Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий педагогического совета «Системно – деятельностный подход как основа формирования экологической культуры дошкольников»та

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме использования деятельностного подхода в процессе экологического образования дошкольников. Формировать у воспитателей умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарий педагогического совета

Киселева Маргарита Николаевна,

старший воспитатель МБДОУ

«ЦРР-д/с № 57 «Соловушка» г. Альметьевска» РТ

Тема: «Системно – деятельностный подход как основа

формирования экологической культуры дошкольников»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме использования деятельностного подхода в процессе экологического образования дошкольников. Формировать у воспитателей умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.

Вводная часть:

Предложить педагогам нарисовать солнце и восемь лучиков у него. На каждом луче написать вид деятельности детей в детском саду, на занятиях (играет, отвечает на вопросы, рисует, рассматривает книги и т.д.).

Затем разделить каждый лучик на 10 баллов и отметить на каждом, на сколько баллов ребенок занимается тем или иным видом деятельности в процессе ОД.

- Соедините эти точки. Что у вас получилось? Это колесо деятельности дошкольника. Удобно ли ему ехать на этом колесе? Почему?

Так вот, ФГОС ДО, в том числе и применение системно – деятельностного подхода к обучению, помогают нам выровнять это колесо.

С введением ФГОС возросло внимание к деятельностному подходу в образовании. В ФГОС начального, основного общего образования сказано, что в их основе лежит системно-деятельностный подход. В ФГОС ДО собственно системно-деятельностный подход не упоминается, но неоднократно называются виды детской деятельности, через которые реализуется образование.

Давайте вспомним, что системно – деятельностный подход – это методологическая основа, на которой строится система образования. При организации учебного процесса главное место отводится активной разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей.

Деятельностный подход в образовании рассматривается несколько уже. Его можно соотнести с различными аспектами образования, в том числе и образованием экологическим. Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором воспитанник получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности.

Задача педагога – организовать занятие таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Ключевое слово – деятельность.

Единой дидактической основой проектирования воспитательно – образовательного процесса ДОУ является модификация для дошкольной ступени дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон (предложить педагогам назвать их):

Деятельностный подход к организации воспитательно – образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно - досуговая деятельность.

В образовании дошкольников есть аспект, который можно рассматривать как некое противоречие. С одной стороны, общепризнано, что в ДОО реализуется экологическое образование. Об этом говорят многочисленные экологические мероприятия, проводимые с дошкольниками (экологические игры, проекты, экологические праздники). С другой стороны, в ФГОС ДО экологическое образование не представлено, отсутствуют и термины «экология», или «экологическое образование». ФГОС ДО не нацеливает педагогов непосредственно на экологическое образование дошкольников, но предполагает ознакомление с природным окружением как составную часть ознакомления детей с окружающим миром.

Основное направление реализации деятельностного подхода в экологическом образовании дошкольников заключается в вовлечении детей в деятельность, характерную для этого возраста, реализуемую на природоведческом и экологическом материале.

Педагогам предлагается разделиться на три команды (по фишкам: яблоки, груши, овощи) и сесть за столы с указанными эмблемами.

Деловая игра «Мировое кафе»

- Представьте себе, что мы сейчас находимся в кафе. Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться. Сейчас вы разделились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола.

Обратите внимание на правила работы  кафе.  (слайд с правилами работы кафе)

Ведущий: - Сейчас более подробно я раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана) и мы предлагаем Вам  результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками либо плакатами. Приборы – это ручки, карандаши, фломастеры. Перед закрытием нашего кафе т.е. ровно через 20 минут мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свои идеи, опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу.

У каждого стола разные вопросы для обсуждения.

ВАЖНО. Ответ на вопрос всегда даёт ХОЗЯИН, кроме тех, на которые нужно отреагировать моментально.

1. Блиц-игра. Каждой команде по очереди задаются вопросы:

- Почему лес называют зеленым другом?

- Для чего нужны зверям хвосты?

- Какие птицы выводят птенцов зимой?

- Чьи листья опадают осенью зелеными? (ольхи, сирени)

- Куда на зиму исчезают лягушки? (в тину, под мох, в погреба)

- У какого зверя в листопад появляются детеныши?

- Каким местом прикреплен язык лягушки?

- Что внутри птичьих костей?

- Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен?

2 Задание – «Составь правильно вопрос»

Ведущий: Для бесед с детьми мы используем вопросы, составленные нами заранее.

Подберите вопросы по теме:

3 Задание - Работа над вопросами

стол №1

Этой группе предстоит в ходе своей работы составить образовательную карту использования экологической тропы в ДОУ.

стол №2

Этой группе предстоит в ходе своей работы провести анализ использования деятельностного метода в процессе экологического образования в ДОУ.

стол №3

Этой группе предстоит в ходе своей работы создать модель развивающей предметно-пространственной среды для реализации системно – деятельностного подхода в детском саду.

Ведущий: - Не забывайте, это основные ваши вопросы, обсуждать и отвечать на которые будут каждые гости стола. В ходе этой работы, мы надеемся, вы сможете найти ответы на основные вопросы. Сигналом для перехода гостей за другой стол будет служить звук колокольчика. Напоминаю, что время ограничено: не более 5-7 минут для работы за одним столом.

После того, как каждая команда вернулась за свой стол, приглашаются те педагоги, которые курировали работу за столами – «хозяев столов» с теми выводами, ответами на поставленные вопросы.

- В заключении педагогического совета в качестве подведения итогов предлагаю составить синквейн по теме «Деятельность».

Напомню правила составления синквейна:

Каждый стол составляет свой синквейн.

Ведущий: В текущем месяце прошел тематический контроль по теме: «Системно – деятельностный подход в организации образовательной деятельности».

Зачитывает аналитическую справку.

Ведущий: Помните золотые правила деятельностного подхода:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Решение:

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.08.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области