Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по предмету "Родная литература русская" 10-11 класс

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рабочая программа по родной литературе (русской)

на 2022-2023, 2023-2024 учебные годы

10–11 классы

(базовый уровень)

Количество часов: 68 часов (10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа)

Количество часов в неделю: 1 час

Количество практических работ/ тестов: 8/5

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе (русской) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28; требованиями Государственного образовательного стандарта общего (среднего) образования; письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. N 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; учебным планом Лицея №4 на 2022–2023, 2023-2024 учебные годы. Рабочая программа по родной литературе (русской) реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе, построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Родная литература  – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского  народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Родная литература (русская)» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности литература обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение родной литературы (русской) в средней школе направлено на достижение следующих целей: - включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;- формирование осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;- формирование устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа предусматривает формы организации урока: коллективные, парные, групповые, индивидуальные. Виды занятий: заочная экскурсия, игровой урок, урок-путешествие, защита проектов и исследовательских работ, инсценированный урок, круглый стол, семинар, урок-исследование, урок-зачет.

Программа по родной литературе (русской) соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к литературным явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной литературе (русской) – как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной литературе (русской) связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная – с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение литературного процесса в России ХIХ века, в 11 классе – изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа. Рабочая программа направлена на детальное и творческое осмысление обучающимися 10-11 классов классических образцов русской словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний. Содержание программы будет реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

1)рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

2) репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

3)продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

4) поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

5) исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности обучающихся, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Программа отвечает всем основным целям преподавания литературы, способствуя формированию у обучающихся языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Программа курса «Родная литература (русская)» подготовлена для учащихся 10-11 классов и призвана обеспечить более высокий уровень филологической подготовки. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в образовательную область «Родной язык (русский) и родная литература (русская)». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы (русской) в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс-34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МАНОУ «Лицей № 4» на 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.

Курс общего (среднего) образования предполагает изучение предмета «Родная литература (русская) в количестве 68 часов.

Личностные результаты освоения программы:1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);2.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3.Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;4.Осознание эстетической ценности  русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;

  5. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);

8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

9. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;

10. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

В ходе изучения произведений  родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

 В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится

1.Взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2.Осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

3. Воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

4. Осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

Ученик получит возможность научиться

2.Овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

3.Воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;

4.Интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»;

5.Устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;

6.Создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

4.Тематическое планирование

10класс

Тема урока

Кол-во уроков

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Древнерусская литература.

3

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров; поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; пересказ сюжетов древнерусских летописей; нравственная оценка поступков героев летописей; обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты

2

Литература русского Просвещения XVIII века

5

Поиск сведений о писателе; пересказ фрагментов публицистического и научнопопулярного текстов; выразительное чтение стихотворения; поиск незнакомых слов; определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге; поиск в произведении юмористических элементов. Устный рассказ о баснописце; выразительное чтение басни; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; характеристика героев басни; формулирование вопросов к тексту; устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; работа со словарём литературоведческих терминов.

3

Литература первой половины XIX века

14

Устный рассказ о поэте; различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода. Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; устный или письменный ответ на проблемный вопрос; написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов.

4.

Литература второй половины XIX века

12

Устный рассказ о поэте; различные виды пересказа; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; формулирование вопросов по тексту произведений; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; составление плана устного и письменного рассказа о герое; сравнительной характеристики героев; анализ различных форм выражения авторской позиции; устный и письменный анализ эпизода.

11 класс

Тема урока

Кол-во

уроков

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Литература второй половины XIX века

8

Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений; выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы; характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания; анализ различных форм выражения авторской позиции; составление плана характеристики героя; устная и письменная характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа; составление сравнительной характеристики героев и произведений; составление плана анализа стихотворения или фрагмента эпического произведения; письменный анализ эпизода или стихотворения по плану; устный или письменный ответ на проблемный вопрос; написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта; нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ; работа со словарём литературоведческих терминов.

2.

Литература XX века

16

Устный рассказ о писателе; выразительное чтение рассказов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы; различные виды пересказов; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; устная и письменная характеристика героев; нравственная оценка героев рассказов; составление плана речевой характеристики героев; подбор материалов и цитат на заданную тему. Устный рассказ о писателях; выразительное чтение стихотворений; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции, составление письменного анализа эпизода или стихотворения

3.

Литература о Великой Отечественной войне

4

Устный рассказ о писателе; выразительное чтение стихотворений; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устный или письменный ответ на вопрос; участие в коллективном диалоге; анализ различных форм выражения авторской позиции, составление письменного анализа эпизода или стихотворения; решение тестов

4.

Поэзия и проза 70-90-х годов XX века.

6

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен и романсов; устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров; устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования); участие в коллективном диалоге; составление плана отзыва о песне, романсе, письменный отзыв по плану (с использованием цитирования); игровые виды деятельности: конкурсы, викторины

5.Содержание тем учебного предмета «Родная литература (русская)»

10 класс

Раздел, цель изучения

Тема

Воспитательные задачи

Универсальные учебные действия

Формы контроля

РАЗДЕЛ 1. Древнерусская литература. (3ч)

Цель:

- дать общую характеристику древнерусской литературы (XI-XII веков) и показать ее своеобразие;

- выявить связь литературы с эстетическими принципами фольклора.

1.Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». 2.Художественные принципы древнерусской литературы.

3. Понятие клерикальной литературы.

Формировать интерес к предмету, гражданскую позицию.

Содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей, познаваемости мира и его закономерностей.

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (ознакомить с произведениями литературы и искусства).

Личностные УУД. Владение монологической и диалогической речью;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные Коммуникативные:

знать основные этапы литературы.

Регулятивные:

у м е т ь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа, владеть монологической и диалогической речью

Познавательные:

объяснять принадлежность произведения к периоду создания.

РАЗДЕЛ 2. Литература русского Просвещения XVIII века.

(5 ч)

Цель:

- повторить черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении;

- обзорно рассмотреть основные темы в творчестве поэтов и писателей М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева;

- раскрыть роль Д.И.Фонвизина в развитии русской драматургии и театра.

1.Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. 2.«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе.

3-4.Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.

5.Д. И. Фонвизин и русский театр.

Воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге.

Повышать мотивацию к изучению литературы.

Формировать интерес к литературе как к части общечеловеческой культуры.

Воспитывать творческое отношение к учебной деятельности.

Личностные УУД. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные УУД. Коммуникативные: знать содержание произведения; приемы анализа произведения.

Регулятивные:

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении.

Познавательные:

уметь искать нужную информацию по заданной теме.

Практическая работа №1

Тест

РАЗДЕЛ 3. Литература первой половины XIX века.

(14 ч)

Цель:

- повторить основные этапы жизни и творчества А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя;

- выявить черты классической комедии в театре А. С. Грибоедова;

- выявить романтические традиции в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова;

- обобщить понятие "маленького человека" на примере произведений А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя

1. Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С.

2-3. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента.

3. Зарождение романтизма в русской литературе.

4.А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина.

5. Русский роман. Исторические произведения. 6.Понятие «маленького человека» в русской литературе.

7-8. М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. 9.Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова.

10-11. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги).

12.Лирическое отступление как средство художественной выразительности13-14. Внесюжетные элементы в произведениях русских писателей.

Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

Воспитывать бережное отношение и уважение к традициям своего народа.

Формировать чувства гуманизма и любви к прекрасному.

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (ознакомить с произведениями литературы и искусства).

Личностные УУД.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: знать содержание произведения; приемы анализа произведения.

Регулятивные:

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении.

Познавательные:

уметь искать нужную информацию по заданной теме.

Практическая работа №2

Выр.чт.

Практическая работа №3

РАЗДЕЛ 4. Литература второй половины XIX века.

(12 ч)

Цель:

- показать значение русской литературы второй половины XIX в. в развитии мирового литературного процесса;

- дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме.

1. И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя «Обрыв» «Обломов».

2. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник».

3. И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»».

4.Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова.

5.Поэзия «чистого искусства» как направление в литературе.

6. Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии. 7.Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

8. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. 9.Сатира как художественный прием в литературе.

10. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского.

11.Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев.

12. Повторение по разделу «Литература второй половины XIX века».

Формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Содействовать формированию мировоззренческих понятий.

Вызвать чувство удивления и гордости за свою страну.

Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формировать основы патриотизма.

Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе.

Обеспечить развитие общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических качеств.

Личностные УУД.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: уметь использовать приемы сопоставительного анализа

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме.

Выр.чт.

Тест

Практическая работа № 4

11 класс

РАЗДЕЛ 1. Литература второй половины XIX века. (8 ч)

Цель:

- показать значение русской литературы второй половины XIX в. в развитии мирового литературного процесса;

- дать понятие о появлении «новой волны» в русском реализме.

1.Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души.

2.Понятие «диалектика души». Психологический портрет героя в произведениях Л.Н. Толстого.

3. Новый жанр романа-эпопеи в русской литературе. 4.Духовные искания героев Л.Н. Толстого. Тема предательства и патриотизма на войне.

5. Общественно-политическая жизнь России конца XIX-начала XX века и её отражение в литературе.

6.Малый жанр в русской прозе. Особенности творчества А. П. Чехова.

7. Новаторство в русской драме. Принципы «новой драмы».

8.Ремарка как средство художественной выразительности.

Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

Воспитывать нравственные качества.

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Формировать интерес к предмету и чтению.

Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувству сопереживания.

Формировать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитывать творческое отношение к учебной деятельности.

Личностные УУД.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: уметь использовать приемы сопоставительного анализа

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме.

Практическая работа №1

Тест

РАЗДЕЛ 2.Литература XX века.

(16 ч)

Цель:

- показать значение русской литературы ХХ в. в развитии мирового литературного процесса.

- дать понятие о появлении новых литературных направлений и течений в русской поэзии начала ХХ века;

- раскрыть своеобразии поэзии "серебряного века";

- выявить традиция и новаторство в литературной сказке М. Горького;

- проанализировать разные художественные манеры изображения Гражданской войны и революции в творчестве М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева.

1.Русская реалистическая проза начала XX века.

2.Своеобразие прозы И. А. Бунина. 3.Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.

4. Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили.

5. Своеобразие лирики А. А. Блока. Образ революции в поэмах Блока.

6. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания.

7. В. В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. 8.Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм.

9. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. 10.Трансформация образа русской природы в творчестве поэта.

11.Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.

12. А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе.

13.Традиция и новаторство в рассказах М. Горького.

14. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева.

15. Своеобразие героев и особенности конфликтов в произведениях Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицына. 16.Традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Создавать условия для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

Продолжить воспитывать интереса к предмету, к учению.

Воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции.

Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи, толерантности.

Воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова.

Личностные УУД.

Работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: знать содержание произведений; приемы сопоставительного анализа

Регулятивные:

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии

Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме.

Практическая работа №2

Выр.чт.

Тест

РАЗДЕЛ 3. Литература о Великой Отечественной войне.

(4 ч)

Цель:

- показать патриотический характер прозы А. Твардовского, М. Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова;

- раскрыть новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.

1. Собирательный образ русского солдата в произведениях А. Твардовского.

2.Тема патриотизма на войне в рассказах М. Шолохова, Б. Васильева, В. Быкова.

3-4.Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.

Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.

Воспитывать нравственные качества.

Воспитывать способность к преодолению трудностей.

Личностные УУД.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: знать содержание произведения; приемы анализа произведения.

Регулятивные:

уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении.

Познавательные:

уметь искать нужную информацию по заданной теме.

Практическая работа №3

РАЗДЕЛ 4. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века. (6 ч)

Цель:

- познакомить с личностью В.Шукшина;

- дать понятие об основных эстетических принципах, особенностях тематики творчества, новаторстве В.Шукшина;

- раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира нового лирического героя в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.

- совершенствовать навыки анализа прозаического текста.

1. Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. 2.Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова. 3.Нравственные проблемы в рассказах В. Белова, В. Астафьева.

4. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова.

5. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.

6. Повторение по разделу «Поэзия и проза 70-90-х годов XX века».

Содействовать воспитанию уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Воспитывать духовно богатую, нравственно ориентированную личности с развитым чувством самосознания.

Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе.

Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Продолжить воспитывать в учащихся толерантность, терпимость, уважение чужого мнения.

Способствовать воспитанию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Личностные УУД.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

Метапредметные УУД.

Коммуникативные: уметь использовать приемы сопоставительного анализа

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Познавательные: выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства; владеть монологической и диалогической речью; искать нужную информацию по заданной теме.

Выр.чт.

Тест

Практическая работа №4

6.Темы проектов по родной литературе

1.Имена собственные в произведениях И.А. Гончарова.
2. Что читают герои романа "Преступление и наказание"?

3. Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова.

4. Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова.

5. Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).

6. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)

7. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.

7.Учебно-методический комплекс

Для учителя:

Для обучающихся:

1.Литературный энциклопедический словарь / Подгот. Е.И. Бонч-Бруевич и др.; Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 2018. – 750 с.

2. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А. Николаева. – Москва: «Просвещение», 2019.

3.Словарь литературных терминов: [современное толкование, более 100 терминов и понятий, примеры из литературных произведений] / Сост. Клюхина И.В. – Изд. 5-е. – М.: ВАКО, 2020. – 96 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области