заместителей в вопросах профилактики конфликтов в организации.

Педагогу, и тем более руководителю образовательной организации необходимо хорошо овладеть технологией предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной системы образования.

Проблема конфликтогенности на философском, психологическом и педагогическом уровнях достаточно полно рассматривается в научных исследованиях. В исследованиях отечественных философов конфликт понимается как субъективная форма существования (Е.Ф.Губский, А.Г.Здравомыслов, М.В.Иордан, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко и др.).

В области социальной психологии и педагогики конфликт стал предметом исследования современных отечественных ученых В.И.Андреева, А.С.Белкина, Е.М.Гилярова, Л.А.Карпенко, С.В.Кондратьевой, А.В.Мудрика, Т.А.Полозовой, Г.М.Потанина, А.А.Рояк, В.А.Ситарова, Г.И.Щукиной и др.).

Изучением влияния субъектов общения друг на друга в процессе конфликта занимались А.А.Бодалев, С.В.Кондратьева, Н.Н.Обозов; гуманистические способы разрешения конфликтов конфликтов рассматривали В.Г.Маралов, В.АХитаров; вопросы формирования конфликтологической компетентности педагога поднимались С.В.Баныкиной, Романовым С.В. В исследованиях О.А.Абдуллиной, Е.П.Белозерцева, В.И.Журавлева, И.Ф.Исаева, В.АКан-Калика, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова, Н.Е.Щурковой и др. изучались пути совершенствования процесса подготовки учителя к разрешению педагогических конфликтов.

Большая часть научных исследований в области педагогической конфликтологии посвящена разрешению конфликтов в подростковом и старшем школьном возрастах. Вопросы, связанные с формированием конфликтологической компетентности воспитателей дошкольных образовательных организаций, изучены не достаточно широко.

Для наиболее глубокого изучения конфликтов ДОО нужно выделить линии наиболее частых конфликтов:

- воспитатель – администрация;

- воспитатель – методист (старший воспитатель);

- методист (старший воспитатель) – заведующий;

- родитель – заведующий;

- воспитатель – родитель;

- воспитатель – воспитатель;

- воспитатель – ребенок;

- ребенок – ребенок.

Управление конфликтными ситуациями является одним из направлений деятельности руководителя ДОО. Оно заключается в устранении причин, породивших конфликтную ситуацию или в коррекции поведения его участников.

Существуют разнообразные методы управления конфликтными ситуациями. В результате анализа различных подходов к их рассмотрению можно выделить основные группы методов:

1. Внутриличностные методы, предполагающие управление собственным поведением, анализ высказываний и действий по отношению к окружающим;

2. межличностные методы, предполагающие выбор определенного стиля поведения в конфликтной ситуации. В ходе разрешения данной ситуации участниками может быть выбран один из стилей поведения: избегание, соперничество, сотрудничество, приспособление, приспособление, компромисс. Основу данной классификации определяют следующие параметры: степень реализации собственных интересов, достижения своих действий и уровень учета интересов других, готовность сотрудничать для их удовлетворения [2].

Важную роль в управлении конфликтами в педагогическом коллективе играют следующие факторы:

- адекватность отражения конфликта;

- открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

- создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

- определение существа конфликта.

Предотвращение конфликта в образовательной организации, называемое порой «профилактикой», как способ избежать его в самом начале – возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время, и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции, так как затем последует (не может не последовать) разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.

Профилактика конфликтов в образовательной организации – «работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Во многих ситуациях конфликт в системе образования помогает узнать разнообразие точек зрения, дать дополнительную информацию, помогает выявить количество альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным и дает возможность выразить мысли, удовлетворяя личные потребности в уважении и власти» [3].

Избегание, уклонение: малая напористость и кооперативность. При этой стратегии поведения действия руководителя педагогического коллектива направлены, чтобы выйти из ситуации не уступая, не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции. В ответ на требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему. Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть все спорные вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия руководителя педагогического коллектива направлены отстаивание всех интересов путем применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации победой, а может быть поражением, занятия жесткой позиции, проявление антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) – слабая напористость вместе с высокой активностью. «Действия руководителя педагогического коллектива направлены на сохранение или становление хороших отношений, удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддержать другого, не задевать чувств, учитывать его аргументы. Девиз: «Не стоит ссориться, ибо все мы одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать»» [3, с.89].

Компромисс, сотрудничество – высокая напористость плюс вместе с высокой кооперативностью. В этом случае действия руководителя педагогического коллектива направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступить в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средине» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

В психологическом анализе конфликтной ситуации весьма информативными являются результаты наблюдения взаимоотношений сотрудников в коллективе. Заведующий ДОУ в ходе наблюдений отмечает следующие аспекты:

Осуществляя анализ взаимоотношений сотрудников детского сада, заведующий ДОУ должен:

Таким образом, в образовательной организации вводятся некоторые нормы поведения, и случается, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Решение проблемы предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта в педагогическом коллективе и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Тот, кто пользуется этой стратегией, не старается добиться цели за счет других, а ищет лучший вариант для решения конфликтов.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.

2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

3. Кричевский Р., Дубовская Е. Психология малой группы. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.

4. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 288 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области