Сценарий педагогического совета
Киселева Маргарита Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ
«ЦРР-д/с № 57 «Соловушка» г. Альметьевска» РТ
Тема: «Системно – деятельностный подход как основа
формирования экологической культуры дошкольников»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме использования деятельностного подхода в процессе экологического образования дошкольников. Формировать у воспитателей умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.
Вводная часть:
Предложить педагогам нарисовать солнце и восемь лучиков у него. На каждом луче написать вид деятельности детей в детском саду, на занятиях (играет, отвечает на вопросы, рисует, рассматривает книги и т.д.).
Затем разделить каждый лучик на 10 баллов и отметить на каждом, на сколько баллов ребенок занимается тем или иным видом деятельности в процессе ОД.
- Соедините эти точки. Что у вас получилось? Это колесо деятельности дошкольника. Удобно ли ему ехать на этом колесе? Почему?
Так вот, ФГОС ДО, в том числе и применение системно – деятельностного подхода к обучению, помогают нам выровнять это колесо.
С введением ФГОС возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В ФГОС начального, основного общего образования сказано, что в их основе лежит системно-деятельностный подход. В ФГОС ДО собственно системно-деятельностный подход не упоминается, но неоднократно называются виды детской деятельности, через которые реализуется образование.
Давайте вспомним, что системно – деятельностный подход – это методологическая основа, на которой строится система образования. При организации учебного процесса главное место отводится активной разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей.
Деятельностный подход в образовании рассматривается несколько уже. Его можно соотнести с различными аспектами образования, в том числе и образованием экологическим. Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором воспитанник получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности.
Задача педагога – организовать занятие таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Ключевое слово – деятельность.
Единой дидактической основой проектирования воспитательно – образовательного процесса ДОУ является модификация для дошкольной ступени дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон (предложить педагогам назвать их):
Деятельностный подход к организации воспитательно – образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно - досуговая деятельность.
В образовании дошкольников есть аспект, который можно рассматривать как некое противоречие. С одной стороны, общепризнано, что в ДОО реализуется экологическое образование. Об этом говорят многочисленные экологические мероприятия, проводимые с дошкольниками (экологические игры, проекты, экологические праздники). С другой стороны, в ФГОС ДО экологическое образование не представлено, отсутствуют и термины «экология», или «экологическое образование». ФГОС ДО не нацеливает педагогов непосредственно на экологическое образование дошкольников, но предполагает ознакомление с природным окружением как составную часть ознакомления детей с окружающим миром.
Основное направление реализации деятельностного подхода в экологическом образовании дошкольников заключается в вовлечении детей в деятельность, характерную для этого возраста, реализуемую на природоведческом и экологическом материале.
Педагогам предлагается разделиться на три команды (по фишкам: яблоки, груши, овощи) и сесть за столы с указанными эмблемами.
Деловая игра «Мировое кафе»
- Представьте себе, что мы сейчас находимся в кафе. Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться. Сейчас вы разделились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола.
Обратите внимание на правила работы кафе. (слайд с правилами работы кафе)
Ведущий: - Сейчас более подробно я раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана) и мы предлагаем Вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками либо плакатами. Приборы – это ручки, карандаши, фломастеры. Перед закрытием нашего кафе т.е. ровно через 20 минут мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свои идеи, опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу.
У каждого стола разные вопросы для обсуждения.
ВАЖНО. Ответ на вопрос всегда даёт ХОЗЯИН, кроме тех, на которые нужно отреагировать моментально.
1. Блиц-игра. Каждой команде по очереди задаются вопросы:
- Почему лес называют зеленым другом?
- Для чего нужны зверям хвосты?
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Чьи листья опадают осенью зелеными? (ольхи, сирени)
- Куда на зиму исчезают лягушки? (в тину, под мох, в погреба)
- У какого зверя в листопад появляются детеныши?
- Каким местом прикреплен язык лягушки?
- Что внутри птичьих костей?
- Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен?
2 Задание – «Составь правильно вопрос»
Ведущий: Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.
Подберите вопросы по теме:
3 Задание - Работа над вопросами
стол №1
Этой группе предстоит в ходе своей работы составить образовательную карту использования экологической тропы в ДОУ.
стол №2
Этой группе предстоит в ходе своей работы провести анализ использования деятельностного метода в процессе экологического образования в ДОУ.
стол №3
Этой группе предстоит в ходе своей работы создать модель развивающей предметно-пространственной среды для реализации системно – деятельностного подхода в детском саду.
Ведущий: - Не забывайте, это основные ваши вопросы, обсуждать и отвечать на которые будут каждые гости стола. В ходе этой работы, мы надеемся, вы сможете найти ответы на основные вопросы. Сигналом для перехода гостей за другой стол будет служить звук колокольчика. Напоминаю, что время ограничено: не более 5-7 минут для работы за одним столом.
После того, как каждая команда вернулась за свой стол, приглашаются те педагоги, которые курировали работу за столами – «хозяев столов» с теми выводами, ответами на поставленные вопросы.
- В заключении педагогического совета в качестве подведения итогов предлагаю составить синквейн по теме «Деятельность».
Напомню правила составления синквейна:
Каждый стол составляет свой синквейн.
Ведущий: В текущем месяце прошел тематический контроль по теме: «Системно – деятельностный подход в организации образовательной деятельности».
Зачитывает аналитическую справку.
Ведущий: Помните золотые правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Решение: