Тема: «По сказочной дороге»
Цель занятия: речевое и познавательное развитие, обобщение знаний детей о безопасном поведении на улице, рядом с оживленной дорогой, расширение словарного запаса по теме «Правила дорожного движения».
Задачи:
Обучающие (образовательные):
- Способствовать развитию звуковой культуры речи у детей.
- Пополнить словарный запас детей младшего дошкольного возраста: «дорожные знаки», «перекрёсток».
- Закрепление знаний о светофоре, пешеходном переходе, поведении пешеходов у дороги, о видах транспорта.
- Стимулировать диалоговое общение детей.
- Корректировка звукопроизношения.
Развивающие:
- Развивать внимание, сообразительность, речевую активность.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развитие творческого потенциала, воображения.
- Мотивировать к самостоятельному принятию решения в определении содержания работы по заданной теме.
Воспитательные:
- Формировать организованность, самостоятельность, усидчивость.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение к животным, к окружающему миру.
- Формировать навыки сотрудничества и умения работать в коллективе, в подгруппе, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
- Способствовать формированию навыка самоконтроля.
Тип занятия:
Интегрированное занятие по речевому развитию у детей младшего дошкольного возраста, по познавательному развитию, по социально-коммуникативному развитию.
Форма занятия:
Непосредственная образовательная деятельность. Фронтальная форма организации образовательного процесса. Театрализованное занятие (показ кукольного спектакля).
Продолжительность занятия: 15 минут.
Участники: воспитанники второй младшей группы, воспитатель, помощник воспитателя (помогает держать куклы за ширмой).
Возраст обучающихся: 3 – 4 года.
Оборудование и материалы:
- ширма для кукольного театра;
- вырезанная длинная дорога – по длине ширмы, чтобы ее можно было перекинуть на длинных нитках на лицевую сторону ширмы; перекресток;
- дорожный знак (пешеходный переход);
- перчаточные куклы: два гуся, поросёнок, лиса, медведь;
- игрушечная машина (по имени Бум-Бум) на палочке;
- вырезанные из бумаги игрушечный автобус, троллейбус на длинных нитках, чтобы их можно было перекинуть в нужный момент сказки на лицевую сторону ширмы;
- светофор на длинной нитке, чтобы его можно было перекинуть на лицевую сторону ширмы;
- картинки для мнемотаблицы: светофор, знак пешеходный переход, перечеркнутый человечек, красный круг, зеленый круг, дорога, восклицательный знак, ладошка (пальчики).
- за ширмой: стул для воспитателя, рассказывающего сказку, и стол для размещения кукол;
- музыкальный центр для физкультминутки;
- звуковой ряд: песня «Два весёлых гуся» (припев), бодрая музыка.
Предварительная подготовка:
Беседы с детьми о правилах дорожного движения, о безопасном поведении у дороги, организация выставок рисунков и поделок на тему «Правила дорожного движения», расширение кругозора детей младшего дошкольного возраста в рамках непосредственной образовательной деятельности. Организация тематического уголка в группе с игрушечной дорогой, машинками, знаками дорожного движения и светофором. Подготовка наглядного пособия «Дорожная азбука». Использование физкультминуток по теме «Правила дорожного движения» в рамках непосредственной образовательной деятельности и в ходе совместной деятельности с детьми. Разучивание с детьми песни «Два весёлых гуся» и других. Использование театрализации в образовательной деятельности.
Предполагаемый результат занятия: дети смогут лучше узнать правила дорожного движения, пополнят словарный запас (слова: дорожный знак, перекресток), запомнят стихотворение по правилам дорожного движения, что способствует развитию памяти и звуковой культуры речи.
Методы и приемы работы с детьми:
- Игровые; - Наглядные; - Словесные; - Практические.
Структура занятия:
Приглашение ребят в сказку: Любите ли вы сказки? Знаете ли вы историю про двух весёлых гусей? А хотите ли услышать про их новые приключения?
2 минуты
Основная часть
Воспитатель показывает детям кукольный театр с использованием перчаточных кукол и картинок. С помощью наводящих вопросов дети подключаются к рассказыванию истории, совместному сочинительству.
Два весёлых гуся из сказки отправились гулять без спроса бабушки к дороге. На дороге им встречается автомобильчик Бум-Бум, не знающий правила дорожного движения. Он предлагает покататься. Гуси соглашаются. Все едва не попадают в аварию на оживлённой дороге. На помощь им спешит Светофор.
Физкультминутка-игра «Дорожная страна»
Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
10 минут
Заключительная часть
Обсуждение: почему два гуся и автомобильчик Бум-Бум попали в аварию; что такое перекресток; для чего нужны светофор и дорожные знаки; где пешеходы должны переходить дорогу, на какой сигнал светофора и прочие вопросы по ходу занятия. Закрепление стихотворения: повторение дорожного правила для двух непослушных гусей и автомобильчика Бум-Бум. Рефлексия. Отправление гусят домой, встреча их с бабушкой. Автомобильчик Бум-Бум остается в детском садике с детьми, которые его будут учить правилам дорожного движения.
3 минуты
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А знаете ли вы историю про двух весёлых гусей?
Дети (варианты индивидуальных ответов): Гуси спрятались от бабушки в канавке. Бабушка заплакала. Потом гуси к ней выбежали.
Воспитатель: Всё верно. И вот, представляете, эти самые два весёлых гуся снова не послушались бабушку, ушли одни гулять. Как думаете, правильно они поступили? И что теперь с ними может произойти?
Дети: Нельзя уходить без разрешения. Можно выходить из дома только с мамой, папой или бабушкой. С теми, кто не слушается, может случиться беда. Они могут попасть под машину.
Воспитатель: Вот именно так чуть не произошло и с нашими гусятами. Хотите узнать новую историю про их приключения?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда усаживайтесь удобнее и слушайте внимательно. Сказка …
Дети (вместе): … начинается!
Воспитатель (за ширмой, с использованием кукол перчаточных) начинает рассказ: Жили-были два…
Дети: … весёлых гуся!
Воспитатель: Жили - поживали, песни распевали, зерно клевали. Покажите, ребята, как гуси зерно клевали?
Дети показывают.
Воспитатель: Гуси песни распевали…
Дети имитируют голос гусей: га-га-га…
Воспитатель: И вот однажды решили гуси отправиться гулять одни. Мимо их двора как-то пробегал поросёнок и прохрюкал: «Сидите тут в своем дворе, у бабушки под окном, а вокруг столько всего интересного! Вы хоть знаете, что рядом есть бооооо-ооо-оольшая дорога, на которой много-много автомобилей. На дороге есть даже перекресток и много дорожных знаков. Это так интересно! Хрю-хрю». Покрутил хвостиком, хрюкнул весело и убежал. А гуси с тех пор задумались: «Про что же это рассказывал поросёнок? Что такое за странное слово – перекрёсток? И что такое дорожные знаки? И вообще, как выглядят эти самые автомобили? Может, это зверьки такие необычные, которых мы, гусята, пока просто не видели?» А вы, ребята, знаете, что такое автомобили?
Дети: Это машины, они ездят по дороге. К ним близко подходить нельзя!
Воспитатель: Какие вы молодцы, всё знаете! А вот наши гусята не такие умные и послушные, как вы, и они побежали со всех своих гусиных лапок прямо к большой оживленной дороге, по которой ездили все взрослые зверята из сказок. На ней, говорят, на своем автомобиле даже ездит Волк из сказки про Красную шапочку, а три медведя из другой сказки – на автобусе. А каких еще героев сказок вы знаете? На чем они могут ездить?
Дети предлагают свои варианты, тем самым подключаясь к сочинению сказки. Воспитатель развивает их ответы.
Воспитатель: Действительно, все сказочные герои ездят по этой дороге. И очень-очень все радуются, что эта дорога есть. А как вы думаете, зачем в сказочной стране нужна дорога?
(Дорога перекинута на лицевую сторону ширмы – на ниточках).
Дети (разные варианты): чтобы ездить друг к другу в гости. Когда пешком далеко, быстро домчит автомобиль.
Воспитатель: Верно. Но малышам, таким как наши два веселых гуся, не место у дороги. Но непослушные гусята побежали прямо к машинам! И бум- бум – угодили прямо под автомобиль! Одному из гусят автомобиль наехал на лапку, второму на крылышко. «Ой-ой, ой, - зашипели гусята. – Тут совсем невесело». И тут к ним подъехал тот самый автомобиль, который наехал на гусят: «Привет! Я смотрю, вы веселитесь, бегаете у дороги. Я тоже люблю побаловаться! Меня зовут автомобильчик Бум-Бум. А вас как зовут?» Но гусята так перепугались всего, что с ними произошло на дороге, что даже забыли свои имена. Ребята, как зовут гусят?
Дети: Один – Белый, другой – Серый.
Воспитатель (продолжает рассказывать сказку): Гусята только сидели и тихонечко шипели от обиды, что Бум-Бум на них наехал.
Повторение вместе с детьми чистоговорки:
Ши-ши, ши-ши, гуси наши хороши.
Не бегите вы из дома – ши-ши-ши-ши.
Не играйте у дороги! – ши-ши-ши-ши.
Воспитатель (продолжает сказку): «Да, ладно, не обижайтесь! - крикнул гусятам автомобильчик Бум-Бум. – Хотите, я вас покатаю?». И гусята согласились! И только они сели в машинку, как Бум – Бум быстро набрал скорость и поехал по дороге. «Что ты делаешь!» - кричали ему в ужасе сказочные герои из других машин. А Бум-Бум ничего не замечал, пока не врезался в столб. И набил себе шишку! «Ой, как больно» - забибикал Бум-Бум. Гусята тоже были перепуганы. Только вот это был вовсе не столб, а… Впрочем, ответьте-ка, лучше вы, кто это. Отгадайте, ребята, загадку.
На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит.
Красным глазом засияет –
Нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт –
Иди смело, пешеход!
Дети: Светофор!
Воспитатель: Молодцы! А зачем он нужен на дороге?
Дети: чтобы машины не попадали в аварию.
Воспитатель: На какой свет нельзя ехать автомобилям?
Дети: На красный!
Воспитатель: Теперь, с вашей помощью, и гусята, и автомобильчик Бум-Бум это запомнит. А наш светофор приглашает вас поиграть. Только точно также, как у дороги, в нашей игре тоже есть свои правила. Их нарушать нельзя.
Физкультминутка-игра «Дорожная страна» (под бодрую музыку)
Есть Дорожная страна,
С нами рядышком она.
В ней машины – влево – вправо.
В ней автобус едет прямо,
У троллейбуса рога
Зацепляет провода.
Всё, поехали!
Но вот – загорелся «Красный»!
СТОП!
Едут «машинки», «троллейбус», «автобус» (игрушки в руках у детей)
Наклоны в стороны
Едут друг за другом
Поднимают руки вверх
Опустили
Быстрый шаг (или бег – в этом случае лучше с бумажными машинками)
Дети должны остановиться
Вдох – выдох (3 раза)
Игра повторяется по желанию детей.
Воспитатель: А между тем, мы с вами оказались на перекрестке.
(через ширму перекидываются крест-накрест две дороги – перекресток, светофор перемещается туда). Это такое место на дороге, где дороги пересекаются. Машины едут в разных направлениях, и здесь надо быть особенно внимательными. А вот без знаний правил дорожного движения, как это делает Бум-Бум и наши гусята, на перекресток, как и в целом на дорогу, выезжать или выходить нельзя. Ребята, а напомните нашим гусятам, где можно переходить дорогу? Что на ней должно быть нарисовано?
Дети: пешеходный переход - белые полоски.
Воспитатель: Вот и на нашем перекрестке появляется пешеходный переход. И рядом знак – пешеходный переход. Посмотрите, что на нем нарисовано
(Воспитатель перекидывает через ширму пешеходный переход на дорогу и знак пешеходного перехода. Обсуждение с детьми, рассматривание).
Воспитатель (с использованием мнемотаблицы повторяет с детьми стихотворение):
Вот знак дорожный – переход!
Ты замедли здесь свой ход!
Один, два, три, четыре, пять,
На светофор смотри опять!
Красный – стоп, зеленый – в путь!
И про правила ты не забудь!
Воспитатель: А вот и пешеходы.
(Через дорогу переходят Лисичка и Медведь. Можно использовать любые куклы).
Воспитатель: А теперь и наши гусята, после того, вы им все объяснили, хотят перейти дорогу правильно.
(Несколько детей надевают по очереди гусят на руки и изображают переход через дорогу по пешеходному переходу).
Воспитатель: а кто поможет нашему автомобильчику Бум-Буму проехать правильно по дороге, чтобы не попасть в аварию.
(Дети пробуют – на лицевой стороне ширмы).
Воспитатель: Нашим гусятам пора отправляться домой. Кто их там ждет?
Дети: Бабушка!
Воспитатель: Только им надо помочь. Светофор говорит, что обязательно доведёт гусят до дома, только вы должны ответить на его вопросы. Поможем гусятам?
Вопросы к детям на закрепление материала:
почему два гуся и автомобильчик Бум-Бум попали в аварию; что такое перекресток; для чего нужны светофор и дорожные знаки; где пешеходы должны переходить дорогу, на какой сигнал светофора и прочие вопросы по ходу занятия.
Воспитатель: Гусята уже отправились к бабушке, они пообещали, что больше никогда не будут убегать к дороге и садиться в чужие машины. А вот автомобильчик Бум-Бум решил поехать в детский сад, учить правила дорожного движения. Возьмем его к себе?
Дети: Да!
(Далее можно разрешить детям выбрать себе по машинке из тематического уголка в группе и поиграть на лицевой стороне ширме, куда перекинута дорога, троллейбус, автобус, светофор). Воспитатель контролирует процесс, ч