Департамент образования и науки г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1900» ДО «Дельфиненок»
Занятие коррекционно-развивающей деятельности
в подготовительной к школе группе с ФФНР
по теме: «Звук и буква Ж»
«Страна Жужжандия»
Подготовила: учитель-логопед Бочкова Людмила Адамовна.
Москва
Страна Жужжандия.
Звук и буква Ж.
Цель: Знакомство детей со звуком и буквой Ж.
Задачи:
Демонстрационный и раздаточный материал: магнитная доска; маркер согласного, твердого, звонкого звука; касса букв, схема слов, звуков; звуковые фишки; схемы с обозначением позиции звука; предметные картинки со звуком Ж; картинный материал для игр; конверты; карандаши.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети, закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре. Раз, два, три, четыре, пять открой глаза опять. Мы попали в страну Жужжандия. Здесь живут Феи, разные насекомые и животные, которые просыпаются с приходом весны. А кто главный правитель этой страны, узнаете, отгадав загадку: Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
2.Сообщение темы занятия.
Кто это? Правильно жук. Какой звук звучал чаще других в загадке? (Ж). Как вы догадались, сегодня мы познакомимся со звуком… (Ж).
3.Характеристика звука.
Пожужжим, как жук все вместе. Звук произносится свободно, или встречает преграду? Какую? (язык поднимается вверх). Значит звук Ж какой? ( согласный).
Приложите ладонь тыльной стороной к горлу, пожужжим. Горло выбрирует? (да). Звук произносим звонко или тихо? (звонко). Значит звук Ж какой? (звонкий). И еще звук Ж интересен тем, что он всегда твердый. А также его называют шипящим звуком.
Выставляю на доску символ- маркер звука Ж. Закрепление детьми характеристики звука Ж.
4. Узнавание звука Ж в потоке других звуков. Игра « Хлопни в ладоши, если услышишь Ж»
5. Звук Ж в слогах. Игра « Повтори слог»
6. Определение позиции звука Ж в слове. Игра « Подбери картинку к схеме».
Дети, фея Фонетика оставила вам конверт. Смотрите, здесь картинки и схемы слов. Фея просит определить место звука Ж в слове (начало, середина, конец. В конце Ж оглушается, произносим утрированно). Дети выполняют задание на листах.
Физминутка.
Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали (шагаем)
Вот свернулся еж в клубок, потому что он промок (присели)
Лучик ежика коснулся, еж колючий потянулся (потянуться)
1, 2, 3, 4, 5 будем с ежиком играть, прыгать и скакать ( прыгаем).
9.Знакомство с буквой Ж.
Дети, смотрите, конверт от феи Графика. Что в нем? Это буква Ж. На кого похожа? Эта буква широка и похожа на жука. (Выставляю на доску букву Ж.) Здесь еще буквы, назовите (гласные). Что получиться, если соединить гласную и согласную? (Слог).
Составление на доске слогов, чтение детьми по очереди.
Обратите внимание слог ЖИ читаем твердо, но после Ж всегда надо писать И.
10.Игра «Один-много» (этаж-этажи, еж-ежи, морж-моржи, нож-ножи, гараж-гаражи, уж-ужи, паж-пажи и т.д.)
11. Составление предложения. Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез. Схемы.
Игра «Подружи слова».
Ой, ой, ой! Дети, рассыпались слова, помогите их собрать, подружить. Слушайте: Лужи, жаба, около. Составьте предложение.
(Около лужи жаба). Выложите схему этого предложения. Назовите 1, 3, 2 слово. Выложите звуковую дорожку под словом «лужи».
Сколько согласных, назови их; сколько гласных, назови. Сколько слогов, назови. Выложи буквы под каждым символом-звуком в слове л ужи, прочти слово (лужи). Какая гласная стоит после звука Ж? ( Закрепление правила написания ЖИ).
Итог занятия.
Ребята, с каким звуком сегодня познакомились? Чем интересен звук Ж, что запомнили? Молодцы дети. Закроем глаза: 1, 2, 3, 4, 5 в детском саду оказались мы опять. Откройте глаза.