Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Тренировать-не значит дрессировать» зачем тренеру изучать спортивную психологию

обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эссе на тему:

«Тренировать-не значит дрессировать»: Зачем тренеру изучать спортивную психологию

Работу выполнил:

Гизатуллин Ильнар Нурисламович,

Тренер МАУ «СШОР «ФСО «Авиатор»» г.Казань

Казань-2022

Успех в спорте в значительной мере зависит от индивидуальных психологических особенностей спортсмена, а конкретные виды спорта предъявляют к нему определенные требования и вместе с тем формируют качества личности, необходимые для успешного осуществления соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка – это специальная система психолого-педагогических воздействий на психику человека, применяемых с целью формирования и совершенствования у него психических качеств и свойств личности, необходимых для решения поставленных задач в конкретных ситуациях.

Психология спорта – одна из прикладных отраслей психологии, объектом которой являются спортсмены, а предметом – психологические закономерности спортивной деятельности, особенности психических процессов, психических свойств и психических состояний спортсменов и тренеров, проблемы личности и коллектива. Таким образом, психология спорта опирается на знания из самых различных отраслей психологической науки и в то же время вносит вклад в развитие психологии в целом. Спортивный психолог сегодня – явление достаточно редкое. Существующая практика показывает, что включаться в работу по психологическому сопровождению спортивной деятельности, консультировать тренеров, спортсменов, родителей, руководителей ДЮСШ приходится психологам, казалось бы, далеким от спорта: школьным психологам, психологам образования.

Поэтому, я как тренер, много изучаю литературы по психологии спорта и коллегам советую к прочтению книги:  Психология личности / В.А. Аверин., Психология спорта. Курс лекций / Л.Н. Акимова., Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин.

А ещё, многие тренеры ревниво относятся к тому, чтобы с их спортсменами работал кто-то кроме них. Им кажется, что сейчас придёт психолог, сломает всю систему, подорвёт их авторитет. Надо сказать, что это не так. Психолог — помощник, а не конкурент. Самое главное, что стоит понять тренеру: спортивная психология — это дополнительный инструмент достижения цели спортсменом и тренером. Если вы, тренер, не хотите пускать в команду другого специалиста, то попробуйте сами изучить основы психологии, и увидите, насколько легче вам станет работать, а вашему спортсмену — показывать классные результаты.

Часто тренеры думают, что чем громче кричишь, тем быстрее спортсмен побежит. Это действительно может сработать, но такой результат будет неосознанным и единоразовым, потому что основан на страхе. А психика спортсмена не полигон для испытаний и экспериментов. Спортивная психология научит искать к спортсмену подход и понимать, что его действительно вдохновит на победу. Ну и, конечно, знание азов спортивной психологии уменьшит у спортсмена стресс и волнение перед соревнованиями.

Из опыта работы …. Однажды ко мне обратилась мама девочки, которая занимается гимнастикой. Она рассказала, что специально искала спортивного психолога, потому что понимала: обычный психолог поможет завершить карьеру, а их задача — идти дальше.

Обычный психолог помогает человеку жить в гармонии с собой, спортивный психолог помогает расширять психологический диапазон. Спорт — это не про гармонию, а про постоянное преодоление себя, терпение боли ради того, чтобы продвинуться чуть-чуть дальше.

Важно создать в коллективе такую обстановку, такой микроклимат доверия, при котором каждый может свободно высказать вслух свои мысли и суждения, не опасаясь оказаться неверно понятым всегда уверен в том, что к его планам и мечтам тренер отнесется с пониманием. Тренер – воспитатель, как утверждает известный наставник А. Бондарчук, должен помнить, что он морально ответствен и за будущее своего ученика. Надо предвидеть, кем станет спортсмен после окончания спортивной деятельности. Тренер просто обязан любить воспитанников, жить для них; без этого его работа не имеет смысла.

Тренер-это не просто учитель, но и друг. Человек, который всегда найдёт нужные слова и методы, чтобы замотивировать идти вперёд. Человек, который следит за твоим здоровьем, спрашивает хорошо ли ты покушал и помогает достичь заветной цели. Тренер создаёт настроение и заряжает энергией. Скажите, бывало такое, что приходишь на тренировку грустный, заходишь в зал, а тут доброжелательное: «Привет», от твоего тренера. И сразу настроение улучшается. Без знания основ психологии трудно все это воплотить в реальной жизни.

Хочу поделиться небольшой методической разработкой, которую я использую в своей работе. Называется он «Дневник успеха». В начале каждых соревнований мы с воспитанниками формулируем спортивную цель. Во время подготовки к соревнованиями ребята ведут дневник достижений «Спортивный ассистент», а в конце соревнований — описывают свой путь и сложности, с которыми столкнулись на пути к цели. После окончания соревнований комплексно рассматриваются все пути решения и даются рекомендации по дальнейшему движению к цели.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.12.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области