Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка»
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе
« Наше село»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Халикова Зульфия Гумаровна
Кыштовка
2021 год
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному посёлку.
Задачи:
образовательные:
*уточнить с детьми информацию о родном посёлке;
*активизировать в речи детей слова – определения, упражнять в употреблении простых предложений;
*закрепить знания детей о государственных символах России;
*обобщить представления о назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник);
*Развивать творческие способности детей, познавательную активность детей.
развивающие:
*развивать творческие способности детей(создание герба группы);
*развивать познавательную активность детей;
воспитательные:
*воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
*воспитывать любовь к родному посёлку;
*вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным посёлком и его жителями.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг и, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Сегодня у нас занятие, которое вам очень нравится. Мы продолжим изучать наш родной посёлок. Наш край и просторы нашей большой Родины! Но сначала отгадайте загадку:
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья!
Дети: Родина!
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наши гости первый раз приехали к нам в село.
Как мы можем помочь узнать о нём?
Дети: Можно рассказать о нашем селе, показать фотографии наших экскурсий по селу.
Воспитатель: Хорошая идея. Проходите ,присаживайтесь, а я буду экскурсоводом.
Наше село называется Кыштовка.
У нас большое село.В нём много улиц: улица Каклемина, улица Горького, улица Ленина, улица Волкова, улица Журакова, улица Целинная, улица К.Тимермана и много переулков. Мы знаем эти улицы и там построено много домов и есть интересные места.
Воспитатель: Ребята. а какие места у нас значимые, главные?
(спрашиваю детей)
У нас есть памятники (мемориал воинской славы)
У нас в Кыштовке есть музей.
А вот фото из нашего музея.(обсуждение)
Воспитатель: Да, ребята, у нашего села богатая и интересная история.
Одна из страниц истории нашего села вот такая.
Кыштовский район - самый северный в Новосибирской области. История нашего района начинается в глубокой древности. Первое упоминание относится к 1730 году в рукописи описания земель иртышских татар. Название "Кыштовка" от тюрского "Кыштад" или "Кыштау" – зимовье. Но эти страницы истории нашего села мы будем изучать немного позже.
Нам с вами ещё много предстоит узнать о героическом прошлом наших мест. О людях, прославивших наш посёлок, район, область.
А теперь мы представим. Что мы идём с вами по улицам, отдыхаем
(физкультминутка)
По посёлку мы идём (маршируют),
Звонко песенку поём ( хлопают в ладоши).
Мы по улицам шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки),
Прыгнем вместе высоко (подпрыгивают),
И побегаем легко. (бег )
Воспитатель: А в каком здании мы сейчас с вами находимся?
Дети:В детском саду.
Воспитатель: Посмотрите на эту фотографию. Вы знаете что это за здание.(Администрация Кышт. р-на)
Воспитатель: Над зданием развивается флаг. Вы обращали внимание. Какой это флаг?
Дети: Флаг России .
Воспитатель: Правильно. Как называется наша страна. Наша Родина? (Россия)
Какие пословицы о Родине вы знаете? (дети проговаривают пословицы)
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ. ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.
КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ – ТО ИСТИННЫЙ ГЕРОЙ.
РОДНОЙ КУСТ И ЗАЙЦУ ДОРОГ.
Послушайте стихотворение о Родине.
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя.
Слышишь голос соловья – это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина.
Воспитатель: А ещё есть стихи, которые написали наши поэты, живущие с нами, в нашем посёлке. (чтение стихотворения)
За голубикой
Запах листьев прелых,
Паутины тюль.
Где-то загорелый
Спрятался июль.
Зонтиком-листочком
Рыжий гриб прикрыт,
Август на пенёчке
Под дождём сидит.
Леший в дебрях диких
Закружил подруг,
Вёдра голубики
Потеряли, вдруг...
Страшно… Заблудились, -
Это - не пустяк.
Всё же возвратились,
Вышли кое-как.
Ой, ты, голубика -
Голубой туман...
Лес у нас там дикий,
А зовут - "Урман".
Это стихи Раисы Вараксиной.
Воспитатель: Каждое государство обязательно имеет государственные символы – герб, флаг и гимн.
Какого цвета российский флаг?
Дети: на флаге три полосы – белая, синяя, красная.
Воспитатель: Что в природе имеет белый цвет? (ромашки, облака, белые берёзы, лебеди)
Воспитатель: А что имеет синий цвет? (вода, небо)
Воспитатель: А что в природе бывает красного цвета? (солнце, закат, огонь)
Воспитатель: А что означают эти цвета?
Дети: белый означает чистоту и мир. Синий верность и правду, и все наши реки и моря. Красный означает силу, смелость и любовь.
Воспитатель: А где можно увидеть Российский флаг?
Дети: на соревнованиях, на автомобилях, на встречах президентов.
Воспитатель: Послушайте стихотворение про флаг.
Флаг у нас прекрасный – белый,
синий, красный.
Белый – мир и чистота.
Синий – верность, небеса.
Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага.
Воспитатель: А что такое гимн, ребята?
Дети: Это главная песня страны и слушать её надо стоя.
Воспитатель: Правильно. Давайте послушаем .
(звучит гимн, дети стоя слушают )
Воспитатель: А как называется последний символ?
Дети: Это герб.
Воспитатель: Кто изображён на гербе?
Дети: На гербе изображён орёл. Одна голова смотрит на восток, другая на запад. На голове – три короны, это символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.
Воспитатель: Скипетр – это символ власти, держава – украшенный шар, знак законности и права. Герб можно увидеть на важных документах, например, на паспорте, на монетах, на важных документах.
(показываю паспорт, монету, документ с печатью)
А что изображено в центре герба?
Дети : Всадник с копьём, который убивает дракона.
Воспитатель: Это говорит о постоянной борьбе добра и зла.
Воспитатель: Правильно, ребята. Герб есть и у нашего посёлка. И у каждого города нашей большой страны под названием – Россия. А вы кто, ребята? (россияне).
Мы живём в России-
Есть земля такая.
Что под небом синим
Не имеет края.
Воспитатель: Как выглядит герб нашего села?(Рассматривание герба)
Описание герба Кыштовского района
Лазоревое и зеленое поле разделено положенной в правом нижнем углу серебряной девятилучевой звездой, имеющей лучи различной величины, из которых самый длинный положен в левую, выгнутую перевязь. Поверх всего золотой лось с черными глазами, ноздрями и копытами.
Воспитатель:
А сейчас мы составим герб нашей группы. Как называется наша группа? (Радуга). А как называется наш детский сад? (Берёзка) Посмотрите. Как мы можем составить герб группы?
Воспитатель: Берите заготовки и приступайте к работе. (работа детей)
Воспитатель: Что вы узнали нового об истории нашего села?
Что особенно вам запомнилось?
Что для вас было трудным?
А что было делать легко? (ответы детей)
Мне понравилось, как вы работали.
А закончить наше занятие я предлагаю песней о нашем селе (исполнение песни )