Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Значение метода проектов в реализации ФГОС ДО

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Значение метода проектов в реализации ФГОС дошкольного образования

Чтобы выявить значение метода проектов, следует рассмотреть цели и принципы дошкольного образования. Целью дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности . Разностороннее развитие детей с учетом их возможностей и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» . То есть современное дошкольное обучение нацеливает педагогов организовывать воспитательно-образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей детей, учитывая их желания и интересы, в различных видах детской деятельности. Сегодня на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, что обуславливает необходимость реформ в нынешней системе образования. Приоритетными ценностями становится информация, а приоритетными умениями: поиск нужной информации и работа с этой информацией. Эти новые требования кардинально отличаются от традиционной системы образования, где ребенку педагоги предоставляли уже готовые знания, которые не нужно было самостоятельно добывать .

Также в современной образовательной практике игнорируются потребности и интересы ребенка - дошкольника, не учитывается эффективность усвоения знаний, накопленный ребенком опыт, а также совершенно упущен из виду процесс личностного развития и воспитания ребенка. Проектирование позволяет обеспечить системность, целеориентированность и результативность человеческой деятельности. Поэтому в обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль воспитателя в воспитательно - образовательном процессе. Подготовка будущих учеников должна быть направлена не на заучивание информации, а на её понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Поэтому педагогам требуется уже в дошкольном возрасте развивать у детей самостоятельность, активность, умение находить и систематизировать информацию, применять имеющийся опыт и знания в практической деятельности. Для решения этих задач педагогам следует выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания. Цель интеллектуального и творческого развития личности в нашей стране стала осознаваться недавно. В традиционной системе обучения основным результатом считалось усвоение готовых знаний. Но цели и задачи образования кардинально изменились. Сейчас ФГОС ДО предъявляет новые требования к дошкольному образованию:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

- сотрудничество организации с семьёй.

Метод проектов в ДОУ является способом организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способ их взаимодействия с окружающей средой. Это поэтапная практическая деятельность для достижения поставленной цели и получения реального, творческого продукта, который можно будет использовать в дальнейшей деятельности, и наглядная презентации полученных результатов. Метод проектов актуален и эффективен.

Проектная деятельность играет большую роль в формировании субъектной позиции ребёнка: раскрывается его индивидуальность, повышается инициативность, реализуются детские интересы и потребности, что способствует личностному развитию ребёнка. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков, повышение самостоятельной активности, а также способность ребенка оценивать результативность своих действий, позволят дошкольнику успешно адаптироваться к школе. Всё это соответствует социальному заказу на современном этапе. Л. Д. Морозова отмечает что: «Проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен».

Детское проектирование будет успешным, если соблюдать определенные условия, характеризующие проектную деятельность:

- создание в группе таких условий, которые будут способствовать развитию детской творческой самостоятельности, создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей проектной деятельности;

- учет возрастных, индивидуальных особенностей детей; - выявление детских интересов и желаний;

- создание в группе благоприятного эмоционального настроя, чтобы каждому ребенку было комфортно;

- поощрения детей , создание условий для ситуаций успеха, вовлечение малоактивных детей, стимуляция детской активности;

- сотрудничество детей и взрослых, активное вовлечение родителей в реализацию проектной деятельности.

Для того чтобы метод проектов был успешен Джон Дьюи выделяет два важных условия:

- структурированность опыта.

Содержание дошкольного образования строится «вокруг человека», т.е. темы для проектов берутся из интересов ребенка к домашней жизни и жизни общества в зависимости от возраста дошкольника; - взаимодействие дошкольника и среды, т.к. из их взаимодействия возникают идеи проектов . В основе деятельности субъекта находятся его потребности. Успешность использования метода проектов обусловлена потребностями дошкольников в преобразовании окружающего мира, познавательном интересе, их любознательности (почему, как, зачем?). Дошкольник - маленький исследователь, который стремится познать весь мир. Он любит играть, фантазировать и сочинять, рассуждать, давать всему свое объяснение, желает участвовать во всех происходящих событиях. Любознательность дошкольника является особой формой познавательной активности направленной на познание, на овладение деятельностью. Но очень важно соблюдать баланс между саморазвитием ребенка (собственная познавательная активность) и развитием стимулируемым действиями педагога. Оптимальный баланс строится при взаимодействии субъектов на партнерских правах. Дети, участвующие в проектной деятельности: самостоятельны в принятии решений, способны общаться со сверстниками обсуждая общие планы, проблемы, выслушивать другую точку зрения, воспринимают природу, осознавая её уникальность и красоту. Дошкольник приобретает способность сомневаться, развивается критическое мышление. Наблюдая за креативным поведением взрослого, у ребенка развивается творческие способности. От развития личностных качеств дошкольников зависит их успешность в школьном обучении и в дальнейшей жизни в современном обществе. Большую роль в организации образовательного процесса ДОУ получают те методы и приемы, которые формируют умение самостоятельно мыслить и действовать, а не просто механически запоминать полученную информацию.

Поэтому проблема организации работы по внедрению проектной технологии в образовательный процесс ДОУ остается актуальной. ФГОС ДО обозначило не только проблемы перестроения образовательного процесса, но и выявило проблемы, связанные с необходимостью обучения педагогических работников в свете новых требований. Внедрение метода проектов в воспитательно-образовательный процесс ведет к изменению позиции педагога. Педагог не даёт готовые знания воспитанникам, а организует их самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность творческого, исследовательского, ролевого игрового характера.

Можно выделить следующие положительные стороны использования проектного метода в ДОУ:

1. Воспитатели, использующие проектирование в своей деятельности постоянно находятся в пространстве возможностей, изменяется их мировоззрение, что в свою очередь не допускает применения учебной модели, а ориентирует на модель совместной деятельности с детьми. Из носителя готовых знаний педагог становится организатором различных видов детской деятельности. Воспитатель самостоятельно, гибко, творчески подходит к планированию воспитательно - образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей, интересов и запросов дошкольников. Метод проектов способствует усовершенствованию компетенций и развитию профессионализма педагогов.

2. Метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Происходит развитие детско-родительских отношений:

- родители, участвующие в проектной деятельности ДОУ получают возможность принимать активное участие в жизни группы, дошкольного учреждения;

- родители начинают более высоко оценивать достижения своих детей, испытывают гордость;

- формируется понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, родители вносят свой вклад в образовательный процесс и приобретают новые умения, обучаются различным видам детской деятельности, для занятий в домашних условиях;

- в процессе совместного (родители и педагоги) обучения, у родителей появляется доверие к воспитателям и другим сотрудникам дошкольного учреждения;

- ребенок в ходе совместной деятельности с родителями видит положительный образец для подражания, чем расширяет свои социальный опыт;

- ребенок воспринимает родителей, как источник информации, знаний, опыта;

- совместная деятельность с родителями создает у детей особый эмоциональный настрой, что способствует их успехам.

3. Реализация проекта происходит в различных видах детской деятельности. 4. Формируется субъектная позиция ребенка. Н.Е.Веракса рассматривает субъектную позицию ребенка как инициативность и самостоятельность. При реализации проектной деятельности дети имеют возможность проявить самостоятельность и инициативность, когда необходимо:

- озвучить свои цели, отстоять свою позицию;

- проявить свои знания и умения, высказать свои идеи для решения проблемы, не боясь ошибиться;

- не умалчивать о своих трудностях, находить их причины, просить помощи для их решения;

- обсуждать, согласовывать свои цели с другими, приходить к компромиссу.

5. Обучение становится успешным, когда имеет позитивную мотивацию, а проектная деятельность реализуется только при наличии у детей интереса и желания. Учитывая запросы детей, проект может дополняться новыми индивидуальными «мини-проектами».

7. Развиваются социально-коммуникативные навыки. Работая коллективно, дети учатся принимать чужую точку зрения, договариваться, оказывать помощь, а также аргументированно, спокойно, отстаивать свою точку зрения.

Перечисленные выше положительные стороны использования проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования. При организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении Н. Е. Веракса в своей книге выделил несколько важных проблем:

1. Несоответствие между традиционной формой организации воспитательно - образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве (конспекты занятий, строгий переход от одной части занятий к другой и т.д.), а проектная деятельность в пространстве возможностей (нахождение, исследование как можно большего числа возможностей), где нет заданных норм. Воспитателю приходиться искать нестандартные подходы к образовательному процессу, в этом заключается трудность, т.к. проще следовать жесткой программе.

2. Педагоги не могут различить субъектную и объектную позицию ребенка. Субъектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности. Не следует выполнять творческое задание за ребенка, педагог организует проблемную ситуацию, не предлагая варианты для её решения.

3. Отсюда возникает необходимость формирования субъектной позиции педагога, т.к. невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь самому в жесткой, фиксированной позиции. Воспитатель предоставляет детям выбор, выслушивает их идеи и гипотезы, но вывод делает сам.

В методе проектов важны не полученные ребенком знания, а сам процесс: нахождение различных вариантов решения проблемы, его осуществление, отношение к нему участников. Следует отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно научить детей находить информацию, понимать и применять её на практике. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а занимательно- познавательная совместная деятельность детей и взрослых.

Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности. В современной жизни не обойтись без включения проектирования в той или иной степени в воспитательно-образовательный процесс.

На данном этапе метод проектной деятельности активно используется и в школьном образовании. Для того чтобы молодое поколение было активным, ответственным, не боялось трудностей, видело пути решения проблем и самостоятельно решало их, следует обучать детей элементарным проектным действиям уже в дошкольном возрасте. Внедрение проектного метода в образовательный процесс дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Вывод :

Значение проектной деятельности заключается в новом принципе подачи учебного материала, роли воспитателя в воспитательно-образовательном процессе, в формировании субъектной позиции ребёнка и педагога. В ходе реализации проекта ребенок становится субъектом: конструктором и продуктом своего собственного образования, организатором своих знаний, проектировщиком этапов собственного развития.

Список использованной литературы.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика - Синтез, 2008. – 112 с.

Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

Здоровье сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области