Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная программа "Будущее Земли зависит от тебя" социально - гуманитарной направленности

Программа «Будущее Земли зависит от тебя» ориентирована на развитие у младших школьников и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества особое значение приобретает формирование личностных установок разумного построения своего поведения в природе, восприятия ее как одной из высших ценностей, обеспечивающих самореализацию личности человека в обществе. Глубокие экологические знания, как правило, нужны лишь тем, кто планирует заниматься этими вопросами профессионально. Но задача школы  – прежде всего, формирование экологической культуры. Само по себе изучение предмета «Экология» эту задачу не решает: школьник может выучить определения, пересказать параграф, но нет гарантии, что за пределами школы, в повседневной жизни, в своей будущей работе он станет бережно относиться к природе.

Проблема формирования экологической культуры требует комплексного решения, и здесь велика роль внеурочных занятий в системе дополнительного образования: факультативы по экологической проблематике, экологические объединения, движения, реализация дополнительных образовательных программ по экологическому образованию обучающихся.

Программа «Будущее земли зависит от тебя» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основ экологического образа жизни.

Образовательная программа «Будущее земли зависит от тебя» является модифицированной программой социально- гуманитарной направленности. Программа знакомит обучающихся с экологичным образом жизни.

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Конвенция о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);

- Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018№52831);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», разработанные Центром социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, г. Москва 2015г.

- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019г № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021г № 6524 -н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 17.12ю2021г за № 66403);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дома творчества «Форус» Советского района г. Улан-Удэ»;

- Локальные нормативные акты.

Центральное место в воспитательной системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

Развивающая программа в содержание курса включает проектную деятельность. Знания и умения, полученные в проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах.

При составлении и реализации данной программы используются принципы:

- добровольности;

- системности;

- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Занятия строятся в такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей.

Проявленная смекалка, изобретательность и стремление к экологичной, творческой деятельности поощряется и стимулируется. Применяются групповые формы работы и индивидуальные консультации.

1.1. Направленность.

Образовательная программа «Будущее земли зависит от тебя» является модифицированной, носит социально - гуманитарную направленность, рассчитана на детей 7 – 17 лет, сроком реализации на 1 год.

Программа «Будущее Земли зависит от тебя!» ориентирована на развитие у младших школьников и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.

1.2. Актуальность программы

Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится не только общеобразовательной школе, но и дополнительному образованию. Образовательные учреждения, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работают на будущее.

1.3. Педагогическая целесообразность.

Особенностью данной программы является её практическая и исследовательская направленность в изучении материала.

Дополнение и расширение знаний по экологии, полученных на занятиях и формирование навыков экологичного образа жизни, применение их в быту, изучения природы, через познавательно-экспериментальную деятельность.

Программа включает такие методы работы как акции, выездные занятия, экскурсии, проведение мастер-классов, творческие занятия.

Большая часть учебного времени отводится на практическую работу с обучающимися с целью развития и закрепления практических навыков применения основ экологичного образа жизни, для дальнейшего использования в жизни.

1.4. Отличительная особенность программы.

Новизна программы в том, что она направлена на внедрение исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, то есть посвящена экологическим проблемам своего родного края, где живут обучающиеся, то есть всему, что их окружает. Причем большинство экологических проблем: будь то выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира являются общими для всех населенных пунктов Республики Бурятия.

1.5. Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-10 лет (младший школьный возраст) 11- 14 лет (средний школьный возраст); 15 – 17 лет (старший школьный возраст).

Возраст детей и их психологические особенности:

Младшая возрастная группа (7-10 лет):

      В  этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости,  ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем  самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

      Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

Средняя возрастная группа (11-14 лет):

      11-14 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

      Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности.

      Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом.

Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые  занятия.

Особенности набора детей: набор в объединение свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.

Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в объединении.

1.6. Уровень программы, объём и сроки реализации программы

Программа носит базовый уровень, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности является целостным модульным курсом, который включает в себя пять модулей:

1 модуль «Наш дом - Земля»;

2 модуль «Ноль отходов»;

3 модуль «Экология здоровья»;

4 модуль «Уроки доброты»;

5модуль «Зелёное одеяло планеты»

Объём программы: 144 часа

Сроки реализации программы 1 год обучения

Перспективы программы:

В перспективе программа будет реализовываться в максимальном количестве учреждений дополнительного образования и школ.

Массовый охват школьников позволит привлекать детей к участию в других программах, направленных на реализацию практической эко-деятельности МАУ ДО «ДТСР «Форус» г. Улан – Удэ».

1.7. Формы обучения

Форма обучения – очная

Формы и методы проведения занятий.

Программа предусматривает самые разнообразные формы образовательного процесса в зависимости от тематики.

Возможные формы организации деятельности, обучающихся на занятиях:

- индивидуальная – выполнение заданий, решение проблем, своим проектом;

- групповая – организация работы в группах, включающая теоретические обсуждения вопросов, практические занятия, выезд;

- фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;

- выездные экскурсии, прогулки, экологические акции;

- работа с использованием компьютерных программ;

- участие в творческих мероприятиях, конкурсах, конференциях.

Методы организации и осуществления деятельности обучающихся:

- наблюдения;

- лекция, беседа;

- исследовательско - экспериментальная деятельность;

- презентация;

- практические: акции, экскурсии, мастер-классы, игры.

1.8. Режим занятий

Занятия групп проводятся: 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю (144 часа в год).

Группы обучения комплектуются в количестве 10 - 15 человек

1.9. Особенности организации образовательного процесса

Для эффективной реализации программы необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения. Основные методические приемы помогают сформировать у обучающихся познавательную самостоятельность и развивать творческие способности.

По количеству детей, участвующих в занятии программа предусматривает коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Индивидуальная работа – написание рефератов, подготовка выступлений на семинарах и конференциях, исследовательская работа в природе, а также проектная форма работы.

В программе используются занятия по дидактической цели: получение новых знаний (лекция, экскурсия); закрепление знаний и умений (практикум, собеседование); обобщение и систематизация знаний.

1.10. Цель программы: 

   Цель: формирование ответственного отношения к природе, получение практических навыков ведения экологичного образа жизни и навыков эко-волонтерства (общественно-значимой деятельности).

1.11. Задачи программы

Обучающие:

- формирование экологических знаний и умений обучающихся об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями;

- формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся.

- способствовать формированию экологического поведения и общественной активности;

- понимание сущности экологических проблем, возникновению убежденности и необходимости их решения.

- понимание причин и условий возникновения экологических проблем современности;

Развивающие:

- развитие изобретательности и устойчивого интереса к экологии;

-развитие способности к самовыражению, эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности;

- развитие организационных способностей,

- формирование общественно – активной личности.

Воспитательные:

- воспитание чувства ответственности за судьбу природы, понимания необходимости научиться бережному отношению к окружающему миру;

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к

людям, природе;

- воспитывать потребность в общении с природой, любовь к природе;

-воспитание желания изучать, рационально использовать и сохранять природу;

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

-воспитание культуры поведения, взаимоотношений со сверстниками, людьми старшего возраста.

Валеологические:

- научиться применять на практике полученные знания;

- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и

проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

- формировать здоровый образа жизни обучающихся;

- раскрытие взаимосвязей между экологической обстановкой и здоровьем человека.

1.12. Учебный план

.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов, темы

В том числе:

Формы аттестации

Всего часов

Теория

Практические занятия

1. Введение в курс программы, 2 ч

1.1

Вводное занятие. Знакомство. Обзор основных тем курса.

2

2

опрос

2. Наш дом – Земля, 24ч.

2.1

Экология — это наука.

Земные богатства: леса, моря, поля и реки.

2

2

тест

2.2

Байкал - источник жизни.

2

1

1

зачет

2.3

Особо охраняемые природные территории: национальные парки, заповедники.

4

2

2

зачет

2.4

Легенды Байкала.

(просмотр фильма «Байкал»)

2

2

зачет

2.5

Ролевая игра «Озеро»

2

2

зачет

2.6

Изучение растительного мира родного края. Познавательная игра «Дары леса»

2

1

1

зачет

2.7

Изготовление поделок из природных материалов.

2

2

зачет

2.8

Наследие предков. Национальные и культурные традиции в сохранении окружающей среды.

2

1

1

зачет

2.9.1

Взаимодействие человека и окружающего мира, загрязнение и пути решения. Вода-Земля.

2

1

1

зачет

2.9.2

Взаимодействие человека и окружающего мира, загрязнение и пути решения. Огонь-Воздух.

2

1

1

зачет

2.10

Литературно-музыкальный вечер «О природе в стихах, музыке, картинах известных художников».

2

2

зачет

3. Ноль отходов, 40ч.

3.1

Зеленые технологии и сохранение природы.

2

2

зачет

3.2

Экологические привычки, экономия ресурсов, экологичный транспорт, отказ от пластика.

2

1

1

зачет

3.3

Раздельный сбор отходов. Правила организации.

2

1

1

зачет

3.4

Макулатура. Виды, производство бумаги, способы переработки макулатуры.

Мастер-класс по изготовлению бумаги.

4

2

2

зачет

3.5

Мастер-класс Открытка из макулатуры.

2

2

зачет

3.6

Пластик. Виды, маркировка, производство, переработка. Выбор безопасного пластика.

4

2

2

зачет

3.7

Стекло, производство и переработка. Металл, производство и переработка.

4

2

2

зачет

3.8

Переработка пищевых отходов. Вермикомпостирование.

4

2

2

зачет

3.9

Опасные отходы. Виды, способы переработки, правила использования в быту.

2

1

1

зачет

3.10

Видео экскурсии на перерабатывающие предприятия

2

2

зачет

3.11

Игротека

4

4

зачет

3.12

Многоразовые альтернативы. Разумное потребление.

2

1

1

зачет

3.13

Мастер-класс по росписи экосумки и пошиву экомешочка

2

2

зачет

3.14

Запись видео роликов

4

4

зачет

4. Экология здоровья

Бытовая химия и косметика, 10ч

4.1

Влияние бытовой химии на природу и здоровье человека. Просмотр видео роликов.

2

2

зачет

4.2

Косметика и здоровье человека. Проведение практического опыта.

2

1

1

зачет

4.3

Поиск безопасной альтернативы.

2

2

зачет

4.4

Мастер-класс «Безопасный уход за телом»

2

2

зачет

4.5

Мастер-класс «Джутовая губка»

2

2

зачет

Вредные и полезные привычки, 8ч

4.6

Причины возникновения вредных привычек и зависимостей.

Вредные привычки и здоровье.

2

1

1

зачет

4.7

Влияние вредных привычек на окружающую среду.

2

2

зачет

4.8

Проведение практического опыта.

2

2

зачет

4.9

Как сохранить здоровье. Основы ЗОЖ. Движение — это жизнь.

2

2

зачет

Питание, 6ч

4.10

Питание основа здоровья. Что мы едим. Состав продуктов.

2

1

1

зачет

4.11

Поиск здоровой альтернативы. Продукты местного производства, микрозелень.

2

1

1

зачет

4.12

Основы здорового питания.

2

2

зачет

5.Уроки Доброты

Творящая речь, 12ч

5.1

Золотое правило жизни.

Мастер-класс по оригами “Доброе сердце”

2

1

1

зачет

5.2

Культура речи, о влиянии слов на человека. Влияние на структуру воды. Поделка «Зимние узоры».

2

1

1

зачет

5.3

Способы разрешения конфликтов. Человечность, помощь ближнему.

(встреча с психологом)

2

1

1

зачет

5.4

Как сохранить хорошее настроение. Правила хорошего тона.

Смехотерапия.

2

2

зачет

5.5

Мастер-класс « Изготовление сувенира»

4

4

зачет

Наши верные друзья, 10ч

5.6

Мы в ответе за тех кого приручили.

2

2

5.7

Волонтерство, добровольчество. Знакомство с волонтерскими организациями города.

6

2

4

5.8

Выбор вида волонтерской деятельности, посвящение в волонтеры. Выдача волонтерской книжки.

2

2

6. Зеленое одеяло планеты, 26 ч

6.1

Туризм и природа, способы взаимодействия. Экослед.

2

2

зачет

6.2

Что взять с собой на природу. «Корзинка путешественника»

2

1

1

зачет

6.3

Оформление буклета “Эко турист”

2

2

зачет

6.4

О сохранении и восстановлении леса. Причины возникновения лесных пожаров.

2

2

зачет

6.5

Игра «Пожар в лесу»

2

2

зачет

6.6

Способы предотвращения пожара. Пожарная безопасность в лесу.

2

2

зачет

6.7

Основы органического земледелия.

2

1

1

зачет

6.8

Зеленый мир Бурятии

(Экскурсия в РЭБЦ)

2

2

зачет

6.9

Мастер-класс «Семенная бомбочка»

2

2

зачет

6.10

«Зеленое одеяло планеты»

(посадка вьюнов в парке, посадка деревьев

6

2

4

зачет

6.11

Экологические проекты в Бурятии

2

2

зачет

7. Защита итогового проекта, 6 ч

7.1

Экоквест (разработка и защита)

6

2

4

зачет

Итого:

 144

56

 88

1.13. Содержание программы.

Введение в курс

Теория. Знакомство с учебной группой. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед обучающимся.

1-й модуль «Наш дом – Земля»

Теория. Введение в понятие экология. Изучение флоры и фауны Байкальской территории, водных ресурсов, климат. Изучение особо охраняемых природных территорий. Знакомство с национальными традициями и взаимосвязи человека и природы.

Практика. Работа с картой, гербариями, природными материалами. Ролевая игра «Озеро».

2-й модуль «Ноль отходов»

Теория: Обозначить проблему и причины загрязнения окружающей среды. Пути решения. Что такое система Ноль отходов, основные понятия. Необходимость ведения раздельного сбора мусора. Разобрать какие виды вторсырья бывают, их влияние на окружающую среду. Переработка и воспроизводство товаров. Углеродный след. Опасные отходы, виды и утилизация. Какие существуют экоальтернативы, замена одноразового на многоразовое. Обзор предприятий перерабатывающих вторсырье.

Практика: Организация раздельного сбора отходов в группе и дома. Организация и проведение акции по приему макулатуры и батареек. Изготовление видео-роликов. Творческие занятия по изготовлению фруктовки и роспись сумки. Развивающие экологические игры.

3 –й модуль «Экология здоровья. Химия в быту, экологически безопасные альтернативы»

Теория: Видео-фильм о бытовой химии, беседа о влиянии фосфатов на человека и окружающую среду. Обсуждение что произошло с озером Котокель и что происходит с оз.Байкал. Как выбирать безопасные экологические средства для дома и по уходу за телом.

Практика: разбор состава бытовой химии, подбор экологических средств, проведение мастер-классов изготовление дезодоранта и натуральных духов, губки из джута. Выход в экомагазины.

Вредные и полезные привычки.

Теория: Беседа о их влиянии на здоровье человека, и на репродуктивную функцию, о зависимости, от которой сложно избавиться. Трезвость – основа жизни человека. Истинные причины популярности алкогольных напитков. Просмотр видео-фильма

Практика: Проведение опыта, показывающего влияние алкоголя на белок.

Питание без химии.

Теория: Изучение состава продуктов, влияния консервантов, красителей, упаковки на здоровье человека. Поиск безопасной альтернативы.

Практика: экологичный выход в магазин. Выращивание микрозелени и проростков.

4 - ый модуль «Уроки Доброты. Творящая речь»

Теория: Показ видеофильма о влиянии слов, музыки на структуру воды. Обсуждение с обучающимися Золотого правила жизни, относись к другим так как хочешь, чтобы относились к тебе. Как слова влияют на наши взаимоотношения и здоровье. Как сохранить эмоциональное равновесие и быть в ресурсном состоянии.

Практика: оформление стены “Доброе Сердце” в стиле оригами, с пожеланиями как хочешь, чтоб к тебе относились. Практическое занятие по правилам поведения. Смехотерапия. Поделка «Снежинка».

Наши верные друзья. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Теория: Постановка проблемы откуда появляются бездомные животные, обозначить пути решения - ответственное отношение к животным. Размышляем как можно помочь животным, что может сделать каждый из нас для того, чтобы у животных был свой дом.

Практика: Знакомство с зоозащитниками, участие в акции «День Добра».

5 –ый модуль «Зеленое одеяло планеты».

Теория: Беседа о влиянии человека на природу, разбор позитивных и негативных последствий пребывания человека на природе. Изучение опыта предков. Беседа о значении лесов и растений в жизни человека и экосистемы. Как сохранить и восстановить леса. Изучение способов посадки деревьев.

Практика: Оформление буклета для туристов. Развивающая игра. Изготовление семенных бомбочек. Посадка вьюнов, деревьев в парке. Выезд РЭБЦ.

1.14. Планируемые результаты

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся должны уметь:

В конце изучаемого курса обучающиеся могут:

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий, включающи формы аттестации

2.1. Календарно – учебный график программы.

Продолжительность учебного года:

- 36 недель (17 недель - 1 полугодие и 19 недель - 2 полугодие)

Продолжительность учебной недели – 6 дней.

Начало учебного года: 02.09.20___ г.

Конец учебного года: 31.05.20____г.

 По годам обучения

1 полугодие

ОП

Зимние каникулы

2 полугодие

ОП

Летние каникулы

1-й год обучения

(1 уровень)

02.09.- 31.12.

17 нед.

01.01.-10.01.

11.01-31.05.

19 нед

01.06.-31.08.

2-й год обучения

(1 уровень)

02.09.- 31.12.

17 нед.

01.01.-10.01.

11.01-31.05.

19 нед

01.06.-31.08.

3-й год обучения

(2 уровень)

02.09.- 31.12.

17 нед.

01.01.-10.01.

11.01-31.05.

19 нед

01.06.-31.08.

Сроки контрольных процедур:

Входящая диагностика (проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;

Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – декабрь;

Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.

Открытые занятия с приглашением администрации ОУ и родителей проводятся три раза в год: ноябрь, февраль, май.

2.2. Оценка достижений результатов.

Для достижения высокого уровня освоения дополнительной образовательной программы всеми детьми, необходима четкая организация образовательно-воспитательного процесса, одной из составляющих которого является диагностика уровня освоения дополнительной образовательной программы и индивидуального развития ребенка.

Актуальность диагностики заложена в необходимости отслеживания результатов на всех этапах обучения и воспитания и играет существенную роль в обеспечении и повышении качества образования, в формировании и развитии двигательных и творческих способностей детей.

Таким образом, целью диагностики является определение уровня усвоения учебного материала, физического, творческого и личностного развития обучающихся, ведение мониторинга образовательного процесса и индивидуального развития на основе полученных данных.

Задачами диагностики являются оперативное и своевременное выявление пробелов в учебном процессе, определение форм коррекционной работы.

С целью определения результатов освоения детьми дополнительной образовательной программы проводится мониторинг. Заполняется таблица результатов обучения, в которой оцениваются результаты теоретических знаний, практических умений и навыков и определяется уровень достигнутых результатов.

В ходе диагностики по программе «Будущее земли зависит от тебя» отслеживаются следующие показатели:

•знания по краеведению, экологические термины и обозначения, основные принципы системы «Ноль отходов», о взаимосвязи природы и здоровья человека, знание норм и правил поведения в обществе и на природе, участие в экологических мероприятиях, проектная деятельность (уровень обученности) (Приложение №1)

•творческого развития (уровень развития): внимание, восприятие, мышление, воображение (Приложение №2)

•личностного развития (уровень воспитанности): культура поведения в коллективе, нравственность, гуманность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, активность, организаторские способности, коммуникативные навыки. (Приложение №3)

Оценка знаний проводится дифференцированно, с учетом возраста, соблюдая гуманистический подход и свободное развитие личности.

При изучении материала по разделам предусмотрены практические занятия. Текущий контроль в большинстве случаев будет проводиться в форме зачета. Получить зачет необходимо выполнение практических задач по разделам программы с предъявлением результатов. Для проверки знаний также проводятся викторины, тестирования, опросы.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Входящий (сентябрь): собеседование с ребенком для выявления исходного уровня.

2. Промежуточный мониторинг (декабрь): тестирование, зачет

3. Итоговый мониторинг(май): защита проекта.

Формы контроля освоения программы.

В качестве итоговой самостоятельной практической работы обучающимся необходимо будет выполнить экологический проект на основе полученных знаний.

С целью изучения эффективности экологического воспитания и образования проводится диагностика уровня качества образования по учебному курсу “ЭкоЖизнь” и уровня воспитанности через анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития обучающихся.

Существенное влияние на развитие личности обучающегося оказывает коллектив, равно как и обучающийся оказывает свое влияние на развитие коллектива, в котором он находится.

2.3. Оценочные материалы.

Приложение №1

Диагностика

1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая

20 __-20__, __ год обучения, группа

Параметры:

Выс.ур.- отлично 3, (баллы от 19 до 24);

Ср.ур.- удовлетворительно 2, (баллы от 12 до 18);

Низк.ур.- частично удовлетворительно 1 , (баллы от 6 до 11);

Нет результата – 0, (баллы от 0 до 5)

имя ребёнка

знания по краеведению

экологические термины и обозначения

основные принципы системы «Ноль отходов»

Экология здоровья

правил поведения в обществе и на природе

Проектная деятельность

Итого

1.

2.

3.

Приложение №2

Диагностика включение психических функций

1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая

20 __-20__, __ год обучения, группа

Форма контроля – контрольное занятие, оценивающееся по 5-ти балльной системе, входная, промежуточная и конечная диагностики (начало года, I, II полугодие).

Имя ребёнка

Внимание

Восприятие

Мышление

Воображение

Общий балл

20б

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

вх

пр

ит

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

Критерии:

1. Внимание

2.Восприятие

3.Мышление

4. Воображение

Параметры:

Выс.ур.- включены все функции ПФР (18 – 20 б)

Ср.ур..- функции ПФР в норме (14 – 17 б)

Низк.ур.- слабо развитые функции ПФР (менее 13 б)

Приложение №3

Диагностика уровня воспитанности

1 Входная/ 2 Промежуточная/ 3 Итоговая

20 __-20__, __ год обучения, группа

Несколько советов, как пользоваться этими материалами. Педагогам работающим с детьми с 7 до 17 лет предлагается методика Н.П.Капустина, по определению уровня воспитанности, с которой учитель может поработать в течение года вместе со своими обучающимися. Также предлагается диагностическая программа изучения уровней воспитанности обучающихся М.И.Шиловой. Пользуясь этой программой, на основе педагогических наблюдений руководитель определяет уровень воспитанности обучающихся на данный момент и заполнит сводный лист данных изучения воспитанности обучающихся.

Под уровнем воспитанности подразумевается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения обучающегося получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нравственности, нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка воспитанности будет низкой.

Все цели воспитания переводятся в соответствующие им критерии, что позволяет облегчить работу педагога при составлении плана работы.

Если какое-то качество затрудняются оценить родители или педагог, то оценка по критерию не ставится.

Цели

Критерии оценки

1.Развитие любознательности

1. Любознательность

2.Развитие целеустремленности

2. Целеустремленность

3. Трудолюбие

3.Трудолюбие, прилежание

4.Развитие культурного уровня

4. Культурный уровень

5. Гуманность

5. Гуманность

6. Я – человек

6.Требовательность к себе, стремление

к самосовершенствованию

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности обучающихся 7-8 лет (методика Н.П.Капустина)

Критерии

Я оцениваю себя

Меня оценивают родители

Меня оценивают учителя

Итоговые оценки

1.Любознательность:

-мне интересно учиться;

-я люблю мечтать:

-мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

-мне нравится выполнять домашние задания;

-я стремлюсь получить хорошие отметки

2.Трудолюбие:

-я стараюсь в учебе;

-я внимателен;

-я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

-мне нравится помогать в семье, выполнять домашнюю работу;

-мне нравится дежурство в школе.

3.Бережное отношение к природе:

-к земле;

-к растениям;

-к животным;

-к природе.

4.Мое отношение к школе:

-я выполняю правила для учащихся;

-я добр в отношениях с людьми;

-я участвую в делах класса и школы.

5.Красивое в моей жизни:

-я аккуратен в делах;

-я опрятен в одежде;

-мне нравится все красивое вокруг меня;

-я вежлив в отношениях с людьми.

6.Как я отношусь к себе:

-я самоуправляю собой;

-я соблюдаю санитарно- гигиенические правила ухода за собой;

-у меня нет вредных привычек.

Оценивание проводится в 5-балльной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл:

5 - 4,5 - высокий уровень

4,4 - 4 - хороший уровень

3,9 - 2,9 - средний уровень

2,8 - 2 - низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности обучающихся с 9-10 лет

(методика Н.П. Капустина)

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда.По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто.В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Анкета для обучающихся с 11-14 лет

Качество личности

Самооценка

Оценка родителей

Оценка одноклассников (2-3 чел.)

Оценка учителей

(2- 3 чел.)

Итоговая оценка

I.Интеллектуальный уровень:

- эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки);

- культура речи;

- аргументированность суждений

- сообразительность;

- использование дополнительных источников.

II. Прилежание (отношение к учебе):

-старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий;

- самостоятельность;

-внимательность;

- взаимопомощь.

III. Трудолюбие (отношение к труду):

- организованность и сообразительность;

- бережливость;

- привычка к самообслуживанию;

- следование правилам безопасности в работе;

- эстетика труда

IV. Я и природа:

- бережное отношение к земле;

- бережное отношение к растениям;

- бережное отношение к животным;

- стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде;

- помощь природе

V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам):

- выполнение правил для учащихся;

- выполнение правил внутреннего распорядка;

- следование нормам и правилам человеческого общежития;

- милосердие как противоположность жестокости;

- участие в жизни класса и школы.

VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному):

- аккуратность (опрятность);

- культурные привычки;

- внесение эстетики в повседневную жизнь;

- умение находить прекрасное в жизни;

- посещение культурных центров.

VII. Я (отношение к себе):

- сам управляю собой, своим поведением;

- умею организовать свое время;

- соблюдаю правила личной гигиены;

-забочусь о здоровье, у меня нет вредных привычек.

Оценивание проводится в 5-бальной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция (противоположная той, которая обозначена в анкете)

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

Затем 7 оценок складываются и делятся на 7. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень

4,4- 4 хороший уровень

3,9-2,9- средний уровень

2,8-2- низкий уровень

Анкета для обучающихся с 15-17 лет

Самооценка

Оценка родителей

Итоговые оценки

Итоговые оценки

-эрудиция

-культура речи

-логика мышления

-самостоятельность и творчество

-Использование дополнительных источников

II. Нравственная позиция:

1.Понимание целостности относительно развития человека, общества и природы.

2. Осознание роли человека, в преобразовании окружающей среды.

3. потребность и умение отстаивать свои взгляды

4. Ответственное отношение у учению.

5. Трудолюбие

6. Осознание прав и обязанностей человека в обществе.

7. Уважение, бережное отношение к истории своего народа.

8. потребность в служении отечеству и народу

9. Готовность к сознательному выбору профессии

10. понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека

11. Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль

12. Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека.

13. Осознание активной роли личности в становлении характера и чувства собственного достоинства

14. Неприятие безнравственного поведения

15. Внесение эстетики в жизнедеятельность

16. Сознательное отношение к укреплению своего здоровья

17. Отрицательное отношение к вредным привычкам

Оценивание проводится в 5-бальной системе:

5- это есть всегда

4- часто

3- редко

2- никогда

1- у меня другая позиция (противоположная той, которая обозначена в анкете)

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 2 оценки.

Затем 2 оценок складываются и делятся на 2. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл: 5- 4,5- высокий уровень

4,4- 4 хороший уровень

3,9-2,9- средний уровень

2,8-2- низкий уровень

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

обучающихся ___ группы

Фамилия, имя

Любознательность

Трудолюбие

Бережное отношение

к природе

Мое отношение к школе

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Средний балл

Уровень воспитанности

1

2

3

4

5

В группе _________ обучающихся

______ имеют высокий уровень воспитанности (в)

______ имеют хороший уровень воспитанности (х)

______ имеют средний уровень воспитанности (с)

______ имеют низкий уровень воспитанности (н)

2.4. Методические материалы

Методы обучения: словесный - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу; практический – наблюдение, практические задания, упражнения,  метод  проблемного  обучения  –  поисковые  или  эвристические  методы, методы проектного обучения, исследовательские методы.

Методы воспитания: 

- методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример.

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

- методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). 

В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.

Педагогические технологии

Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению приходит обучение развивающее, направленное на формирование компетентной, социально-адаптированной личности, развитие творческого потенциала обучающихся, развитие у детей устойчивой положительной мотивации к занятиям по экологии. А значит, педагогам сферы дополнительного образования необходимо использовать в своей работе новые методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.

Современные педагогические технологии в обучении детей экологическому образу жизни весьма разнообразны. К их числу относятся личностно-ориентированные технология, технология обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет обеспечить гармоничное развитие личности обучающихся, улучшить процесс их самостоятельной творческой деятельности

Средствами эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания, опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,  экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах над проектами, в проведении Недели экологии, участие в организации праздников и проведения интерактивных экологических площадок и т.д.

Формы организации учебного занятия.

При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом используются следующие формы проведения занятий

1.      Устное изложение темы, развивающее творческую мыслительную деятельность учащихся.

2.      Экскурсия.

3.      Практическое занятие.

 Дидактический  и лекционный материал

Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, игры, памятки, научная  и  специальная  литература,  раздаточный  материал,  диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, методики по исследовательской работе, тематика  исследовательской работы, литература по методике преподавания.

Обеспечение программы методическими видами продукции  - средства обучения

Методические пособия для педагога: литература по направлениям, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические  разработки  игр,  бесед,  походов,  экскурсий,  конкурсов, конференций,  ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями  и технологиями, наличие рабочей учебной программы.

2.5. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо:

Условием реализации программы является её выполнение, обучение с применением новых информационных технологий, методической литературы.

3. Дидактическое обеспечение: дидактические развивающие игры.

4. Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет для занятий объединения (столы, стулья). 

2.    Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.

3.    Сканер, принтер, цифровой аппарат. Компьютеры, с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Windows 7, Мiсгоsoft Оffice  2007, Аdobe Рhotoshop

4.  Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости для сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные, термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).

5.  Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские принадлежности.

6.  Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты растений и животных).

7.  Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).

8.  Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).

9.  Компьютерные презентации по темам программы.

10. Информационный материал к темам программы.

11.  Видеофильмы по экологии.

12.  Энциклопедии по экологии.

13.  Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий).

14.  Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)

15.  Правила поведения в природе.

5. Внешние связи: связь с образовательными учреждениями, учреждениями культуры.

2.6. Список используемой литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008

2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

6. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

7. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

8. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

9. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

10. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

11. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007

12. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005

13. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

14. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

15. Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004

16. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999

17. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000

18. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007

19. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998

20. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003

21. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

22. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998

23. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996

24. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

25. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

26. Дистанционное образование для школьников www.uchi.ru

27. Портал об экологии https://ecowiki.ru/

28. Всероссийский портал ЭКОКЛАСС https://экокласс.рф/

29. Общероссийский проект ЭКОДВОР http://мойэкодвор.рф/

30. Баргузинский заповедник https://zapovednoe-podlemorye.ru/

31. Байкальский музей СО РАН http://bm.isc.irk.ru/

32.Заповедное Подлеморье https://zapovednoe-podlemorye.ru/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

1. Мудрость и заветы предков. Светлана Марказова: Улан-Удэ, 2020

2. Мир вокруг нас, Плешаков А.А. Зеленый дом, 2018

3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

6. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

7. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

8. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

9. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

10. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

11. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007

12. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005

13. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

14.Будущее Земли зависит от тебя: дети ДТ Форус https://vk.com/eco03forus

15. Баргузинский заповедник https://zapovednoe-podlemorye.ru/

16. Байкальский музей СО РАН http://bm.isc.irk.ru/

17. Экологическое направление РДШ https://vk.com/skm_eco

18. Платформа добрых дел https://dobro.ru/

19. Дистанционное образование для школьников www.uchi.ru

20. Общероссийский проект ЭКОДВОР http://мойэкодвор.рф/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Мудрость и заветы предков. Светлана Марказова: Улан-Удэ, 2020

2. Мир вокруг нас, Плешаков А.А. Зеленый дом, 2018

3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

5. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

6. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

7. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

8. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

9. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007

10. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990

11. Дистанционное образование для школьников www.uchi.ru

12. Байкальский музей СО РАН http://bm.isc.irk.ru/

13. Экологическое направление РДШ https://vk.com/skm_eco

14. Общероссийский проект ЭКОДВОР http://мойэкодвор.рф/

15. Будущее Земли зависит от тебя: дети ДТ Форус https://vk.com/eco03forus

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области