Мастер - класс: «Волшебный мир музыки»
Цель. Познакомить детей с музыкой русских композиторов.
Задачи:
- учить, внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения;
- определять общее настроение, характер музыкального произведения;
- выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разным характером музыки.
Материал: портреты П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.С. Пушкина,
иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, чистые листы, фломастеры, музыкальные инструменты: колокольчик, бубны, металлофоны, маракасы; детские столики, жетончики с изображением ноток)
Звучит «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.
В зал входят дети и садятся на стульчики
М.Р. Добрый день дорогие дети и наши гости!
Я рада видеть вас всех!
Я хочу вам всем раздать вот эти волшебные нотки
( Раздает жетончики)
Дети, а вы любите сказки? ( ответ)
Тогда отгадайте название сказок, которые я вам сейчас загадаю
Шапочку она ей подарила
Вы, подскажите, как имя ее?
(Красная Шапочка)
( Дюймовочка)
(Кот в сапогах)
И от волшебного поцелуя, проснулась она.
( Спящая красавица)
А какие, именно, вы любите сказки? ( Ответы детей)
А я очень люблю волшебные сказки, более того, я вам открою секрет… Я волшебница! Я уведу вас в сказочный мир
с помощью чудесной музыки. А чтобы попасть в сказочный мир нужно закрыть глаза.
(Дети закрывают глаза)
М.Р. Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
М.Р. Дети откройте глаза, какую удивительную волшебную музыку мы с вами сейчас услышали! А написал эту музыку великий русский композитор П. И. Чайковский. Жил он более ста восьмидесяти лет тому назад, но его музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал Петр Ильич, чтобы его музыку могли слушать как можно больше людей: и больших и маленьких. Он хотел, чтобы его музыка была утешением, радостью, подмогой. Ну, а теперь нас ждет царство музыки.
Звучит фрагмент « Увертюры « из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
М.Р. вот мы и очутились в царстве музыки. Вы удивлены? Она звучит так празднично ярко Музыканты чересчур разыгрались,, а успокоить их может только…
Дети. Дирижер!
М.Р. Эту чудесную музыку исполняет…
На сцене, будто праздник серебро и медь.
Сколько труб и скрипок разных
Трудно рассмотреть.
Кто- то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижер, он в черном фраке,
Он, как ласточка одет.
Все блестит в сиянье света,
Не найти свободных мест
Мы, ребята, знаем это…
Дети. Симфонический оркестр!
М.Р. Вы, наверное, все помните сказку « Щелкунчик», ну а «Вальс цветов» может напеть каждый . Давайте исполним вальс цветов Чайковского на музыкальных инструментах. Музыка вальса полна радости и красоты, поэтому исполнять его надо плавно и легко , и нежно.
Выходите те дети, кому я раздала желтые нотки.
Дети подходят к столикам, где лежат музыкальные инструменты, выбирают по желанию любой инструмент и музыцируют под музыку.
Это задание:
М.Р. Молодцы! Вы очень выразительно исполняли вальс. Теперь познакомьтесь с волшебным котом, который живет в моем царстве.
« У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том:
И днем , и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Пойдет направо песнь заводит,
Налево сказки говорит…
Этот кот действительно ученый. Во всем, что касается сказок, пения и музыки, ему нет равных. Он даже умеет разговаривать, но услышать его может не каждый. Вы мне сейчас поможете услышать волшебного кота.
Проводится игра: «Отгадай и нарисуй». Выходят дети с синими нотами, подходят к столикам, берут бумагу и фломастеры и рисуют картинки, соответствующие музыкальному образу, который они услышат.
Звучит несколько музыкальных фрагментов из музыкальных произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского.
Эта игра способствует:
М.Р. Вы были очень внимательны и услышали, о чем рассказывал кот. Чем же мне вас еще удивить? В моем царстве живут феи, слышите их шаги?
Звучит фрагмент «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Голос с аудиозаписи: Я фея Танца, а я фея Мелодия
И мы рады с вами познакомиться.
А какие песни вы знаете?
М.Р. Вы знаете пока феи шли сюда, вдруг они превратились в невидимок и поэтому мы услышали только их голоса. Но давайте , мы выполним их просьбу, отгадаем по мелодии песню и с помощью жестов и мимики покажем характер песни.
Проводится игра: «Определи характер песни». Выходят дети с красными нотками.
В этой игре:
М.Р. В царстве музыки много прекрасных мелодий, а чтобы их услышать мы полетим за феями.
Выходят дети с зелеными нотками.
Звучит тема «Лебеди» из балета «Лебединое озеро»
М.Р. А сейчас вы услышали музыку лебедей. Давайте трепетно, грустно и тревожно изобразим полет лебедей и придумаем свой танец.
В этом задании у детей:
М.Р. Молодцы!
Звучит Мазурка.
М.Р. Слышите, как празднично, торжественно звучит эта Мазурка. Мы прилетели на бал и тоже можем потанцевать.
Выходят все участники и исполняют Мазурку - импровизацию.
М.Р. Какие интересные сказки рассказала нам музыка. А главной волшебницей была не я, а вот эти (показывает на портреты композиторов) волшебники: писатели - сказочники и композиторы.
Запомните их, ведь они создали прекрасную музыку и волшебные сказки.
Я рада, что вам очень понравилось в нашем царстве музыки, и что вы окунулись в атмосферу волшебных звуков и сказок.