Халиуллина Алсу Ильдусовна
Воспитатель МБДОУ «Ляйсан» Республика Татарстан, с. Муслюмово
Игра- является ведущим деятельностью дошкольника. Через игру дети познают мир, готовятся к взрослой жизни. Д.Б.Эльконин утверждал, что игра- моделирующий тип деятельности, в который операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.
В ходе воспитания и обучения ребенка игра формируется как самостоятельная деятельность. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Игра — один из важных аспектов для сплочения детского коллектива. Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры — взаимоотношениях между людьми. В ходе игры дети учится коммуникабельности и устанавливают общение между собой. В любой игре есть правила— поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Дети играют большую часть времени. За время дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.
Рассмотрим дошкольный по группам.
Младшие дошкольники играют одни. У них игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Если сделать вывод, то такую игру можно назвать не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной.
Дошкольники среднего возраста уже начинают играть между собой. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опыта детей.
Дошкольное детство — пеpиод познания миpа человеческих отношений. Ребенок моделиpyет их в сюжетно-pолевой игpе, котоpая становится для него ведyщей деятельностью. Игpая, он yчится общаться со свеpстниками. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску.
В противном случае обучение игре становится механическим. Игра — самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Список литературы: