Аналитическая записка
Евстафьева Инна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Центр развития творчества детей и юношества «Кристалл»
Методическая разработка
Занятия по изобразительной деятельности:
«Магия росписи»
Занятие проведено в коррекционной возрастной группе, поэтому материал по изобразительной деятельности был разработан по возможностям детей. Для реализации каждой задачи были подобраны интересные и занимательные приёмы, обучающие наглядные пособия, которые активизировали и стимулировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточно доступны, эстетически оформлены. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В водной части занятия дети слушали стихотворение и по нему находили данную роспись, Затем детям была предложена игра «Сказочная гжель», где учащейся, украсили тарелочки из частей гжели, определяли стили декоративной росписи, фон, элементы и колорит.
Я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. После сообщения темы были уточнены способы и последовательность рисования при помощи технологических карт. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы. Затем (проведена физ минутка). В практической части дети самостоятельно расписывали шаблоны. Сначала они действовали очень не уверенно, не решались начать рисовать, но поддержка и одобрение с моей стороны помогли справиться с нерешительностью. Использование спокойной музыки и движений во время физкультминутки, помогли детям расслабиться и снять напряжение. Итог занятия был подведен, где было понятно, что дети усвоили материал.
Я считаю, что на данном занятии поставленные задачи были полностью решены. Дети научились определять элементы узора изделиях и называть их, проявили самостоятельность и творчество в создании узоров по мотивам росписи, обогатили свой словарь новыми словами. Необходимо и дальше продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством, совершенствовать изобразительные навыки и умения, совершенствовать при помощи художественных дидактических игр.
Приложение 1
Инструционные карты
Рис1
Рис2
Рис3
Дидактическая игра «Сказочная гжель»
Дидактическая игра «Элементы росписи»
«Домино Городецкая роспись»
Игра «Наряд для матрешки»
Игра «Найди элемент росписи»
Занятие по изобразительной деятельности:
«Магия росписи»
Автор:
Евстафьева Инна Сергеевна,
должность педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория,
21 год педагогический стаж,
МАУ ДО «Кристалл»
Тулун 2022г.
Автор-составитель: Евстафьева И. С. – педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории.
16 стр.
Важность данной разработки обуславливается необходимостью внедрения новых методов и форм обучения в образовательный процесс в изобразительной деятельности. Этот процесс подразумевает переход к использованию различных художественных - дидактических игр в учебном процессе. Включение художественных - дидактических игр в систему дополнительного образования вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношения к занятиям. Таким образом, предлагаемое методическое наглядное пособие даёт возможность совершенствовать обучение с помощью обеспечения наглядности художественных - дидактических игр в изобразительной деятельности.
МАУ ДО «Кристалл», 2022г
Содержание
Введение……………………………………………………………………8 - 9
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Магия росписи»…9-12
Заключение…………………………………………………………………….13
Введение
В дополнительном образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания изобразительного искусства, относятся художественные - дидактические игры.
Художественно-дидактические игры используются как средство развития творческой активности детей – это игры с готовыми правилами. Они направлены на освоение конкретных художественных умений и навыков, на получение новых знаний о средствах художественной выразительности и способах применения их в произведениях искусства. По форме дидактические игры могут быть упражнениями, тренингами, лото, викторинами, разрезными картинками и др. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем незаметнее ее дидактическая цель, так как оперировать вложенными в игру знаниями ребенка учится охотно, без принуждения, стремясь победить в игре.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на занятии различного рода игровых ситуаций и интересных упражнений, с помощью которых педагог формирует у учащихся конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего занятия следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение занятия всех видов деятельности даёт возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы учащихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Актуальность проблемы использования художественных - дидактических игр в процессе обучения определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности. Игра как важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре, как в ведущем виде деятельности, активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.
В связи с этим, обучая посредством игры, задача педагога построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованный предмет изобразительного искусства поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Дидактические игры по изобразительной деятельности позволяют развивать фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с росписью, народной игрушкой, животными и т.д. Дети, играя, научаться определять характер линий и создавать образы на основе схематических изображений.
Тема занятия: «Магия росписи»
Цель: Знакомство с культурным наследием России, через традиционные виды росписи (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Задачи:
Познакомить учащихся с народной росписью.
Научить различать особенности каждого вида Росписи.
Развивать память, внимание, учащихся, кругозор.
Воспитывать интерес к народным промыслам, к традициям.
Способствовать повышению эстетической культуры учащихся.
Активизация познавательного интереса к искусству.
Форма работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный).
Оборудование и материалы для педагога: ноутбук - для показа иллюстраций, репродукций произведений художественного промысла, плакаты, наглядные изделия с разными росписями, рисунки обучающихся прошлых лет, стихотворения о росписях, дидактические игры.
Оборудование и материалы для учащихся: простой карандаш, альбомный лист, резинка, гуашевые краски, баночка с водой, палитра.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности учащихся к занятию.
II. Сообщение темы занятия.
III. Представление нового материала.
1)Экскурс в историю зарождения художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
IV. Практическая работа учащихся.
V. Итог занятия
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, мы сегодня превратимся в юных мастеров, и совершим с вами увлекательное путешествие в мир народного промысла, узнаем много нового и интересного. Вы готовы к занятию? Проверьте, все ли вы приготовили к занятию? Садитесь удобно и внимательно послушайте меня.
II. Сообщение темы занятия
Прием синквейн.
Ребята давайте отгадаем, какая тема сегодняшнего занятия?
Тема сегодняшнего занятия: «В мире росписи», за одно маленькое занятие мы с вами познакомимся сегодня с разными традиционными росписями нашей необъятной России.
III. Представление нового материала
И сегодня на занятии мы познакомимся с одним из видов народного промысла - Роспись. Узнаем, как мастера создавали свои произведения, и сами научимся создавать свои шедевры в не традиционной технике рисования!
Педагог: Посмотрите ребята, какая вокруг красота! (кабинет украшен предметами, репродукциями с художественной росписью). Сейчас мы с вами постараемся хотя бы немного познакомиться с каждой из этой росписи. А самые знаменитые и традиционные росписи нашей Родины считают - (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово). Итак, давайте попытаемся угадать, где же и какая роспись спряталась в наших замечательных изделиях. А помогут нам в этом стихотворения!
Педагог: Я сейчас вам зачитаю стихотворение, а вы ребята угадайте о каком предмете идет речь?
«На белом фарфоре-
Синее небо, синее море.
Синь васильков,
Синие птицы
На веточках тонких.
Музыка скромной
Российской природы» (Гжельская роспись)
Гжельный промысел зародился в 18 веке в деревне Гжель недалеко от Москвы.Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. Промысел был официально признай как производитель керамической продукции высокого качества.
- Обучающиеся отгадывают предмет и приступают к художественно – дидактической игре.
Дидактическая игра «Сказочная гжель»
(Расписать готовыми элементами гжельской росписи тарелку)
И снова я вам зачитаю стихотворение, а вы ребята угадайте о каком еще предмете идет речь?
«Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса
Конь бежит!
вся земля вокруг дрожит
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают» (Городецкая роспись)
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах речки Узоры.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой
- Обучающиеся отгадывают предмет.
Педагог: И снова мы с вами попытаемся угадать предмет по стихотворению:
«Краше нет нигде тебя.
Золотые листики,
Красные цветы.
Наливные ягодки-
Доброта земли» (Хохломская роспись)
Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению. Хохлома – это разнообразные композиции из травного узора, тонкие, вьющиеся красные и черные веточки, на которых расположены пышные, сочные листья-травинки и красные ягодки.
- Обучающиеся отгадывают предмет и приступают к художественно – дидактической игре.
Дидактическая игра «Элементы росписи»
Ребята мы с вами немного познакомились с традиционными видами росписи, но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним и повторим с вами технику безопасности на занятиях рисования (идет повтор техники безопасности вместе с обучающимися).
IV. Практическая работа учащихся.
Педагог раздает готовые шаблоны разных предметов (кувшин, тарелка, доска), ребята выбирают данные шаблоны и по ним определяют какой вид роспись им досталась. Делают карандашный эскиз на шаблоне, затем приступают работать в цвете (гуашевыми красками), в той цветовой гамме к росписи, которой относиться их предмет (хохлома, гжель, городец). В работе им помогают инструкционные карточки.
Ребята давайте немного с вами отвлечёмся от нашей увлекательной работы и отдохнем (во время занятия проводится физминутка). Педагог зачитывает стих, ребята в это время выполняют действия на разминку.
Физминутка – «Цветки»
Педагог: Наши алые цветки
Обучающиеся: ( Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки)
Педагог: Распускают лепестки
Обучающиеся: (Медленно разгибаем пальцы из кулачков)
Педагог: Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Обучающиеся: (Покачивают кистями рук вправо, влево)
Педагог: Наши алые цветки, закрывают лепестки
Обучающиеся: (Медленно сжимаем пальцы в кулачки)
Педагог: Головой качают, тихо засыпают.
Обучающиеся: (Покачивание кулачками вперед, назад).
V. Итог занятия
Ассоциативное солнышко.
На доске педагог записывает ключевое слово изучаемой темы (роспись) и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.
По окончанию занятия педагог, проводит опрос обучающихся по пройденной теме, в целях закрепления знаний (идет показ иллюстраций на ноутбуке, дети угадывают, к какому виду росписи относится то или иное изображение, предмет).
По окончанию занятия идет просмотр работ, анализ и обсуждение вместе с обучающимися.
Рефлексия
Педагог выставляет планшет с подсветкой и песком.
Ребята сейчас нарисуйте на песке смайлик, какое настроение у вас после пройдённого занятия.
Заключение
В заключении хотелось бы сделать вывод, что в своей педагогической работе большое внимание уделяю художественной - дидактической игре на занятии и выявила ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся. Проводя анализ, выявила, что художественная - дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей разного возраста.
В ходе проделанной работы, сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи занятия, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учащихся. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Кроме того, в данной разработке представлены дидактические игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях изобразительной деятельности. Эти игры также рекомендую использовать воспитателям в изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения народной росписи.