Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Занятие по изобразительной деятельности «Магия росписи»

Цель Знакомство с культурным наследием России, через традиционные виды росписи Гжель, Хохлома, Городец, Жостово. Задачи Познакомить учащихся с народной росписью. Научить различать особенности каждого вида Росписи. Развивать память, внимание, учащихся, кругозор. Воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям. Способствовать повышению эстетической культуры учащихся. Активизация познавательного интереса к искусству.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Аналитическая записка

Евстафьева Инна Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Центр развития творчества детей и юношества «Кристалл»

Методическая разработка

Занятия по изобразительной деятельности:

«Магия росписи»

Занятие проведено в коррекционной возрастной группе, поэтому материал по изобразительной деятельности был разработан по возможностям детей. Для реализации каждой задачи были подобраны интересные и занимательные приёмы, обучающие наглядные пособия, которые активизировали и стимулировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточно доступны, эстетически оформлены. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В водной части занятия дети слушали стихотворение и по нему находили данную роспись, Затем детям была предложена игра «Сказочная гжель», где учащейся, украсили тарелочки из частей гжели, определяли стили декоративной росписи, фон, элементы и колорит.

Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. После сообщения темы были уточнены способы и последовательность рисования при помощи технологических карт. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы. Затем (проведена физ минутка). В практической части дети самостоятельно расписывали шаблоны. Сначала они действовали очень не уверенно, не решались начать рисовать, но поддержка и одобрение с моей стороны помогли справиться с нерешительностью. Использование спокойной музыки и движений во время физкультминутки, помогли детям расслабиться и снять напряжение. Итог занятия был подведен, где было понятно, что дети усвоили материал.

Я считаю, что на данном занятии поставленные задачи были полностью решены. Дети научились определять элементы узора изделиях и называть их, проявили самостоятельность и творчество в создании узоров по мотивам росписи, обогатили свой словарь новыми словами. Необходимо и дальше продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством, совершенствовать изобразительные навыки и умения, совершенствовать при помощи художественных дидактических игр.

Приложение 1

Инструционные карты

Рис1

Рис2

Рис3

Дидактическая игра «Сказочная гжель»

Дидактическая игра «Элементы росписи»

«Домино Городецкая роспись»

Игра «Наряд для матрешки»

Игра «Найди элемент росписи»

Занятие по изобразительной деятельности:

«Магия росписи»

Автор:

Евстафьева Инна Сергеевна,

должность педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория,

21 год педагогический стаж,

МАУ ДО «Кристалл»

Тулун 2022г.

Автор-составитель: Евстафьева И. С. – педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории.

16 стр.

Важность данной разработки обуславливается необходимостью внедрения новых методов и форм обучения в образовательный процесс в изобразительной деятельности. Этот процесс подразумевает переход к использованию различных художественных - дидактических игр в учебном процессе. Включение художественных - дидактических игр в систему дополнительного образования вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношения к занятиям. Таким образом, предлагаемое методическое наглядное пособие даёт возможность совершенствовать обучение с помощью обеспечения наглядности художественных - дидактических игр в изобразительной деятельности.

МАУ ДО «Кристалл», 2022г

Содержание

Введение……………………………………………………………………8 - 9

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Магия росписи»…9-12

Заключение…………………………………………………………………….13

Введение

В дополнительном образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства, относятся художественные - дидактические игры.

Художественно-дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, лото, викторинами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями ребенка учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на занятии различного рода игровых ситуаций и интересных упражнений, с помощью которых педагог формирует у учащихся конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение занятия всех видов деятельности даёт возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы учащихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Актуальность проблемы использования художественных - дидактических игр в процессе обучения определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности. Игра как важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре, как в ведущем виде деятельности, активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В связи с этим, обучая посредством игры, задача педагога построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованный предмет изобразительного искусства поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.

Дидактические игры по изобразительной деятельности позволяют развивать фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с росписью, народной игрушкой, животными и т.д. Дети, играя, научаться определять характер линий и создавать образы на основе схематических изображений.

Тема занятия: «Магия росписи»

Цель: Знакомство с культурным наследием России, через традиционные виды росписи (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Задачи:

Познакомить учащихся с народной росписью.

Научить различать особенности каждого вида Росписи.

Развивать память, внимание, учащихся, кругозор.

Воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям.

Способствовать повышению эстетической культуры учащихся.

Активизация познавательного интереса к искусству.

Форма работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный).

Оборудование и материалы для педагога: ноутбук - для показа иллюстраций, репродукций произведений художественного промысла, плакаты, наглядные изделия с разными росписями, рисунки обучающихся прошлых лет, стихотворения о росписях, дидактические игры.

Оборудование и материалы для учащихся: простой карандаш, альбомный лист, резинка, гуашевые краски, баночка с водой, палитра.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка готовности учащихся к занятию.

II. Сообщение темы занятия.

III. Представление нового материала.

1)Экскурс в историю зарождения художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

IV. Практическая работа учащихся.

V. Итог занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, мы сегодня превратимся в юных мастеров, и совершим с вами увлекательное путешествие в мир народного промысла, узнаем много нового и интересного. Вы готовы к занятию? Проверьте, все ли вы приготовили к занятию? Садитесь удобно и внимательно послушайте меня.

II. Сообщение темы занятия

Прием синквейн.

Ребята давайте отгадаем, какая тема сегодняшнего занятия?

Тема сегодняшнего занятия: «В мире росписи», за одно маленькое занятие мы с вами познакомимся сегодня с разными традиционными росписями нашей необъятной России.

III. Представление нового материала

И сегодня на занятии мы познакомимся с одним из видов народного промысла - Роспись. Узнаем, как мастера создавали свои произведения, и сами научимся создавать свои шедевры в не традиционной технике рисования!

Педагог: Посмотрите ребята, какая вокруг красота! (кабинет украшен предметами, репродукциями с художественной росписью). Сейчас мы с вами постараемся хотя бы немного познакомиться с каждой из этой росписи. А самые знаменитые и традиционные росписи нашей Родины считают - (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). Итак, давайте попытаемся угадать, где же и какая роспись спряталась в наших замечательных изделиях. А помогут нам в этом стихотворения!

Педагог: Я сейчас вам зачитаю стихотворение, а вы ребята угадайте о каком предмете идет речь?

«На белом фарфоре-

Синее небо, синее море.

Синь васильков,

Синие птицы

На веточках тонких.

Музыка скромной

Российской природы» (Гжельская роспись)

Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы.Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.

Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. Промысел был официально признай как производитель керамической продукции высокого качества.

- Обучающиеся отгадывают предмет и приступают к художественно – дидактической игре.

Дидактическая игра «Сказочная гжель»

(Расписать готовыми элементами гжельской росписи тарелку)

И снова я вам зачитаю стихотворение, а вы ребята угадайте о каком еще предмете идет речь?

«Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса

Конь бежит!

вся земля вокруг дрожит

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают» (Городецкая роспись)

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах речки Узоры.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой

- Обучающиеся отгадывают предмет.

Педагог: И снова мы с вами попытаемся угадать предмет по стихотворению:

«Краше нет нигде тебя.

Золотые листики,

Красные цветы.

Наливные ягодки-

Доброта земли» (Хохломская роспись)

Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению. Хохлома – это разнообразные композиции из травного узора, тонкие, вьющиеся красные и черные веточки, на которых расположены пышные, сочные листья-травинки и красные ягодки.

- Обучающиеся отгадывают предмет и приступают к художественно – дидактической игре.

Дидактическая игра «Элементы росписи»

Ребята мы с вами немного познакомились с традиционными видами росписи, но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним и повторим с вами технику безопасности на занятиях рисования (идет повтор техники безопасности вместе с обучающимися).

IV. Практическая работа учащихся.

Педагог раздает готовые шаблоны разных предметов (кувшин, тарелка, доска), ребята выбирают данные шаблоны и по ним определяют какой вид роспись им досталась. Делают карандашный эскиз на шаблоне, затем приступают работать в цвете (гуашевыми красками), в той цветовой гамме к росписи, которой относиться их предмет (хохлома, гжель, городец). В работе им помогают инструкционные карточки.

Ребята давайте немного с вами отвлечёмся от нашей увлекательной работы и отдохнем (во время занятия проводится физминутка). Педагог зачитывает стих, ребята в это время выполняют действия на разминку.

Физминутка – «Цветки»

Педагог: Наши алые цветки

Обучающиеся: ( Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки)

Педагог: Распускают лепестки

Обучающиеся: (Медленно разгибаем пальцы из кулачков)

Педагог: Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Обучающиеся: (Покачивают кистями рук вправо, влево)

Педагог: Наши алые цветки, закрывают лепестки

Обучающиеся: (Медленно сжимаем пальцы в кулачки)

Педагог: Головой качают, тихо засыпают.

Обучающиеся: (Покачивание кулачками вперед, назад).

V. Итог занятия

Ассоциативное солнышко.

На доске педагог записывает ключевое слово изучаемой темы (роспись) и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.

По окончанию занятия педагог, проводит опрос обучающихся по пройденной теме, в целях закрепления знаний (идет показ иллюстраций на ноутбуке, дети угадывают, к какому виду росписи относится то или иное изображение, предмет).

По окончанию занятия идет просмотр работ, анализ и обсуждение вместе с обучающимися.

Рефлексия

Педагог выставляет планшет с подсветкой и песком.

Ребята сейчас нарисуйте на песке смайлик, какое настроение у вас после пройдённого занятия.

Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод, что в своей педагогической работе большое внимание уделяю художественной - дидактической игре на занятии и выявила ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся. Проводя анализ, выявила, что художественная - дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей разного возраста.

В ходе проделанной работы, сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи занятия, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учащихся. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Кроме того, в данной разработке представлены дидактические игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях изобразительной деятельности. Эти игры также рекомендую использовать воспитателям в изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения народной росписи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области