Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока

Цель урока обобщить и закрепить знания об особенностях публицистического стиля, его языковых особенностях, совершенствовать орфографические навыки, отрабатывать умение формулировать проблему прочитанного текста, его стилистические особенности. Задачи урока  1. закрепить умение делать комплексный анализ текста познакомить учащихся с понятием «публицистический стиль», с особенностями этого стиля формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля. 2. способствовать развитию метапредметных компетенций регулятивных, коммуникативных, познавательных 3. Воспитывать любовь к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока русского языка для учащихся 11 класса по теме


«Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления». Культура речи.

1 урок

 1. закрепить умение делать комплексный анализ текста; познакомить учащихся с понятием «публицистический стиль», с особенностями этого стиля; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля.

2. способствовать развитию метапредметных компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных;

3. Воспитывать любовь к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное.

Оборудование: мультимедийное оборудование, информационные карты.




Ход урока


1.Организационный момент, сообщение темы урока, запись в тетради даты и темы.

2.Слово учителя о публицистическом стиле.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, эссе, портретный очерк.
Мы с вами постоянно обращаемся  к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция –  характерные  приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену( «Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается  всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти  в, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. 
Если же мы подойдем  к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.
Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек , хорошо владеющий словом, приемами  риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант  к добру.
Если же человек  обладает подобными  способностями, но лишен нравственного стержня, он может  принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.
Примеров  положительного воздействия  публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве» (.Чтение отрывков из данного произведения. Анализ. Высокая идея ).

– Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь»,  М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов,  статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.)

– Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории: Великая Отечественная война, перестройка.)

– Владение публицистическим  стилем речи необходимо  не только  журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет  собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного  информационного бума. Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного. Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основные функции, которые он выполняет, — это функции воздействия и сообщения.

Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации (СМИ) (это язык газет, радио, телевидения и т. д.) и художественно-публицистических текстах. Публицистический стиль использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь научного и художественного. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др.

В публицистическом стиле отражаются общественно значимые явления, события, проблемы, факты дня сегодняшнего. Стремление к эмоциональной насыщенности языка определяет использование всех возможных изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.). Однако эти приёмы превращаются в языковые штампы, если они повторяются, тиражируются в различных публицистических текстах.

Наиболее чётко в письменной форме публицистический стиль представлен на страницах газет. Поэтому одной из его разновидностей является газетно-публицистический стиль. Публицистический стиль быстро реагирует на всё новое. Многие неологизмы впервые появляются на страницах газет. Например, в июне 2003 года газетами было зарегистрировано такое новое слово, как марсоход (ср. луноход).

3. Анализ стихотворения.

Об одном из книжных стилей мне хотелось бы поговорить с вами подробнее. Перед вами текст стихотворения молодой поэтессы Ольги Партала.Стихотворение дано на информационных листах.

Мгновенья, мгновенья, одно к одному –

Тысячелетий река!

Песчинки, песчинки, нам знать ни к чему,

Что вся из них жизнь соткана.

Мы ценим мгновенья? Часы, может быть…

Но будет то время, когда

За то, чтобы миг лишь один возвратить,

Мы все отдадим без труда.

Мгновенья, вас много, вас много пустых,

Но есть и такие, когда

В душе мы хотим навсегда сохранить,

Чтоб их не забыть никогда!

О. Партала.

Подумайте, о чем это стихотворение? С чем сравниваются мгновения жизни в этих строках?

- Какие мгновенья жизни вам хотелось бы остановить?

- Как это можно сделать? Кому удается остановить мгновения жизни? (Художнику, скульптору, архитектору, фотографу).

Показ слайдов с репродукциями известных художников. Учащиеся должны самостоятельно назвать картину и художника,отметить особенности живописи, характерные для каждого художника.

-Но остановить мгновение способны не только создатели произведений искусства, замечательно это получается и у художников слова: писателей и поэтов.

4 Лексическая работа со слово публицистический..К слову публицистический подберите однокоренные слова, определите их лексическое значение.

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Публицист – автор публицистических произведений

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

5.Комплексный анализ текста.

Учащиеся получают листы с распечатанным на них текстом В. А. Сухомлинского. (Карточка №2 «Комплексный анализ текста», Карточка № 3 «Типы речи»)

Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумленный пошёл по земле, создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её.

1) Задание к тексту .

2)Вопросы к классу:

- Какую цель преследовал автор данного текста?

- К кому обращен данный текст: к одному человеку или к широкой публике?

-Соответственно от какого слова образовалось слово публицистический?  именно от слова «публика» (лат. – общественный) произошло название публицистического. стиля .

-Т. о., публицистический стиль используется для обращения к массе людей, народу.

- Где мы могли бы прочитать данный текст?

-_Какое значение приобретает в этом тексте слово «человек». Составьте к этому слову ассоциативный ряд. Вспомните известный афоризм , где звучит это слово.

.

6.Обобщение изученного.

1) Работа по таблице «Публицистический стиль».

.

Цель высказывания

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей.

- Эмоциональность

- Актуальность

- Доходчивость

Лексические:

– общественно-политическая лексика;

– совмещение высокой и разговорной лексики;

– антонимы.

Синтаксические:

- побудительные и восклицательные предложения;

- риторические вопросы;

- повторы;

- однородные члены;

- обращения;

- использования литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.

В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению (интервью, репортажи).

В письменной речи: статьи и заметки в газетах, журналах, очерки.

2) Работа с текстами разных стилей. Найти текст, относящийся к публицистическому стилю. Обосновать свое мнение.

В чем сходство и различие художественного и публицистического стилей?

VI. Итог урока. Актуализация полученных знаний.

- С каким стилем речи мы познакомились на уроке?

- Каковы его отличительные черты?

- Какова основная задача стиля?

- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?

VII. Задание на дом по выбору учащихся.

Приложения



^ Заметка – краткое сообщение в печати.


Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.


^ Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).


Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).


Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.


Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

К жанрам газетно-публицистического стиля относятся репортажи, статьи, рецензии, интервью, заметки, отчёты, обзоры и др. К жанрам художественно-публицистического стиля относятся очерки, эссе, фельетоны.

Статья — публицистический или научный текст, анализирующий какие-либо процессы, явления, факты. Для статьи важно наличие актуальной проблемы и аргументов, выводов и рекомендаций по решению проблемы. Также в статье используют обширный фактический материал.

Рецензия — письменный анализ критического характера литературного произведения, кинофильма и пр. В рецензии необходимо оценить произведение, его достоинства и недостатки. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки. В рецензии не нужно подробно пересказывать произведение, достаточно указать основной сюжет в не более чем 2—3 предложениях, следует отметить актуальность произведения, смысл названия, тему, идею, проблематику, особенности композиции, стиль автора, средства создания образов и др. В заключении работы подводится итог, даётся общая объективная оценка произведения, также важно отметить не только его недостатки, но и достоинства: занимательность сюжета, новаторство автора.

Эссе — прозаическое сочинение со свободной композицией. Эссе отражает индивидуальные впечатления, мысли, чувства его автора на определённую тему Эссе, как правило, излагается в свободной форме, не имеет строгих требований к композиции и стилю изложения и основано на творческом мышлении. Приблизительная композиция выглядит следующим образом: 1) введение — постановка проблемы; 2) основная мысль — обоснование и аргументация проблемы; 3) заключение — подведение итогов работы. Изложение материала сопровождается эмоциональностью, экспрессивностью, художественностью. В основе эссе поднимается проблема и излагается аргументация.

Правила составления эссе:

1) сформулируйте тему, цель и задачи эссе; 
2) сформулируйте проблему (несколько проблем), подберите аргументацию (не менее трёх аргументов); 
3) напишите эссе на основе переработанного материала.

Очерк — малый жанр литературы, основанный на описательном характере какого-либо предмета, явления. Очерк подразделяется на виды: портретный, проблемный, путевой. Портретный очерк — анализ личности героя и его мировоззрения, который включает описание внешности, поступков, биографические сведения. Проблемный очерк — изложение социально значимой проблемы, где автор делится своим мнением по сформулированной проблеме и аргументирует её. Путевой очерк — впечатления о путешествиях, куда входят описание городов, стран, их жителей, нравов, традиций и пр.

Репортаж — сообщение о чём-либо с места события. Основная задача репортажа — создать эффект присутствия читателя, слушателя, зрителя. Для телевизионного репортажа важна оперативность: происходящие события излагаются автором по ходу его действия, печатный репортаж описывает сюжет события, сообщая значимую информацию. В энциклопедическом словаре СМИ под редакцией А. Князева подчёркивается значимость эмоциональности при составлении репортажа, на первый план которого «обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей».

Тексты публицистического стиля, как и художественного произведения, отражают индивидуальность автора, поэтому публицистический стиль часто смешивают со стилем художественной литературы. В отличие от научного и официально-делового стилей, публицистический стиль не является строго регламентированным и допускает вариантность норм.

Карточка. Прочитайте тексты. Какую(ие) проблему (ы) можно увидеть в этих текстах? Какие лексические средства использованы в данных текстах?

1.За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное словосвязку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «ложить».

2.Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.

3.И если всё это — великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов?

(Из газеты «Аргументы и факты»)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области