Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста
В группу пришли дети маленькие не все были самостоятельные. Я начала учить детей с самого простого –самостоятельно одеваться, раздеваться, убирать игрушки .дружно играть ,выполнять не сложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких дитей пример взрослых, которым они стараются подражать .Когда мы вмести с детьми начинаем убирать игрушки ,при этом сопровождаю свои действия словами : «Лиза посадит куклу на диван, Саша поставит машинку в гараж». Тогда все дети включаются в работу и наводят порядок в игровых уголках. Дети постепенно приучились убирать за собой. Сейчас мои малыши не разбрасывают игрушки ,стараются поддерживать порядок в группе .Поощряя детей ,предлагаю им выполнить несложные поручения.
Трудно научить маленьких детей одеваться и раздеваться .Во время одевания я обращаю внимание детей как надо правильно одевать колготки, платья, обувать обувь. В процессе раздевания рассказываю ,что надо сначала снимать и как складывать.
С каждым ребенком следует повторять приемы раздевания и складывания ,напоминать ,что за оказанную помощь дети должны благодарить не только взрослого ,но и сверстника и просить о помощи вежливо. Одновременно дети учатся общаться друг с другом и взрослыми.
Детям трудно застегивать пуговицы. Чтобы помочь ,я тренировала и учила детей на кукольной одежде, помогали друг другу застегивать рубашки и платья, проявляя выдержку и терпение.
Малыши не умею правильно умываться .Перед каждым умыванием мы с ними повторяли ,что :надо заворачивать рукава, включить тонкую струйку воды, намыливать руки мылом, смывать пену, насухо вытирать полотенцем. Обращаясь к детям , использовать потешки про водичку. Закрепляя знания по самообслуживанию использую игры; «Чудесный мешочек», «Чего не стало?»
В конце года дети самостоятельно играть в «дом», «больницу». Имитировали не сложные элементы действий в играх, объединялись по несколько человек.
Дети которые не умеют играть дружно ,им приходиться уделять особое внимание(объяснять, приводить разные примеры, в результате которых они учатся вести себя хорошо).
Если детям задать вопрос: «Кто бросил игрушку ?» ,они ответят : «Это не я!» В такой ситуации приходится фантазировать ,оживлять предметы «она плачет, хочет, чтоб ее положили на кровать». Дети начинают предлагать свои услуги: «Я уберу!». «Я полажу».
Чтобы детям привить положительные навыки, надо создать в группе доверительную атмосферу, в воспитателе они должны видеть близкого и заботливого человека. моей работе помогает музыка, она организовывает детей на утреннею гимнастику, также музыкальные композиции звучат и на других занятиях (рисовании, лепки, развития речи и др.).
Работу по воспитанию самостоятельности ребенка необходимо вести не только в детском саду но и в семье. С родителями я провожу беседы ,консультации, индивидуальные беседы(как помочь малышу самостоятельно научиться одеваться, кушать аккуратно ,убирать после игры свои игрушки).Зная индивидуальные особенности детей ,мы вместе с родителями ведем последовательную и систематическую работу приучаем их к самостоятельному выполнению установленных норм и правил поведения.
Я убеждена ,что только единое требование и активное сотрудничество с родителями могут обеспечить успех в воспитании у детей самостоятельности, формировании навыков самообслуживания ,культуры поведения.